В США существует множество типов начальных альтернативных школ. Вот лишь некоторые из них :
1. Свободные или открытые школы
Так в американской педагогической литературе называется большинство альтернативных школ. Термин «открытые» школы вытекает из философской концепции «открытые для себя, для людей и мира, а также для опыта». Они невелики по размерам -- не более 30 учеников, с которыми работают не менее двух учителей. Основным принципом их деятельности является дифференцированное и индивидуализированное обучение. Школы предоставляют учителям, ученикам и родителям свободу в использовании собственного опыта. Циклы дополнительных предметов и методику обучения выбирают учителя и родительский комитет. Термин «свободные» означает, что любой гражданин может записать своего ребенка в эти школы или воспользоваться их услугами. Клиентура «свободных» школ может быть как богатой, так и бедной. Во втором случае родители, как правило, помогают школе в качестве помощников учителя или выполняют работу обслуживающего персонала.
Вот как описывает одну из типичных альтернативных школ Т. С. Комарова. «Расположена она в одноэтажном здании, устроенном внутри так, что для классов и физкультурного зала выделена середина здания. Вокруг них по всему периметру здания проходит довольно широкий коридор, используемый для бега во время занятий физкультурой. Классы друг от друга отделены невысокими шкафами для книг и пособий. В классах столы трапециевидной формы. Для занятий в день нашего посещения они были составлены в разных классах по-разному: в несколько горизонтальных рядов, по два в шестигранники, по несколько столов, образуя что-то вроде круглого стола. Разнообразие шкафов, расстановки столов, оформление классов создавало живую непринужденную картину, лишенную стандарта и скуки. Также были выделены зоны для отдыха учащихся, где установлены телевизор, магнитофоны, разнообразная мебель. Дети могут собраться в этих зонах, послушать музыку, поговорить. На вопрос, не мешает ли такая обстановка занятиям, учителя ответили отрицательно» .
2. Школы внутри школы
Это альтернативные мини-школы, которые формируются как классы внутри традиционных частных или государственных школ и в отличие от школ 1 типа не имеют собственного помещения. Они возникают там, где небольшое число учащихся и учителей объединяются в класс, в котором используют нетрадиционные методы обучения. Они специализируются на определенной теме (например, экологии) или реализуют свои собственные идеи. Программа может быть рассчитана на целый день занятий или только на его часть. В последнем случае оставшееся время дня дети могут посвящать обучению в традиционной школе или проводить дома.
3. Домашнее альтернативное воспитание
Некоторые родители не доверяют обучение детей младшего школьного возраста школе, предпочитая обучать их дома. Иногда эти родители объединяются, приглашают к себе домой преподавателей из государственных школ. Учителя занимаются с небольшим числом детей по программе, приближенной к стандартному обучению. В домашних альтернативных школах используется неформальный подход к методике обучения, поощряется разнообразие учебных материалов и стилей, приветствуется индивидуальный выбор предметов по интересам.
4. Общинные многонациональные школы
Эти школы объединяют учеников различных этнических и расовых групп. Учитывая разный культурный и образовательный уровень детей, они предлагают иные, по сравнению с государственными школами, программы, такие, как двуязычное обучение или обучение навыкам повседневной жизни в Америке (для детей вновь прибывших иммигрантов). Осознание этнических и расовых особенностей находится в центре внимания этих школ. Они, как правило, расположены в тех штатах, где особенно пестрый этнический состав населения. Эти школы основаны на идее культурного плюрализма и на необходимости осознать различное культурное происхождение и вклад народов в социальную и культурную жизнь страны.
Следует особо отметить, что между официальной и альтернативной школами существует и некий средний тип. Для него характерно восприятие методов и принципов обучения альтернативной и официальной школы, их синтез. В этих «серединных» типах школ учителя получают право свободного выбора форм обучения. Здесь нет единого учебного плана, педагогам дана возможность работать по программам, составленным из групп обязательных и необязательных предметов, которые они сочетают в различных комбинациях.
Главная особенность альтернативной начальной школы -- в обеспечении условий для интеллектуального, личностного и социального развития своих учащихся. Отсюда -- постоянный методический поиск и методическое новаторство. При этом альтернативное обучение в наибольшей степени учитывает психологические особенности детей младшего школьного возраста.
