Домой / Право / За что казнили боярыню морозову. История боярыни морозовой

За что казнили боярыню морозову. История боярыни морозовой

Верховная дворцовая боярыня, приближенная царя Алексея Михайловича. Активная сторонница старообрядчества. За свои убеждения была заточена в тюрьму, где и умерла от голода. Изображена на известной картине В.Сурикова «Боярыня Морозова».

21 (31) мая 1632 года в семье видного государственного деятеля, родственника царицы царского окольничего Прокопия Федоровича Соковнина родилась дочь, названная Феодосией (данная Богом). Спустя несколько лет после ее рождения на престол взошел «Тишайший», второй царь из династии Романовых. Годы его правления ознаменовались многими событиями. Один из самых впечатляющих моментов - противостояние царя и боярыни Морозовой.

Но это случилось много позднее. А пока девочка росла, родители мечтали о выгодной партии для нее. В 17 лет ей улыбнулось счастье - к ней посватался Глеб Иванович Морозов, младший брат одного из богатейших и влиятельнейших людей того времени Бориса Ивановича Морозова - родственника царя, царского спальника и дядьки царевича, владельца огромнейшего состояния и крупнейшего землевладельца своего времени.

Родители Феодосии хоть и знатного московского происхождения, но породниться с Морозовыми посчитали великой честью. Ведь род Морозовых помимо богатства был очень знатен, а таких фамилий в те времена было чуть меньше десятка. И каждая из них имела равные права на престол. Глеб Иванович после смерти бездетного старшего брата в 1662 году стал наследником всего его состояния - земель, крестьян, производств железа, кирпича и соляных промыслов.

Счастливый брак Феодосии с Глебом подарил им сына Ивана. Но семейная жизнь оборвалась, когда вскоре после смерти Бориса умер и Глеб Иванович Морозов. И молодая тридцатилетняя боярыня стала вдовствующей распорядительницей общего состояния братьев при малолетнем сыне Иване Глебовиче. При дворе Феодосия Прокопьевна была верховной боярыней, приближенной царя и подругой царицы Марии Ильиничны. Подмосковная усадьба Зюзино (ныне в черте Москвы), в которой жила вдова с сыном, была обустроена по западному образцу, красиво и с удобствами, в огромном саду гуляли павлины - неслыханная роскошь по тем временам.

Молодой женщине, несмотря на все привилегии роскошной жизни, хватало забот. Ведь управлять огромным наследством приходилось самой, не полагаясь на помощь многочисленных родственников. Не чая души в сыне, она заботилась о том, чтобы сохранить и приумножить богатства, оставленные ему отцом и дядей. Как любая мать, мечтала найти ему хорошую партию и советовалась по этому вопросу со своим духовником. Ей прочили счастливую богатую жизнь, но деятельная и активная боярыня решила посвятить себя борьбе за веру.

В середине XVII века произошел раскол церкви на два непримиримых лагеря - протопоп Аввакум стоял за интерпретацию исконно русских церковных книг и двуперстие, а патриарх - за их греческое изложение и троеперстие. Многие видные деятели из верхов, не говоря уже о простом люде, не приняли новую церковную концепцию. Они стояли за старую веру отцов и дедов-прадедов. К старообрядцам примкнула и боярыня Морозова, которая с детства отличалась глубокой набожностью, религиозностью и соблюдала все посты. А после смерти мужа постоянно носила грубую рубаху из козьей шерсти (власяницу), что служило постоянным напоминанием о смирении и терпении. Протопоп Аввакум увидел в этом «перст судьбы» - его вера истинная, если даже подруга царицы и самая богатая женщина Московии решила отречься от царских привилегий, земных благ и посвятить себя святому делу - отстаиванию старообрядческих канонов.

В 60-х годах XVII века дом боярыни Морозовой стал центром собраний раскольников. Гонимые ревнители старой веры нескончаемым потоком устремлялись под его крышу. Своеобразный оппозиционный центр широко раскрыл двери странникам, изгнанным из монастырей священникам, юродивым. Сердобольная женщина стала на защиту слабых и гонимых. Целыми днями боярыня беседовала с ними, кормила, оставляла на ночлег. У нее останавливался и подолгу жил сам протопоп Аввакум с женой. Пламенные речи священника не давали остыть ее уму и сердцу, постоянно поддерживая огонь фанатизма. Но это был не угрюмый фанатизм. По наблюдениям современников и протопопа Аввакума, боярыня была доброжелательна, весела, приветлива. После пожизненного заточения лидера старообрядцев в далеком монастыре Феодосия Прокопьевна организовала с ним активную переписку. Ее письма полны тревогой о судьбе сына, хозяйскими хлопотами, в них нет ни слова упоминания о вопросах веры.

