Домой / Химия / Проект на тему мой прадед защитник отечества. Проект «Мой дедушка защищал Родину. Мой прадед – защитник Родины

Проект на тему мой прадед защитник отечества. Проект «Мой дедушка защищал Родину. Мой прадед – защитник Родины

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. ВВЕДЕНИЕ
    1. Актуализация проекта

Данная тема является актуальной по нескольким причинам.

Во-первых, каждый год 9 мая наша страна празднует День Победы, это тот самый день, когда советский народ ценой огромных потерь одержал великую победу над фашистами в годы Великой Отечественной войны.

Во-вторых, к сожалению, всё меньше остаётся в живых ветеранов, поэтому наша задача - собирать, изучать и хранить материал о людях, защищавших нашу Родину.

В-третьих, я считаю, что каждый человек должен знать свою родословную: судьбу своих дедов и прадедов, а затем свои знания передавать будущим поколениям. Для меня очень важно, чтобы осталась память о прадедушке, не только в виде нескольких фотографий и наград, а как целый рассказ, построенный на основе документов и воспоминаний.

1.2. Цель работы

Цель моего исследования: изучение биографии моего прадедушки - ветерана Великой Отечественной Войны Захарова Николая Георгиевича.

1.3. Задачи:

Изучить семейный архив (фотографии, военный билет, другие документы) времён Великой отечественной войны;

Разыскать информацию об участии моего прадеда в боевых действиях;

Узнать дальнейшую судьбу моего прадеда и его семьи в послевоенные годы.

1.4. Методы исследования:

Изучение научной литературы;

Изучение семейного архива;

Беседа с родственниками;

Анкетирование одноклассников;

Обобщение полученных результатов;

Оформление собранного материала в форме презентации для применения в практической деятельности: для родственников, на классных часах.

1.5. Гипотеза:

Если бы воины не защищали Россию, то, возможно, нас бы не существовало.

    1. . Объект исследования:

Захаров Николай Георгиевич, мой прадедушка.

1.7. Предмет исследования:

Воспоминания родных, фотографии, архивные документы.

    1. Довоенные годы жизни Захарова Н.Г.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

"Не зная прошлого невозможно понять подлинный

смысл настоящего и цену будущего." Максим Горький

Спасибо за Великую Победу!

Праздник Великой Победы - особенный день, когда решилась история целой страны и история каждого человека. Мы чтим память тех, кто смело ступил на поле боя, кто не опустил лица перед взором смерти, кто прошел, километры боли, чтобы обнять родные плечи. Спасибо героям войны за честь и храбрость!

Наверное, нет ни одной семьи в России, которой не коснулась бы Великая Отечественная война. Кто-то из родных и близких воевал на фронте, другие ковали победу над фашизмом в тылу.

И хотя времени с той поры прошло немало, но живы дети и внуки участников тех страшных военных событий. В их памяти до сих пор скупые рассказы отцов и дедов о том тяжёлом времени для страны и народа.

Я хочу рассказать о своем прадедушке

Захарове Николае Георгиевиче,

который был участником Великой Отечественной войны.

Много лет прошло со дня победы в Великой Отечественной войне, и совсем недавно я узнала от дедушки, бабушки, мамы, тёти, из книги «Память» о том, что в этой страшной войне участвовал мой прадед.

По словам дедушки, в 1941 году мой прадедушка, ему едва исполнилось 18 лет, был направлен в город Омск в школу ФЗО - фабрично-заводское училище, учиться по специальности каменщик.

Школы ФЗО действовали на базе промышленных предприятий и строек в системе Государственных трудовых резервов СССР. Готовили рабочих массовых профессий для строительства, угольной, горной, металлургической, нефтяной и других отраслей промышленности. Срок обучения составлял 6 месяцев.

Во время обучения проходил практику на строительстве омского шинного завода.

2.2. Боевой путь моего прадеда

В декабре 1942 года был призван в армию и направлен в школу младших командиров в город Алапаевск. Познавать солдатскую науку времени было отведено в обрез: фронты требовали пополнения. Закончив Камышловскую школу снайперов, попал на Ленинградский фронт, где в декабре 1943 года принял первый бой - освобождал Нарву и получил первое ранение. Сержант - командир отделения 4-й стрелковой роты Захаров Николай Георгиевич за то, что он, участвуя в боях с немецкими захватчиками под г. Нарва был ранен 15.11.1944г, второй раз был ранен в г. Тарту 17.09.1944г. Приказом №37/н от 10.11.1994г., был награжден медалью «ЗА ОТВАГУ».