Как известно, дети этой возрастной группы отличаются особенностями мышления. Шестилетним детям свойственно конкретное мышление, и им требуется осязать предметы. Они легче могут постигнуть, например, сложение и вычитание, если будут держать в руках предметы, которые считают, а не смотреть на цифры, написанные на доске. Поэтому ведущим компонентом нетрадиционного подхода к обучению является акцент на предметную деятельность. Для этого школы оборудованы соответствующими наглядными пособиями, занятия часто проводятся на открытом воздухе, поощряются экскурсии. Администрация одной из школ обратилась к властям с просьбой предоставить школе автобус на время проведения урока по изучению правил дорожного движения. Ученики с помощью учительницы и водителя наглядно ознакомились и с правилами движения, и с устройством машины. Затем на уроке дети рисовали светофор, моделировали уличное движение на специальном стенде, конструировали модель автобуса, обсуждали сведения, приобретенные во время экскурсии по городу.
В альтернативных классах особенно распространены такие формы работы, как свободная дискуссия, деловая игра, моделирование ситуаций, в ходе которых дети учатся рассуждать и формулировать свои мысли. Как правило, эти дискуссии затрагивают ряд тем учебного цикла, актуализируя межпредметные связи. Открывая такую дискуссию, требующую практического применения знаний по истории, географии и культуре поведения, учительница сообщает ученикам о том, что одежда, манеры, поведение человека свидетельствуют о том, откуда он родом.
Исходя из того, что в младшем школьном возрасте для детей особенно важным является процесс общения, педагоги-альтернативисты настаивают на том, чтобы дети как можно больше занимались группами, приобретая тем самым навыки коллективной деятельности, сотрудничества, сопереживания, соучастия. Учитывая неравномерность развития детей этого возраста (шестилетний ребенок, который вчера еще был отстающим, завтра может обогнать в развитии своих сверстников, если ему помочь в этом на основе современной методики обучения), педагоги-альтернативисты считают целесообразным организовывать разновозрастные классы, в которых дети постарше могли бы помогать в работе младшим, а более способные дети -- менее способным. Поэтому в альтернативных начальных школах часто можно увидеть классы, в которых обучаются дети 5-8 лет совместно. В этих разновозрастных классах обычно царит дух дружелюбия, сотрудничества, взаимопомощи.
В то же время сохраняется характерная черта американской педагогики -- поощрение индивидуальной деятельности детей, их личных успехов, стремления выделиться. Однако в современной альтернативной педагогике акцент делается на примирении индивидуалистической ориентации в воспитании ребенка с групповыми и общественными интересами, ценностями и нормами, которые ему необходимо усвоить, чтобы стать полноправным членом общества. Иными словами, сторонники альтернативных методов в педагогике полагают, что молодой американец с детских лет должен не только обладать способностями к яркому самораскрытию и преодолению внутренних конфликтов, но и сочетать это с интересом к общественным заботам, способствующим воспитанию чувства патриотизма.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что все более и более в США значимую роль играют именно альтернативная начальная школа. Американская педагогика не стоит на месте она ищет альтернативные пути, пути решения многих проблем. Альтернативная начальная школа справляется с такими проблемами. Но если говорить, сравнивать с нашей республикой, то альтернативная школа может существовать у нас, с большими «но!». Но не надо забывать о менталитете двух народов, что подходит американскому ребенку, не подойдет белорусскому ребенку. Жизнь в нашей стране остается на низком уровне, а так как значительная часть альтернативных школ - это платные школы, то говорить о создании таких школ у нас рано. Безусловно, в этих школах много положительного, новые методики, новые подходя в обучении. Перенимать положительный опыт необходимо, интересоваться педагогам новыми идеями - это, значит, повышать свой профессионализм.
1. Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.
2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:
1) дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;
2) общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;
3) профессиональная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;
4) образовательная организация высшего образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.
3. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:
1) организация дополнительного образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;
2) организация дополнительного профессионального образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.
4. Образовательные организации, указанные в частях 2 и настоящей статьи, вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:
1) дошкольные образовательные организации - дополнительные общеразвивающие программы;
2) общеобразовательные организации - образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения;
3) профессиональные образовательные организации - основные общеобразовательные программы, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;
(см. текст в предыдущей редакции)
4) образовательные организации высшего образования - основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;
5) организации дополнительного образования - образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения;
6) организации дополнительного профессионального образования - программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.
5. Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.
6. В наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).
Право на образование — одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ. Основы государственной политики в области образования сформулированы в Федеральном законе «Об образовании» № 12-ФЗ от 13.01.1996 г. В данном документе под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией обучающимся установленных государством образовательных уровней, удостоверенных соответствующим документом. Гражданам РФ гарантируется возможность получения образования без каких-либо условий и ограничений, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, состояния здоровья и пр.