Пример самоотверженной борьбы со светской и церковной властью создал боярыне ореол благочестия и вдохновил немало последовательниц. Княгиня Евдокия Урусова, ее родная сестра, дворянка Марья Данилова и некоторые другие женщины «высшего света» стали ярыми приверженицами старообрядчества. Боярыня Морозова настолько демонстративно выступала против церковных реформ, что забеспокоились не только придворные и церковные чины, но и сам Тишайший. От гнева царя ее спасало только доброе отношение царицы Марии и опасение Романова идти против такого влиятельного рода, как Морозовы. Хотя один раз в 1666 году у нее отобрали все имущество и передали его в царскую казну. Тогда благодаря заступничеству царицы часть вотчин даже вернули.

Бесконечно игнорировать царские нововведения, и открыто идти против воли царя не удавалось никому. Не стала исключением и боярыня Морозова. В 1699 году Мария Ильинична умерла, но еще два года царь опасался трогать влиятельную боярыню, не желая портить отношения со старинными боярскими родами. В это время Морозова стала инокиней Феодорой, принявши постриг, и полностью отошла от светской и придворной жизни, прекратила посещать реформаторскую церковь и еще активнее занялась проповедованием старообрядчества. Последней каплей долготерпения государя стал отказ Морозовой присутствовать на царской свадьбе с Наталией Нарышкиной, и на Феодосию Прокопьевну обрушился столь долго сдерживаемый гнев самодержца. Все же перед применением жестких мер, попытался еще раз уговорить Морозову отречься от раскольничьих убеждений силами боярина Бориса Троекурова, зятя - князя Петра Урусова, родственников - бояр Ртищевых. Но все было напрасно.

Поздней осенью 1671 года в дом боярыни с царским указом о ее заточении в Чудов монастырь пришли архимандрит и думный дьяк Илларион Иванов. Обе сестры (они находились в доме) выказали презрение пришедшим, а Морозова даже не встала с кресла, на котором сидела. Так с креслом и пришлось нести ее в людское помещение из боярских хором. Пытались уговорить причаститься к новому обряду ее и в монастыре, но ревностная сторонница раскольников не вняла уговорам. После пыток и бесполезных уговоров Феодосию (инокиню Феодору) отправили в Псково-Печерский монастырь, а Евдокию Урусову - в Алексеевский.

Именно это событие запечатлел на картине . Боярыня Морозова в санях осеняет двуперстным крестным знамением пришедших проводить ее людей. Этот образ знаком с детства - дух несломленной русской женщины, готовой отдать все земные блага за истинную веру. Художник слегка отошел от истины, изобразив боярыню намного старше своих лет, но эта деталь еще больше подчеркивает непокорность и решимость сильной духом инокини. Картина полна экспрессии. сыграл на контрастах - богато одетая, закованная в кандалы боярыня и разношерстная серая людская масса, в большинстве своем сочувствующая ей, вызывают бурю эмоций и наталкивают на размышления о природе и качествах до конца непознанной человеческой души.

В Печерском монастыре боярыню Морозову настигла страшная весть - единственный сын Иван умер, а все имущество отписано в царскую казну. За опальных сестер хлопотал даже патриарх Питирим, просивший отпустить неразумных женщин, по глупости увязших в раскольничьих заблуждениях. Однако царь был тверд - слишком много неприятностей вынес он от «неразумных женщин» и проводить следствие назначил самого Питирима. После бесполезных увещеваний патриарха сестер пытали на дыбе, но физические страдания не смогли сломить их дух. Их ожидала публичная казнь на костре, но этому воспротивилась сестра царя Ирина Михайловна и бояре, справедливо полагая, что позорной казнью представительниц аристократии нельзя подрывать престиж вельмож. Казнь сменили на ссылку и в конце 1674 года сестер отправили в земляную тюрьму . Самая изощренная месть мятежным сестрам - мирское забвение и мучительная смерть от голода. Мятежные аристократки, медленно угасая, провели в земляной тюрьме почти целый год. Мольбы хотя бы о крохотном кусочке хлеба обезумевших от голода женщин не трогали тюремщиков.