После 2-х месяцев госпиталя вернулся в свой 340 стрелковый полк 46 стрелковую Лужскую дивизию 2-го Белорусского фронта.

«Дислоцировались мы под Красным Селом, - рассказывал своим внукам прадедушка - к тому времени, как я попал сюда, блокада Ленинграда уже была прорвана. Нам предстояло завершить начатое - освободить город… Тяжелые это были бои - затяжные, изнуряющие с большими потерями. Закрепились здесь немцы крепко и, по всему чувствовалось, что уходить отсюда не хотели. Но и с нашей стороны день ото дня росла решимость во что бы то не стало отбросить врага от стен города-героя. Энтузиазм бойцов подкреплялся хорошей поддержкой артиллерии и авиации. Когда во время очередной атаки начала «работать» артиллерия, казалось, что качается земля».

И все равно потери с нашей стороны были большими. Поэтому подразделения снайперов, в одном из которых воевал мой прадедушка, ставилась специальная задача, находясь в непосредственной близости от вражеских позиций «сличать» командный состав, а так же расчеты различных огневых точек. Это была нелегкая и рискованная работа, но снайперы

выполняли ее успешно. Кто подсчитает, сколько жизней советских солдат сохранили их внезапные меткие выстрелы...

Город был уже освобожден, но война продолжалась. Прадедушка воевал, форсировали Нарву, брал город Тарту. Участвовал в боях на Кольском полуострове, где участвовал в штурме знаменитой линии Маннергейма - глубокоэшелонированной линии обороны противника, которая считалась практически неуязвимой. Николай Георгиевич вспоминал, что даже тяжелые авиабомбы не могли пробить бетонные колпаки дотов и дзотов - ударившись об них, они подскакивали, словно мячики и взрывались уже в воздухе не причиняя никакого вреда. Но разгадали секрет наши летчики - стали бросать бомбы со специальным приспособлением вроде штопора. Они потом буквально ввинчивались в бетон и куски разрушали огневые точки.

Где только ни приходилось воевать Николаю Георгиевичу! В солдатских сапогах прошагал ни один километр земли. Участвовал в боях по обороне Ленинграда, в снятии блокады Ленинграда. Воевал на карельском перешейке. Освобождал город Тарту, Кольский полуостров, Эстонию, Литву, Латвию, Польшу. Принимал участие в освобождении столицы Польши - города Варшавы, где получил тяжелое ранение, после которого в строй вернуться уже не мог.

Демобилизовался 11 апреля 1945 года, его комиссовали по инвалидности, в звании старшего сержанта, 5 мая вернулся домой, а буквально через несколько дней пришла долгожданная победа.

Тяжелую войну вынес на своих плечах мой прадедушка. Он проливал кровь, голодал, отдавал фронту последние силы. Молодым встретил войну, грудью защищал Родину. Сначала войны неожиданно повзрослел.

Он писал письма с фронта… И в каждом письме рассказывал о крепости духа, стойкости и мужества советских людей, грудью вставших на защиту Родины.

Например: «Меня представили к правительственной награде за боевые действия - к медали «ЗА ОТВАГУ». Очень соскучился, но ничего, разобьем Гитлера - вернусь, обниму и поцелую. Пока до свидания. Ваш сын Николай».

«Живу хорошо и весело. Только спать приходится не больше двух часов в сутки. Не обижайтесь, что пишу редко. Нет свободного времени. Идут жестокие бои».

«На войне я почему то больше всего тосковал по нашей родной деревне, по берёзоньке, что возле дома моего стояла».

2.3. Ордена и медали прадедушки

Мой прадедушка

Захаров Николай Георгиевич

был награждёнорденами и медалями

06.05.1925 - 04.01.1999

Николай Георгиевич от имени ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССРнагражден медалями:

«ЗА ОТВАГУ»,

«ЗА ОБОРОНУ ЛЕНИНГРАДА»,

юбилейными медалями

«ЗА ПОБЕДУ НАД ГЕРМАНИЕЙ В ВЕЛИКОЙ ОТЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945гг»,

«50 лет ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СССР».

От имени Президента Российской Федерации награжден медалью

«70 лет ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СССР» и медалью ЖУКОВА.