Реализация государственных гарантий прав граждан на образование обеспечивается созданием системы образования и соответствующих условий для его получения. В современный период систему образования понимают как совокупность факторов, обеспечивающих реализацию его социальных функций: сеть образовательных учреждений; образовательные стандарты и программы; систему ресурсного обеспечения — кадрового, научного, методического, материального, финансового; организацию сотрудничества с другими социальными и образовательными системами; управление.
При реформировании отрасли признано возрастание полномочий субъектов РФ в области образования. Особое внимание уделяется принципу регионализации образования, признаками которой с позиций его организации является: совокупность учебно-воспитательных учреждений в регионе, обеспечивающих возможность дифференциации обучения в соответствии с интересами обучающихся; совокупность программ обучения, отражающих научно-культурные, демографические и экономические особенности региона; наличие научно-методической школы, обобщающей своеобразие педагогического опыта региона. С позиции ресурсного обеспечения региональной является система образования, финансируемая из регионального бюджета, а муниципальной – система, финансируемая из бюджета местного органа самоуправления.
В условиях существующей вариативной системы образования в стране возникло много различных типов и видов образовательных учреждений. В начале 1990-х годов процесс их создания проходил стихийно и статус образовательных учреждений определялся каждым субъектом РФ самостоятельно. Однако решение о создании различного рода учреждений должно приниматься при наличии соответствующей материальной базы, финансовых ресурсов, подготовленных кадров и учебных программ.
Содержание образования определенного уровня и направленности определяют общеобразовательные и профессиональные образовательные программы. К общеобразовательным относятся программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования и среднего (полного) общего образования, они направлены на решение задачи формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, на создание основы выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К профессиональным относятся программы начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.
С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в очной, очно-заочной (вечерней), заочной формах, в формах семейного образования, самообразования и экстерната. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений и нормативные сроки освоения каждой из программ регулируются Типовыми положениями об образовательных учреждениях, утверждаемыми Правительством РФ. Для негосударственных образовательных учреждений Типовые положения выполняют функции примерных. Образовательное учреждение осуществляет процесс образования, реализуя одну или несколько образовательных программ и обеспечивая содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными.
Гражданский кодекс РФ относит образовательные учреждения к некоммерческим организациям, поэтому в их наименованиях должно содержаться указание о характере образовательной деятельности. Типы образовательных учреждений зависят от реализуемой образовательной программы и помимо дошкольных могут быть:
· общеобразовательные, включающие в себя три ступени: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
· начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования;
· дополнительного образования взрослых; дополнительного образования детей;
· специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
· для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
· другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
В целях обеспечения доступности и вариативности образования могут создаваться следующие виды учреждений: начальная общеобразовательная школа; основная общеобразовательная школа; средняя общеобразовательная школа; средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (может быть указан конкретный предмет: иностранный язык, профиль физико-математический или гуманитарный и пр.); лицей; гимназия; вечерняя (сменная) общеобразовательная школа; центр образования; открытая (сменная) общеобразовательная школа; кадетская школа.
В номенклатуру образовательных учреждений России включен и такой тип учреждений, как специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением. Виды таких учреждений также зависят от возраста и состояния здоровья воспитанников: специальная общеобразовательная школа; специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей и подростков с отклонениями в развитии; специальное профессионально-техническое училище; специальное (коррекционное) профессионально-техническое училище для детей и подростков с отклонениями в развитии.
Подготовку квалифицированных специалистов со средним профессиональным образованием осуществляют образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения): техникумы (училища, школы); колледжи; техникумы-предприятия. Колледж обеспечивает повышенный (по сравнению с техникумом) уровень квалификации обучающихся, а в техникуме-предприятии осуществляется образовательная и профессиональная деятельность в соответствии с профилем подготовки учащихся.
Учреждения высшего профессионального образования обеспечивают потребности личности в приобретении высшего образования и квалификации в избранной области деятельности. Этот тип учреждений подразделяется на виды: университет — высшее учебное заведение, деятельность которого направлена на развитие образования, науки и культуры путем проведения фундаментальных научных исследований и обучения на всех уровнях высшего, послевузовского и дополнительного образования по широкому спектру естественно-научных, гуманитарных и других направлений науки, техники и культуры; академия; институт.