Первой не выдержала княгиня Евдокия Прокопьевна Урусова. В сентябре 1675 года она тихо ушла, не отрекшись от своих убеждений. Феодосия Морозова (инокиня Феодора) пережила сестру почти на два месяца, и в первых числах ноября того же года, попросив у тюремщика выстирать в реке свою истлевшую рубаху, чтобы по православной традиции умереть в чистом белье, тоже скончалась. Их так и похоронили, без гробов, без отпевания, завернутых в рогожи в боровском заточении. Сейчас на месте предполагаемого захоронения мучениц старой веры выстроена часовня.

Беспримерен подвиг удивительной женщины - боярыни Феодосии Морозовой, отрекшейся от мирских благ и принявшей мученическую смерть во имя своих убеждений и веры.


Имеет отношение к населенным пунктам:

Родилась в Москве 21 (31) мая 1632 года. В ночь с 15 на 16 ноября 1671 года Феодосия Морозова с сестрой Евдокией Урусовой были взяты под стражу и заключены в Чудов монастырь. После допросов архимандритом Иоакимом и митрополитом Павлом Крутицким 19 ноября 1671 года перевезены на подворье Псково-Печерского монастыря.

Когда писатель Гаршин 100 лет назад впервые увидел великое полотно Сурикова, он сказал, что теперь люди будут не в состоянии «представить себе Феодосию Прокопьевну иначе, как она изображена на картине». Так и случилось. Сегодня мы представляем себе боярыню Морозову изможденной старухой с фанатично горящими глазами.

А какой она была? Чтобы понять это, вспомним, как смотрят на Морозову другие персонажи этого полотна. Одни сочувствуют, они видят в ней мученицу за веру, другие смеются над сумасшедшей фанатичкой. Такой и осталась в истории эта незаурядная женщина: то ли святой, то ли безумной.

Девица Соковнина

Феодосия Прокопиевна, будущая боярыня Морозова, родилась в 1632 году, в семье окольничего Соковнина, родственника первой жены царя Алексея Михайловича. В силу этого родства Феодосия была хорошо знакома и дружна с царицей Марией Ильиничной. Когда Феодосие исполнилось 17 лет, ее выдали замуж за боярина Глеба Ивановича Морозова. Глеб Иванович был младшим братом всесильного Бориса Ивановича Морозова, царского воспитателя, которого Алексей Михайлович почитал, как родного отца. Муж был на 30 лет старше Феодосии.

«Приезжая боярыня»

Сразу после свадьбы Феодосия Прокопьевна Морозова получила звание царициной «приезжей боярыни», то есть, особы, имеющей право приезжать к царице на обед и по праздникам по-родственному. Это была немалая честь, которой удостаивались только жены самых знатных и приближенных к государю лиц. Свою роль тут сыграло не только родство молоденькой Морозовой с Марьей Ильиничной, но и знатность и богатство ее супруга. Глеб Морозов владел 2110 крестьянскими дворами. В его подмосковном имении Зюзино был разбит великолепный сад, в котором гуляли павлины. Когда Феодосия выезжала со двора, ее позолоченную карету везли 12 лошадей, а следом поспешали до 300 слуг. По преданию, супруги ладили хорошо, несмотря на большую разницу в возрасте. У них родился сын Иван, которому суждено было унаследовать огромное состояние отца и бездетного дяди – царского воспитателя Бориса Морозова. Феодосия Прокопьевна жила в роскоши и почете, которые были сопоставимы с царскими.

Духовная дщерь протопопа Аввакума

В 1662 году, 30 лет отроду, Феодосия Прокопьевна овдовела. Молодая, красивая женщина могла бы вновь выйти замуж, огромное состояние делало ее очень завидной невестой. Нравы того времени вторичного замужества для вдовицы не возбраняли. Однако, Феодосия Прокопьевна пошла по другому пути, тоже очень обычному для допетровской России. Она выбрала участь честной вдовы – женщины, всецело посвятившей себя заботе о ребенке и делам благочестия. В монастырь вдовицы уходили далеко не всегда, но они учиняли у себя в доме жизнь по монастырскому образцу, наполнив его монашками, странниками, юродивыми, со службами и молитвенными бдениями в домашней церкви. Видимо, в эту пору она и сблизилась с лидером русского старообрядчества протопопом Аввакумом. Когда начались церковные реформы, приведшие к Расколу, Феодосия, всей душой храня преданность старому обряду, внешне поначалу лицемерила. Она бывала на богослужениях у «никониан», крестилась троеперстно, однако, в доме у себя сохраняла старый обряд. Когда из сибирской ссылки вернулся Аввакум, он поселился у своей духовной дочери. Его влияние и стало причиной того, что дом Морозовой превратился в настоящий центр противодействия церковной реформе. Сюда стекались все недовольные нововведениями Никона.