За храбрость, стойкость и мужество, проявленное в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, и в ознаменование 40-летия победы советского народа в Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов Указом ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР награжден орденом ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ I степени

Ордена и медали моего прадедушки хранятся у нас дома, приколоты на

специально сшитой подушке

2.4. Послевоенная трудовая деятельность

После войны Николай Георгиевич, больной и израненный продолжал полнокровно жить и трудиться. Свою трудовую деятельность начал в Уватской стройчасти электромонтером, строили первую линию электропередач и электростанцию. С 1947 года работал токарем на Ялбинском шпалозаводе.

С 1953 года трудился бригадиром на Уватском рыбозаводе. В 1955 году был назначен начальником Буренского рыбоучастка, потом работал мастером лова рыбы. Более 20 лет трудовой деятельности посвятил рыбоучастку.

Участок, на котором трудился Николай Георгиевич был лучший.

За достигнутые высокие производственные показатели в социалистическом соревновании коллектив бригады гослова Тобольского рыбзавода (бригадир Захаров Н.Г.) занесен 13 февраля 1959 года в Книгу Почета Управления рыбной промышленности и Тюменского обкома профсоюза рабочих пищевой промышленности.

Награжден почетной грамотой от Уватского РК КПСС и исполкома Уватского района Совета депутатов трудящихся за высокие показатели по выполнению плана рыбодобычи и активное участие в жизни коллектива.

Награжден Почетными грамотами за высокие показатели и

добросовестное отношение к труду в рыбной промышленности.

Мой прадедушка прожил долгую и счастливую жизнь, воспитал троих детей, дождался внуков и правнуков. Вдвоём с прабабушкой умели друг друга поддержать, помочь, подбодрить, пошутить.

Я считаю, нам многому нужно поучиться у поколения наших «дедов и прадедов»: стойкости, мужеству, воле к Победе, научиться жить так, чтобы не было стыдно перед самим собой.

Я не видела своего прадеда, он умер раньше, чем родилась я, но память о нём живёт в сердцах его детей, внуков и правнуков. Мы не имеем права его забыть. Потому что его жизнь - это пример честного служения своему отечеству, народу, нам!

Я горжусь, что у меня был такой близкий и родной человек. Человек с большой буквы - это мой прадедушка.

Мы благодарны тебе, солдат - победитель! И земле нашей, израненной, всё вынесшей, но так буйно цветущей этой семьдесят второй мирной весной.

Замечательное стихотворение поэтессы Татьяны Косицкой хочу посвятить своему прадедушке и всем ветеранам Великой Отечественной войны.

Где теплоты душевной столько взять,

Чтобы согреть израненные души

Тех, кто сумел Отчизну отстоять,

Кто рать фашистскую сумел порушить?

Составить, может быть, букет цветов?

Такой, чтобы небес он мог касаться,

В честь наших дедов, братьев и отцов,

Которым просто грех не поклониться!

Вот маленькой колонной входят в зал,

Как нам близки их дорогие лица!...

Я попрошу, чтоб каждый в зале встал!

Чтоб этим людям низко поклониться!

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    1. Опрос одноклассников

Я провела опрос в классе среди одноклассников.

Участие в опросе приняли 24 человека.

Когда началась и закончилась ВОВ

Были ли в вашей семье родственники, которые участвовали в Великой Отечественной Войне или были тружениками тыла?

Имеются ли в ваших семьях военные реликвии (фотографии, военный билет, боевые награды, письма с фронта)?

    1. Обобщение полученных результатов

По результатам опроса выяснилось, что все одноклассники знают, когда началась и закончилась Великая отечественная война.

14 ребят указали, что в их семье были родственники, которые участвовали в ВОВ или были тружениками тыла. У 9 ребят не было и один не знает.

12 опрошенных подтвердили, что в их семьях имеются военные реликвии. Также хочется сказать, что мало кто из них осведомлен о военных реликвиях в их семьях.

Результаты опроса показали, что выбранная мною тема актуальна. Дети нового поколения мало интересуются своими корнями, большинство из них не знают об участниках Великой отечественной войны.

На примере своего прадедушки я показала, что необходимо знать историю своей семьи, так как наши предки были прямыми участниками истории своей страны.