Академия осуществляет подготовку специалистов высшей квалификации и переподготовку руководящих специалистов определенной отрасли из области науки, техники, культуры. Институтом называется самостоятельный вуз или структурное подразделение университета (академии), реализующее профессиональные образовательные программы по ряду направлений науки, техники и культуры.
Не является обязательным дополнительное образование. Основное предназначение учреждений дополнительного образования детей — развивать мотивацию личности в возрасте от 6 до 18 лет к познанию и творчеству, организовать содержательный досуг детей. Учреждения дополнительного образования взрослых включают в себя учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), и назначение этого типа учреждений — повышение профессиональных знаний специалистов, совершенствование их деловых качеств и подготовка к выполнению новых трудовых функций. Бесплатное содержание, обучение и воспитание детей в дошкольных учреждениях и в учреждениях дополнительного образования государством не гарантируется, и для этих типов учреждений предусмотрено оказание финансовой поддержки.
В систему образования включается также широкая сеть прочих учреждений , обеспечивающих учебно-воспитательный процесс: научно-методические центры, медико-психолого-
педагогические службы, службы технического надзора за ходом капитального ремонта и строительства объектов и пр.
Собственником государственных и муниципальных образовательных учреждений является государство в лице федеральных, региональных и местных органов управления и соответственно основой государственных гарантий получения гражданином образования в пределах стандартов является государственное или муниципальное финансирование. Средства бюджета служат основным источником финансового обеспечения расходов на образование во многих странах мира, включая Россию. Необходимость бюджетного финансирования сферы образования обусловлена свойствами образовательных услуг как общественного товара и их ролью в социально-экономическом развитии стран. Однако суммы бюджетных ассигнований не могут определяться исходя только из требований практики. Любое государственное регулирование подразумевает установление государственного заказа, подлежащего бюджетному обеспечению, и социальных нормативов, выраженных в натуральном и в денежном исчислении. Законом определено, что для системы образования государственный заказ должен включать такие параметры, как количество контингентов обучаемых, государственный образовательный стандарт, норматив бюджетного финансирования.
Структура финансовых потоков на содержание учреждений образования классифицируется по уровням бюджетов. Федеральный уровень включает три направления выделения средств: на содержание учреждений федерального ведения; на реализацию федеральных образовательных программ; на образовательные субвенции в рамках трансфертов регионам, нуждающимся в финансовой поддержке. Региональный и муниципальный уровни аналогичны федеральному и предусматривают ассигнования на содержание учреждений местного ведения и реализацию собственных программ. В случаях, когда финансирование учреждений или мероприятий осуществляется из бюджетов разных уровней, применяется термин «многоуровневое финансирование». Понятие «многоканальное финансирование» означает, что финансовые ресурсы поступают не только из бюджетов различных уровней, а и из широкого спектра внебюджетных средств.
Современный период характеризуется постепенной передачей ответственности за финансирование образования с федерального уровня на местный. Эти процессы в большей степени затрагивают интересы учреждений профессионального образования, поскольку финансирование из центра мешает достижению гибкости и ориентации системы подготовки кадров на региональных и муниципальных рынках труда. Почти прекращено финансирование учреждений образования за счет предприятий и организаций. В начале 1990-х годов за счет бюджетов всех уровней расходы на образование составляли 84 % от всех затрат, а 16 % — обеспечивались за счет средств предприятий.
Стремление преобразовать систему образования в своих интересах побуждает систему частного предпринимательства открывать альтернативные негосударственные учебные заведения и оказывать финансовую поддержку государственным учреждениям, которые также вправе самостоятельно осуществлять выбор образовательных программ и предлагать широкий спектр образовательных услуг населению на платной основе. То есть привлечение дополнительных средств на цели образования может осуществляться путем предпринимательской деятельности самого образовательного учреждения и взаимодействием с юридическими и физическими лицами, осуществляющими благотворительную деятельность в пользу образовательного учреждения (спонсорами).
Ограничение бюджетного финансирования мотивировало образовательные учреждения к расширению границ своей рыночной деятельности, поскольку из внебюджетных источников значительная часть средств направляется на заработную плату и улучшение условий труда. В соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании» платными могут быть только те образовательные услуги, которые не предусмотрены основными для данного учреждения программами, финансируемыми из бюджета, и здесь основными формами привлечения внебюджетных средств могут быть:
· подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала сверх государственного заказа: по договорам с органами государственной власти, местного самоуправления, предприятиями и организациями, юридическими и физическими лицами;
· научно-исследовательская, производственная, консалтинговая, сертификационная деятельность, оказание экспертных, информационных и других услуг;
· формирование эффективной и доходной системы обучения иностранных студентов, аспирантов и стажеров;
· поэтапный переход к платному пользованию объектами социальной инфраструктуры учебных заведений.