В своих многочисленных письмах протопоп Аввакум вспоминал, как они проводили вера в богатом доме Морозовых: он читал духовные книги, а боярыня слушала и пряла нитки или шила рубахи для бедных. Под богатой одеждой она носила власяницу, а дома и вовсе одевалась в старые, заплатанные платья. Однако, женщине, которой в ту пору было всего 30 лет, хранить честное вдовство было непросто. Протопоп Аввакум даже посоветовал как-то своей духовной дщери выколоть себе глаза, чтобы они не соблазняли ее плотскими утехами. Вообще, из писем Аввакума складывается портрет вдовицы Морозовой, совсем не похожий на тот образ, что мы видим на известной картине. Аввакум писал о рачительной хозяйке, которая печется о том, чтобы оставить сыну отцовские вотчины в полном порядке, о «жене веселообразной и любезной», хоть иной раз и скуповатой.

Мученица

Алексей Михайлович, отправивший мятежного протопопа Аввакума в далекий Пустозерск, до поры до времени смотрел сквозь пальцы на деятельность боярыни Морозовой. Во многом, вероятно, благодаря заступничеству царицы и тому, что на людях Морозова продолжает «лицемерится». Однако, в 1669 году Мария Ильинична умерла. Через год Феодосия Прокопьевна принимает тайный монашеский постриг с именем Феодора. Все резко меняется. Что было простительно вдове Феодосии Морозой, «приезжей боярыне» царицы, недопустимо и невозможно для инокини Феодоры. Морозова прекращает притворство, перестает появляться при дворе и усиливает свою протестную деятельность. Последней каплей стал отказ Морозовой появиться на свадьбе государя, когда он венчался с Натальей Нарышкиной. В ночь на 16 ноября 1671 года инокиню Феодору взяли под стражу. Вместе с ней была арестована и ее сестра княгиня Евдокия Урусова. Так начался крестный путь боярыни Морозовой и ее верной сподвижницы и сестры Евдокии Урусовой. Их подвергали пыткам на дыбе «с тряской», по много часов допрашивали, их оскорбляли и запугивали. Иногда заточение, благодаря хлопотам знатных родственников становилось относительно мягким, иногда ужесточалось, но сестры были непреклонны. Они отказывались принять причастие от «никониан» и крестились двоеперстно. Конец жизни сестер был ужасным. В июне 1675 года их поместили в глубокую земляную тюрьму и запретили охране под страхом смерти давать им воду и пищу. Сначала умерла княгиня Урусова. Инокиня Феодора продержалась до ноября. Умирала она отнюдь не как одержимая фанатичка, а как слабая женщина. Предание сохранило ее трогательный разговор с охранявшим ее стрельцом.

— Раб Христов! - взывала она - Есть ли у тебе отец и мати в живых или преставилися? И убо аще живы, помолимся о них и о тебе; аще ж умроша - помянем их. Умилосердися, раб Христов! Зело изнемогох от глада и алчу ясти, помилуй мя, даждь ми колачика.

— Ни, госпожа, боюся! – отвечал стрелец.

Тогда несчастная просила хлебца или сухариков, или хоть огурчика или яблочка. Напрасно. Запуганный страж, так и не решился бросить в яму хоть корочку хлеба. Зато он согласился сходить на речку и постирать рубаху пленницы, чтобы не предстать ей перед Господом в грязной одежде.

Древлеправославная церковь чтит святых инокиню Феодору (боярыню Морозову) и сестру ее княгиню Евдокию во граде Боровске пострадавших за правоверие.

15 ноября (2 ноября по старому стилю)- день памяти одной из самых известных и замечательных женщин на Руси- святой преподобномученицы Феодоры, в миру боярыни Феодосии Прокопьевны Морозовой(1675г.).
Среди мучеников Русской Православной Старообрядческой Церкви одно из первых мест заняла боярыня Феодосия Прокопьевна Морозова со своей сестрой княгиней Евдокией Урусовой.