3.3. Вывод

Занимаясь исследовательской работой, достигая поставленной цели, я увидела, что события Великой Отечественной войны не обошли стороной мою семью. Прадедушка, участник Великой Отечественной войны прошел её достойно от начала и до конца. К сожалению, я не смогла восстановить более подробные боевые события моего прадеда. Я сделала вывод о том, что мой прадед является непосредственным участником исторических событий нашей Родины, и история моей семьи перекликается с историей страны.

Ко Дню Победы в память о своем прадедушке я вместе со своими родителями посадила дерево.

Любви, счастья, здоровья, ЧИСТОГО НЕБА!

Мой прадедушка Захаров Николай Георгиевич

села Уват, Уватского района, Тюменской области

Спасибо Прадеду за Победу!

Вечная память всем, кто подарил нам ЖИЗНЬ!

4. Список использованных источников

Книга «Золотые имена» 2004г.

Газета «Уватские известия» от 26.01. 1996 года

Интернет страницы

Сайт ОБД «Мемориал»

Семейный архив (фотографии, документы)

Сайт память народ

Веселова Ирина

В работе изложена часть военной биографии участника Великой Отечественной войны Бородина Владимира Александровича, который защищал небо Ленанграда от налетов немецкой авиации. Работа основана на воспоминаниях о ветеране его родственников (дочери и внука).

Скачать:

Предварительный просмотр:

МОЙ ПРАДЕДУШКА – ЗАЩИТНИК РОДИНЫ!

Веселова Ирина Юрьевна
МБОУ ООШ № 269

г. Снежногорск,

ЗАТО Александровск

Мурманской области
4 -Г класс

Снежногорск

2013

ВВЕДЕНИЕ 3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. 4-6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 7 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 8

ПРИЛОЖЕНИЯ 1 - 3 9-15

ВВЕДЕНИЕ

Много лет назад закончилась Великая Отечественная война…

Об этой войне снято много фильмов, написано много книг, сохранились документальные свидетельства событий того периода истории нашей страны. Но история – это не только документы и книги, история – это люди, это непосредственные участники тех событий, о которых написано в учебниках истории. Годы идут, и ветеранов войны становится все меньше, они уходят от нас…

Наша задача – успеть сохранить те воспоминания о войне, которые наши прадедушки и прабабушки хранят в своей памяти и в своем сердце. Мы должны сохранить эти воспоминания непосредственных участников событий войны и передать их другим поколениям людей, чтобы память о подвиге наших соотечественников жила в веках!

В ходе своей работы я хочу доказать, что история войны отражена в истории каждого из участников этой войны.

Цель моей работы – познакомиться с событиями Великой Отечественной войны через факты биографии моего прадеда Бородина Владимира Александровича.

Задачи:

  1. Изучить факты биографии Бородина В.А.
  2. Познакомиться с событиями Великой Отечественной войны.
  3. Установить связь между фактами биографии моего прадеда и событиями истории Великой Отечественной войны.

Для достижения своей цели и решения задач, поставленных мной в начале работы над темой, я использовала такие методы:

  1. Изучение литературы по истории Великой Отечественной войны
  2. Изучение и анализ воспоминаний Веселовой Л.В. и Веселова Ю.И. о Бородине В.А.
  3. Изучение фотографий из семейного архива

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Изучив воспоминания своей бабушки Веселовой Любови Владимировны и моего папы Веселова Юрия Игоревича о моем прадедушке Бородине Владимире Александровиче, я установила, что мой прадед Бородин Владимир Александрович, родился 13 апреля 1922 года в деревне Макарята Костромской области, в многодетной крестьянской семье. В 14 лет он окончил курсы бригадиров и стал руководить сельскохозяйственной бригадой в коллективном хозяйстве, куда входила деревня Макарята. Он хотел учиться дальше, а для этого надо было уехать из деревни.

Он знал, что его тётя живёт в Карелии. Но попасть в город Кемь пареньку из колхоза было не только не просто, а практически невозможно. Дело в том, что еще в 1932 году в стране была введена система прописки и внутренних паспортов. Паспорта не выдавались жителям сельской местности. Документов у колхозников не было, а без них далеко не уедешь. Будучи бригадиром, мой прадедушка нашёл предлог, чтобы оформить себе паспорт. Его отец был категорически против того, чтобы сын уезжал из деревни, и прадедушке пришлось тайком убежать ночью на ближайшую железнодорожную станцию. Он прошёл пешком больше 60 километров. На станции прадед устроился на работу и стал грузить вагоны лесом и заправлять паровозы водой и углём. Станция называлась Поназырево.