Стабильным и долгосрочным внебюджетным источником финансирования может быть доход от сдачи в аренду свободных помещений, при этом необходимыми условиями для оформления арендных отношений служат надежность и платежеспособность арендатора, не ухудшение условий для осуществления учебной деятельности.
Объем благотворительных средств зависит от усилий всех участников образовательного процесса: трудового коллектива, родителей, общественности. Отличительная особенность этого источника состоит в том, что сам благотворитель, а не благополучатель определяет порядок использования средств, тогда как доход от самостоятельной коммерческой деятельности учреждения используют по своему усмотрению. Имеется и такой источник финансирования, как средства международных организаций, передаваемые учреждениям образования как на безвозмездной основе (в виде благотворительности), так и на реализацию программ международного сотрудничества.
Скляренко Элина Олеговна
Современное образование выделяет по меньшей мере 7 типов школ (варианты общего среднего образования).
Традиционная школа. Этот тип школы ориентирован на передачу готовых знаний. Каждому предмету отводится строгое кол-во предметных часов. Такая школа воспроизводит по преимуществу эмпирический тип мышления.
Специализированная школа (с углубленным изучением одного или комплекса предметов). Это тип школы направлен на углубленное изучение какого-либо предмета (например, одного или нескольких языков, математики, физики, истории, литературы или физкультуры и пр.) Чаще всего это достигается за счет увеличения числа упражнений и учебных часов, отводимых в учебном плане для более детального изучения материала.
Гимназия-лицей . Этот тип воссоздает академический уровень образования (стиль, форма и метод), существовавшего в дореволюционный период и по праву имевшего высокий авторитет. Чаще всего, учреждения этого типа, значительно изменяют учебные планы за счет добавления новых предметов, как правило, гуманитарного профиля (философия, логика, культура, изучение древних и нескольких иностранных языков и т.д.) и стараются привлекать к процессу преподавания специалистов высокого класса (сотрудников ведущих вузов, институтов, научных центров). Родители должны понимать, что многие лицеи и гимназии перегружают учебные программы за счет введения дополнительных уроков соответствующего профиля, увеличивают часы пребывания детей (особенно младшего школьного возраста) в стенах учреждения, что может сказываться на усвоения учебного материала и нервно-психических перегрузках детей. Стоит учитывать и тот факт, что часто, приглашаемые преподаватели, не являясь специалистами в школьном образовании, стараются дать детям как можно больше информации, не учитывая их возрастных особенностей.
Школа, ориентированная на одну или несколько новых систем образования (Вальдорфская школа, школа Монтессори, Зайцева и пр.).
Школа развивающего типа (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов). Этот тип школы представляет собой систему, обеспечивающую реконструкцию ребенком идеальных образцов действия, овладение понятиями с точки зрения условий их происхождения. Наиболее полно эта система выражена в обучении младших школьников математике, русскому языку и, изобразительному искусству. На этих предметах дети в особых формах взаимодействия со взрослыми и сверстниками осуществляют действия, посредством которых исторически складывались такие продукты духовной культуры, как математические и лингвистические понятия, художественные образы. В результате у них развиваются основы теоретического мышления и творческого воображения. Таким образом, развивающее обучение ориентировано на усвоение важного, но не единственно значимого для этой системы образования типа сознания: научно-теоретического и художественного как форм теоретического сознания. Система развивающего обучения фактически дает образец школы культурно-исторического типа, правда, ограниченный по целям и задачам и применяемый только к обучению детей младшего школьного возраста.
Историко-культурная школа (от школы с усиленным гуманитарным компонентом знаний до школы диалога культур (В.С.Библер). Этот тип школы представляет собой довольно широкий спектр школ - от учебных заведений с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля до школы, построенной в рамках концепции диалога культур. В большинстве школ этого типа историческая вертикаль в гуманитарных предметах редуцирована к процессу последовательного усвоения знаний об истории и культуре того или иного периода или цивилизации. Задача освоения исторических типов сознания и деятельности, как правило, в школах этого типа не ставится.
Использованная литература: статья “Культурно-исторический тип школы” Рубцов В.В., Маргопис А.А. и др.