Феодосия Прокопьевна родилась 21 мая 1632 года в Москве. Ее отец, Соковнин Прокопий Федорович, был окольничим, состоял в родственных связях с первой супругой царя Алексея Михайловича Романова Марией Ильиничной. Феодосия входила в число придворных, сопровождавших царицу.
В семнадцатилетнем возрасте девушку выдали замуж за Глеба Ивановича Морозова - представителя знатной боярской семьи, родственной семье Романовых.
Феодосия Прокопьевна занимала место верховой боярыни, обладала большим влиянием в Москве.
Представительница старообрядческой веры, Морозова всегда благосклонно относилась к нищим и юродивым, подавала им милостыню. Кроме того, в ее доме часто собирались приверженцы старообрядчества, чтобы помолиться по древнерусским канонам у древних икон. Женщина тесно общалась с протопопом Аввакумом и не принимала реформы патриарха Никона.
Царю Алексею Михайловичу были не по нраву убеждения верховой боярыни, он неоднократно пытался воздействовать на Морозову через родственников, но боярыня стояла на своем.
Вечером 16 ноября 1671 года к Морозовой пришел архимандрит Иоаким с думным дьяком Илларионом. В доме находилась и сестра боярыни княгиня Евдокия Урусова. Чтобы показать свое неуважительное отношение к гостям, Феодосия и Евдокия легли в постель и лежа отвечали на вопросы пришедших. После допроса женщин заковали в кандалы, оставили под домашним арестом. Спустя два дня Морозову перевезли сначала в Чудов, а потом в Псково-Печерский монастырь.
После заточения боярыни скончался ее единственный сын Иван, двоих братьев сослали, а все имущество перешло в царскую казну.
В конце 1674 года Морозова была переведена в Ямской двор. Там ее пытали на дыбе, чтобы заставить отказаться от своих религиозных убеждений, однако женщина осталась непоколебимой. Скончалась самая богатая и влиятельная в прошлом москвичка 2 ноября 1675 года от истощения. Незадолго до смерти она попросила охрану постирать в реке рубаху, чтобы умереть в чистой одежде.
В ночь с 1- го на 2-е ноября святая отошла ко Господу.
На ее место перевели Марью Даниловну, до той поры томившуюся в заключении среди отъявленных преступников, и не более как через месяц она также преставилась. Старицу- инокиню Меланью и сподвижницу ее инокиню Иустинью сожгли на костре. Много и других женщин было убито и замучено во время правления «тишайшего» царя.
Таким вот образом навязывалась чуждая русскому народу та злополучная церковная «реформа», трагические последствия которой переживаем мы и до сих пор.

Боярыня Феодосия Прокопиевна Морозова родилась 21 мая 1632 в Москве, в семье окольничего П.В. Соковнина, родственника первой жены царя Алексея Михайловича. В 1649 г. выдана замуж за боярина Глеба Ивановича Морозова, брата царского воспитателя Бориса Ивановича Морозова.

Морозовы в XV-XVI веках имели исключительно высокое положение при русском царском дворе. В полуторастолетний промежуток от Ивана III до Смуты из этой фамилии вышло до тридцати думцев, бояр и окольничих. Опалы и казни Ивана IV (Грозного) не обошли и Морозовых. К моменту воцарения Романовых остались считанные представители этого рода, но именно время правления двух первых Романовых было для Морозовых временем наибольших успехов.


Двое из них, братья Борис и Глеб Ивановичи, в юности были спальниками своего сверстника Михаила Федоровича – первого царя из династии Романовых, т. е. самыми приближенными людьми. Это назначение, по-видимому, они получили по родству и свойству с Романовыми. Один из их родичей был прадедом матери царя Михаила, а два других родича, Салтыковы, его двоюродными братьями.


Быт женской половины боярского терема.

Борис Романов был одним из самых богатых бояр своего времени. К 1653 году он владел 7254 дворами. Это – неслыханное по тем временам богатство. Столько же дворов было лишь у дяди царя Никиты Ивановича Романова, да у одного из князей Черкасских. Да и Глеб Морозов владел к 1653 году немалым состоянием – 2110 дворами. После почти одновременной смерти бездетного Бориса Морозова и мужа в 1662 г., Ивану - малолетнему сыну Феодосии Морозовой, а фактически ей осталось одно из самых крупных состояний того времени. Сама Феодосия Морозова занимала высокое положение при дворе – по замужеству она стала "приезжей боярыней" царицы – первой жены царя Алексея Михайловича.