Заработав на билет, прадедушка отправился в город Кемь. Там он работал и учился до финской войны, которая началась 30 ноября 1939 года. В это время прадедушке Вове было 17 лет. В военкомате он приписал себе один год, сказав, что ему уже есть 18 лет, и был призван на войну, но на фронт не попал, потому что война в марте 1940 года закончилась.

Прадедушка остался учиться на артиллерийских курсах младших лейтенантов. Великую Отечественную войну он встретил в Ленинграде. Из истории мы знаем, что немецкое командование придавало большое значению захвату города на Неве, поэтому для штурма Ленинграда были брошены отборные части германской армии. Но взять город врагу не удалось. Оборона Ленинграда началась 10 июля 1941 года. Многочисленные попытки штурма не сломили защитников города. В начале сентября фашистские войска прорвались к Ладожскому озеру, отрезав Ленинград с суши. Началась блокада города, которая длилась 872 дня. В августе в городе были подожжены продовольственные склады, подвоза продовольствия практически не было, еды катастрофически не хватало, в декабре 1941 года гражданское население получало 125 граммов хлеба в сутки, рабочие 250 граммов, немного больше получали солдаты на передовой. По воспоминаниям прадедушки, паек был такой маленький, что часто не было сил, чтобы подняться, темнело в глазах от любых резких движений, а ведь солдатам нужно было еще и защищать город! Несмотря на все трудности, город жил и боролся. Заводы выпускали боеприпасы, ремонтировали военную технику. На фронте солдаты и матросы совершали чудеса храбрости. Артиллерийская батарея, в которой служил прадедушка, с первых дней блокады Ленинграда была на передовой. Расчёт лейтенанта Бородина располагался непосредственно в развалинах Пулковской обсерватории. Приходилось вести огонь по немцам прямой наводкой. За время боёв в Ленинграде личный состав его расчёта поменялся 6 раз! Кто-то был убит, кто-то серьёзно ранен. Солдаты уважали своего командира. Он вместе с ними пережил все трудности тех дней, делился с ними своим лейтенантским пайком.

В январе 1944 года Ленинград был полностью разблокирован. Голод, холод, обстрелы и бомбежки унесли почти миллион жизней. Свой вклад в дело освобождения Ленинграда и разгром фашистской Германии внес и мой прадедушка, который во время войны был тяжело ранен. До конца жизни у него в виске сидел осколок немецкой мины.

После тяжелого ранения и длительного лечения в госпитале прадедушка Вова был отправлен на учебу в военное училище.

Во время войны он был награждён медалью «За отвагу», орденом Отечественной войны и медалью «За оборону Ленинграда».

После войны мой прадед работал до 80 лет в леспромхозе посёлка Полдневица в должности руководителя отдела снабжения. Даже когда ему было за восемьдесят, он был сильным и жизнерадостным. На его доме висела табличка «Здесь живёт семья героя».

Умер мой прадедушка в возрасте 88 лет в ноябре 2010 года. Данные биографии моего прадедушки располагаются на сайте pobediteli.ru (победители.ру), который содержит информацию о ветеранах Великой Отечественной войны, встретивших шестидесятилетие победы в войне.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе выполнения работы я подтвердила свою гипотезу о том, что любое историческое событие связано с действиями и поступками непосредственных участников этого события, следовательно, история Великой Отечественной войны отражена в истории каждого из участников этой войны.

Выводы:

1.Факты биографии моего прадеда тесно связаны с историей нашей страны

2.Оборона Ленинграда в период Великой Отечественной войны была одной из ярких и героических страниц в истории войны.

3. Мой прадед Бородин Владимир Александрович являлся непосредственным участником обороны Ленинграда и внес большой вклад в дело победы над фашистской Германией.

Моя работа может быть интересна моим одноклассникам и всем, кто интересуется историей нашей страны. Информацию, содержащуюся в работе можно использовать на классных часах и других мероприятиях в разделе патриотическое воспитание с целью организации работы по увековечению памяти защитников Отечества и реализации на практике лозунга «Никто не забыт, ничто не забыто».

Литература:

1. Журавлев В.В. История России. Советское общество. 1917-1991. - М.: «Терра», 1997

2. Родин И.О. Вся история в одном томе. – М.: «Родин и компания», 1997

3. wikipedia.org

О Степане Хугасовиче Хачкинаяне рассказывает Лукьян Хачкинаян

Завершился 24-й областной литературно-творческий конкурс для читателей библиотек Ростовской области, обслуживающих детей, который ежегодно проводит Ростовская областная детская библиотека имени В.М. Величкиной.

В этом году конкурс был посвящен 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и называется «Салют, Победа!» .

Итоги конкурса показали, что в нем приняли участие более 700 детей из 150 библиотек 34-х муниципальных образований Ростовской области, представлено более 800 творческих работ . (Областной праздник и итоги конкурса)

Одной из таких работ стало сочинение Хачкинаяна Лукьяна (11 лет, с. Чалтырь Мясниковского района Ростовской области) «Война в судьбе моей семьи», проиллюстрированное электронной презентацией. ()

«Я горжусь тем, что я правнук такого героического человека, защитника Отечества, что живу в стране, которая одержала Великую победу над фашистской Германией. Я благодарен своему прадедушке, ветерану Великой Отечественной войны. Низкий поклон и огромное спасибо ему за то, что мы живем сейчас в мире», - так заканчивает свое сочинение Лукьян.

Работа получила поощрительную премию, Лукьян награжден дипломом, который ему вручили 24 марта на ежегодном областном литературно-творческом празднике.

Со своим прадедом Лукьян встретился дважды: первый раз, изучая семейные архивы и готовя работу на конкурс, и второй раз - на празднике, когда увидел фотографию прадеда на плакате «День Победы - их заслуга!» среди героев творческих работ других участников конкурса. На фоне Стены памяти размещены фотографии участников войны, жителей Ростовской области, о которых написали конкурсанты. На одной из фотографий Лукьян узнал своего прадеда - Хачкинаяна Степана Хугасовича, который прошел всю войну и закончил ее в Германии.

Вместе с Лукьяном радовалась его бабушка - Мариам Никогосовна Хачкинаян , заведующая детской библиотекой с. Чалтырь Мясниковского района, которая и рассказала внуку о конкурсе «Салют, Победа!»

Хачкинаян Лукьян

Все дальше во времени уходит от нас война 1941-1945 гг. И все меньше остается участников и очевидцев тех страшных событий. Но прошлое забывать нельзя, тем более, что мирное настоящее было завоевано ценой миллионов жизней, отданных в борьбе с захватчиками. Наше поколение о войне знает только по книгам и по рассказам дедов и прадедов. Великая Отечественная война была тяжелым испытанием для нашего народа.

Случилось это ранним воскресным утром 22 июня 1941 года. Сила и внезапность удара были таковы, что ни стойкость и героизм воинов, ни военная техника не смогли противостоять вражескому натиску в первые месяцы войны.

Страна мобилизовала всю военную мощь и народ на защиту Отечества. Воины не жалели жизни на полях сражений громили врага на оккупированной территории, работали в тылу день и ночь.

О тех суровых военных годах в нашей семье вспоминают часто старшее поколение и говорят фотографии, которые хранятся в альбомах.

Из рассказа моего дедушки мне известно, что мой прадедушка Хачкинаян Степан Хугасович прошел всю войну и дошел до Германии. Он был призван на фронт 24 июня 1941 года в числе первых мобилизованных солдат и был отправлен в город Новочеркасск.

Здесь шло их распределение по родам войск и по фронтам войны. Попал он в 423 отдельный армейский линейный батальон связи, который был укомплектован почти из жителей нашего района в количестве 500 человек. Боевое крещение получили под Смоленском, где шли ожесточенные бои. Это подразделение в армии неофициально называли «армянским батальоном», поскольку в нем было много наших земляков-мясниковцев. Держались они дружно, воевали достойно.

Этот батальон обеспечивал линейную, то есть, идущую по проводам связь - телефонную, телеграфную. Приходилось почти каждодневно тянуть провода, или следить за их состоянием, поддерживать всю систему в нормальном рабочем состоянии. А это - нелегко, связь могла нарушаться по самым разным причинам. Случалось, что провода рвались, столбы валились от разрывов снарядов, бомб. Это иной раз проделывали и немецкие диверсанты, заброшенные в наш тыл. Всякое бывало...