Царица Мария Ильинична- первая жена Алексея Михайловича.

Это была большая честь. Царица всегда обходилась с ней по-родственному и, пока была жива, всегда заступалась за нее перед царем.

Аввакум. Худ. Александр Ковалёв серия "Житие протопопа Аввакума" Никон. Худ. Александр Ковалёв серия "Житие протопопа Аввакума"

Духовная дочь знаменитого протопопа Аввакума, она предоставила ему кров, когда он вернулся из ссылки, после переписывалась с ним. Не приняла Никоновских нововведений и тайно молилась по-старому. После ссылки протопопа Аввакума открыто выступила на защиту старой веры против царя и Патриарха Никона. По поручению царя боярыню тщетно уговаривали, а затем в 1665 г. у нее отобрали половину ее вотчин, но физически расправиться с такой близкой к царской семье, родовитой боярыней пока опасались.


Боярыня Морозова. Худ. Литовченко Александр Дмитриевич

Царь Алексей Михайлович и после разрыва с Никоном остался верен церковной реформе, так как она позволяла ему держать Церковь под контролем. Царя очень беспокоило сопротивление старообрядцев, и поэтому он давно был недоволен Морозовой. Он, конечно, знал, что дома она молится по-старому; видимо, знал, что боярыня носит власяницу, знал и о переписке ее с заточенным в Пустозерске протопопом Аввакумом и о том, что московские ее палаты - пристанище и оплот старообрядцев.


Аввакума в заточении стремились склонить к новым порядкам в православии. Худ. Александр Ковалёв серия "Житие протопопа Аввакума"

Однако решительных шагов царь долго не предпринимал и ограничивался полумерами: отбирал у Морозовой часть вотчин, а потом возвращал их, пытался воздействовать на нее через родственников и т. п. В этих колебаниях велика роль печалований царицы Марии Ильиничны, но не стоит сводить дело лишь к ее заступничеству. Ведь после ее кончины (1669 г.) царь еще два с половиной года щадил Морозову. Судя по всему, он довольствовался "малым лицемерием" Морозовой, которая "приличия ради... ходила к храму", т. е. посещала никонианское богослужение.

Гравюра 18 века. свадьба Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной

Все круто переменилось после ее тайного пострига – около 1670 г. Феодосия Морозова приняла иночество (тайное пострижение совершил игумен Досифей) с именем Феодора и уже не могла участвовать в придворных церемониях. Если боярыня Федосия "приличия ради" могла кривить душой, то инокине Феодоре, давшей монашеские обеты, не пристало и "малое лицемерие". 22 января 1671 г. тайная инокиня Феодора (боярыня Морозова) демонстративно отказалась присутствовать на свадьбе царя с Натальей Нарышкиной, сказавшись больной. Царь не поверил отговорке и воспринял этот отказ как глубокое оскорбление царской фамилии. С этого момента Морозова стала для него личным врагом. Новообрядные архиереи ловко играли на этом...

В ночь на 16 ноября 1671 г. инокиню Феодору и ее сестру – княгиню Евдокию Урусову взяли под стражу. 18 ноября сестер допрашивали в Чудовом монастыре "духовные власти". Обе сестры отказались причаститься даров, освященных иерархами господствующей Церкви, назвав властей предержащих еретиками, после чего сестер отправили в заточение. В преследованиях и допросах особенно усердствовали архиереи – невежественный Иоаким, тогда чудовский архимандрит, и митрополит Сарский и Подонский Павел – оба люди крайне жестокие.


В.И.Суриков изобразил боярыню Морозову в момент. когда её подвергли опале и выслали из Москвы.

Но даже мягкий Патриарх Питирим, сменивший опального Никона, изменил своему нраву, когда понял, как ненавидит Морозова его "никониянскую веру".

Куклы Ольги Извольской. Боярыня Морозова

Вскоре умер сын инокини Феодоры – Иван (есть версия, что он был отравлен по приказу Алексея Михайловича, но я (Б.Д.) не очень в это верю, поскольку травить людей было не в привычке у этого царя), и все ее имущество было распродано, вотчины розданы другим боярам, а братья боярыни высланы из Москвы.


Боровский Рождества Богородицы Пафнутьев монастырь, г. Боровск (Калужская обл.).

Зимой 1673 г. инокиню Феодору, Евдокию Урусову и их соузницу инокиню Марью (Данилову) подвергли жестоким пыткам. Несмотря на заступничество сестры царя царевны Ирины Михайловны, царь приказал отправить трех узниц в Боровск (Калужская область) в Рождества Богородицы Пафнутьев монастырь в заточение. В январе 1675 г. заключенных тайно навестили близкие люди, среди которых находился и автор ее жизнеописания. Это посещение стало известным и вызвало расследование, в результате которого у узниц отобрали книги, иконы, одежду и пищу.


Неизвестный художник 19 века. Пытошный допрос боярыни Морозовой.

В конце июня 1675 г. были сожжены 14 боровских узников, в т. ч. бывший слуга Феодоры Иван и ее соузница инокиня Иустина. Феодору и Евдокию перевели в новоустроенную глубокую земляную тюрьму, а охране под страхом смерти запретили давать им пищу и питье.


Журнал "Нива", худ В. Перов "Пытка боярыни Морозовой"

Святая Феодора умерла от голода в ночь с 1 на 2 ноября в возрасте 43 лет. Умирала она не как житийная героиня, а как человек. "Раб Христов! - взывала замученная голодом боярыня к сторожившему ее стрельцу. - Есть ли у тебе отец и мати в живых или преставилися? И убо аще живы, помолимся о них и о тебе; аще ж умроша - помянем их. Умилосердися, раб Христов! Зело изнемогох от глада и алчу ясти, помилуй мя, даждь ми колачика". И когда тот отказал ("Ни, госпоже, боюся"), она из ямы просила у него хотя бы хлебца, хотя бы "мало сухариков", хотя бы яблоко или огурчик - и все напрасно.

Исследователь академик А.М. Панченко написал о Феодоре (Морозовой): "Человеческая немощь не умаляет подвига. Напротив, она подчеркивает его величие: чтобы совершить подвиг, нужно быть прежде всего человеком".


Петр Оссовский/ Фрагмент триптиха Протопоп Аввакум – Боярыня Морозова

Священномученик протопоп Аввакум, которому и самому скоро предстояло принять огненную смерть, написал об инокине Феодоре и княгине Евдокии: "Увы, увы, чада мои прелюбезные! Увы, други мои сердечные! Кто подобен вам на сем свете, разве в будущем святии ангели! Увы, светы мои, кому уподоблю вас? Подобни есте магниту каменю, влекущу к естеству своему всяко железное. Тако же и вы своим страданием влекуще всяку душу железную в древнее православие. Исше трава, и цвет ея отпаде, глагол же Господень пребывает вовеки. Увы мне, увы мне, печаль и радость моя, всажденная три каменя в небо церковное и на поднебесной блещащеся! Аще телеса ваша и обесчещена, но душа ваша в лоне Авраама, и Исаака, и Иякова!"

Остались верны инокине Феодоре ее братья – Федор и Алексей Соковнины. Посему царь Алексей поспешил удалить обоих братьев из Москвы, назначив их воеводами в маленькие города. Это была ссылка. Вероятно, царь знал или подозревал, что с сестрами у Соковниных не только кровная, но и духовная связь, что все они стоят за "древлее благочестие". Видимо, царь их опасался - и не без оснований, как показали позднейшие события. 4 марта 1697 г. окольничий Алексей Прокопьевич Соковнин, "потаенный раскольник", был обезглавлен на Красной площади – за то, что вместе со стрелецким полковником Иваном Цыклером стоял во главе заговора на жизнь Петра I.


Рогожская Палестина - центр русского старообрядчества

11 сентября Древлеправославная Церковь совершает память святых мучениц и исповедниц: боярыни Феодосии, в иночестве Феодоры, и сестры её княгини Евдокии - Иустины, во граде Боровске пострадавших за правоверие.

Со времени канонизации инокини Феодоры (боярыни Морозовой) и ее соузниц, появились иконы с их ликами. Они находятся почти во всех старообрядческих храмах, в том числе в Покровском соборе в Рогожской слободе и в храме Николая Чудотворца на Бутырском валу (у Тверской заставы).

Жизнь

Феодосия, дочь окольничего Прокофия Соковнина, так же, как и отец, была приближённой к царской семье. Скорее всего, она входила в число придворных дам, сопровождавших царицу. Именно такое положение помогло ей в 17 лет выйти за Глеба Ивановича Морозова, родственника царя. Брат Глеба, Борис, был невероятно богат, но умер бездетным в 1662 году. Феодосии было 30 лет. Состояние Бориса перешло Глебу, который тоже вскоре умер. Наследником стал маленький сын Ваня, но фактически имением управляла мать.

Боярыня Морозова навещает протопопа Аввакума в тюрьме (миниатюра XIX века)

Самое пышное имение Морозовых, усадьба Зюзино, была обустроена по европейскому образцу одной из первых в России. Вот как описывается от лица современников её имение у Сергея Соловьева: «Дома прислуживало ей человек с триста. Крестьян было 8000; другов и сродников множество много; ездила она в дорогой карете, устроенной мозаикою и серебром, в шесть или двенадцать лошадей с гремячими цепями; за нею шло слуг, рабов и рабынь человек сто, оберегая её честь и здоровье».

Религия

В это время патриарх Никон проводил реформу православной церкви: унифицировались по современному греческому образцу церковный обряд и книги. Поспешно были преданы анафеме все, кто крестится двумя перстами, в 1656 году — это и стало поводом к расколу (причин, конечно же, больше). Эти действия вполне вписывались в курс на централизацию управления государством: одно государство, одна религия с одним, единым обрядом. Впрочем, такие резкость и жесткость не могли понравиться старообрядцам, считавшим русское православие выше греческого. Это связано с подписанием греками Флорентийской унии, падением Константинополя и концепцией «Москва — третий Рим».


Грубая овечья шерсть власяницы колола кожу. Если шерсти было мало, аскеты надевали власяницу из металлических крючков

Феодосия Морозова была не просто противницей Никона. Она была ярой сторонницей протопопа Аввакума, апологетом старообрядчества, с которым она тесно общалась. Оставшись в тридцать лет вдовой, она «усмиряла плоть», нося власяницу. Однако Аввакум попрекал молодую вдову тем, что она недостаточно «смиряет» плоть и писал ей: «Глупая, безумная, безобразная выколи глазища те свои челноком, что и Мастридия» (призывая по примеру преподобной Мастридии, чтобы избавиться от любовных соблазнов, выколоть себе глаза). Домашние молитвы Морозова совершала «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. Но поддержка ею старообрядчества, судя по письмам Аввакума, была недостаточной: «Милостыня от тебя истекает, яко от пучины морския малая капля, и то с оговором».

Не мрачная фанатичка, а хозяйка и мать, занятая сыном и домашними делами

Академик Александр Панченко, исследуя письма Морозовой к Аввакуму, пишет, что в них нет рассуждений о вере и считает, что Феодосия «не мрачная фанатичка, а хозяйка и мать, занятая сыном и домашними делами».


Алексей Михайлович и Никон перед гробницей святителя Филиппа

Тишайший царь Алексей Михайлович, поддерживавший реформы, пытался повлиять на боярыню через её родственников и окружение, а также отбирая и возвращая поместья. От решительных действий царя удерживало высокое положение Морозовой и заступничество царицы Марии Ильиничны. Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное «малое лицемерие». Но после тайного пострига в монахини под именем Феодоры, состоявшегося в конце декабря 1670 года, Морозова стала удаляться от церковных и светских мероприятий.

Смерть

1 февраля 1671 года по новому стилю Феодосия Морозова под предлогом болезни отказалась от приглашения на свадьбу царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной. Это вызвало гнев монарха. Он направил к ней сначала боярина Троекурова, а затем князя Уварова с требованием принять церковную реформу: Морозова отказала обоим.

В ночь на 16 (26) ноября 1671 года в дом Морозовой по приказу царя пришёл архимандрит Чудова монастыря Иоаким. Он допросил Феодосию и её сестру Евдокию Урусову, пока те, показывая своё презрение, лежали в кровати. После допроса сестёр заковали в кандалы, но оставили дома. Через 11 или 12 дней их перевели в Чудов монастырь, откуда отправили в Псково-Печерский монастырь. Вскоре скончался сын Морозовой, двоих братьев сослали, а имущество конфисковали.


Часовня-памятник в Боровске на предполагаемом месте заключения Феодосии Морозовой и Евдокии Урусовой

В конце 1674 года сестер Морозовых пытались заставить пытками на дыбе отречься от старообрядства. Они не отступили. Их бы сожгли, но спасло заступничество бояр. Сестёр отправили в Боровск, там их заточили в земляной тюрьме, в которой они скончались от голода. Перед смертью Феодосия попросила тюремщика постирать рубаху, чтобы умереть в чистой сорочке.