Требования были строгими и жестокими. К примеру, каждый боец за день выкапывал под столбы по 20-25 ям, глубина которых должна быть не менее 1-2 метра. Работа шла не шагом, а бегом. Задания выполняли за семь-восемь часов. Это считалось делом чести. И так - всю войну изо дня в день.

Военный путь моего прадедушки был таков: битва под Москвой, битва на Орловско-Курской дуге, операция «Багратион» на реке Неман, освобождение Прибалтики, Восточная Пруссия - Кенигсберг.

День Победы он встретил в Восточной Пруссии, где служил до конца 1945 года, восстанавливая и налаживая связь уже для мирных людей.

Степан Хугасович имеет боевые награды: медали «За отвагу», «За оборону Москвы», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией», значок «Отличник связи» и другие медали к разным юбилейным датам Победы.

По рассказам я слышал, что мой прадедушка никогда не хвалился своими наградами, никогда их не носил, но очень ими гордился. Ведь он совершал подвиги и получал заслуженные награды не ради орденов и медалей, а ради спасения Отечества. Был несколько раз контужен. Постоянно по ночам его мучили страшные «военные» сны, от которых он просыпался в холодном поту ночью.

И сейчас, среди семейных реликвий мы бережно храним все его награды и фотографии. Особенно для него было ценно поздравление И.Х. Баграмяна, которое прославленный маршал прислал солдату в день его 60-летия 13 декабря 1971 года.

После войны он долгие годы работал директором раймага, агентом Мясниковского межколхозстроя, весовщиком в колхозе имени Мясникяна.

Умер в 1995 году от инсульта.

Я горжусь тем, что я правнук такого героического человека, защитника Отечества, что живу в стране, которая одержала Великую победу над фашистской Германией. Я благодарен своему прадедушке, ветерану Великой Отечественной войны. Низкий поклон и огромное спасибо ему за то, что мы живем сейчас в мире.

Светлана Маринина
Проект «Мой дедушка защищал Родину»

Цель:

узнать о судьбе моего прадедушки, участника ВОВ

Задачи:

1. Узнать о военных годах моего прадедушки.

2. Вызвать желание друзей узнать и рассказать о своих родственниках, участвовавших в ВОВ

3. Оформить книгу памяти о родственниках, защищавших нашу Родину в годы войны.

План работы:

1. Просмотр фотографий о войне.

2. Беседа с прадедушкой о ВОВ.

3. Посещение музея нашего посёлка

4. Рассказ друзьям о войне, о своем прадедушке.

5. Посещение мемориала

6. Разучивание стихов, песен о войне

7. Рассказы друзей о своих родственниках, защитниках Отечества.

8. Оформление «Книги памяти».

Ход работы над проектом:

Однажды я увидела, как мой прадедушка Лачугин Владимир Михайлович, рассматривает старый, пожелтевший от времени, треугольник. Я спросила у него, что это такое. Он ответил: «Это моё письмо с фронта».

Мне захотелось больше узнать о своем прадедушке, участнике Великой Отечественной Войны. Тогда дед достал альбом со старыми военными фотографиями и рассказал о том, что он ушел в армию в 17 лет. Стал десантником, а во время войны воевал на разных фронтах.

Первое важное сражение было при переходе через реку Свирь. Река была очень широкой и глубокой, а на другом берегу было очень много немцев. Прадедушка на деревянной лодке под обстрелом фашистов первым высадился на вражеский берег, за что получил первую медаль «За отвагу».

Мой прадед воевал до конца войны. Победу он встретил в Венгрии.

Прошло много лет, но до сих пор прадед каждый год навещает места сражений, встречается со своими друзьями.

Мой прадедушка – заслуженный ветеран Нижегородской области.

Мы с ним побывали в краеведческом музее. Он рассказал мне о том, что с первых дней войны пильнинцы стремились сделать всё возможное для защиты Родины.

В музее мне особенно понравилась выставка военного оружия, макет танка и военная форма. Там я увидела такой же пожелтевший треугольник, который видела дома у прадедушки. Это тоже было письмо с фронта.

Когда я пришла в детский сад, я поделилась своими впечатлениями с друзьями. Им тоже стало интересно и тогда Наталья Викторовна, наша воспитательница, предложила нам сходить на экскурсию к мемориалу.

На мемориале мы почтили минутой молчания память воинов погибших в ВОВ и возложили цветы к Вечному огню.

В нашем детском саду проводятся праздники, посвященные Дню победы, где дети старшей и подготовительной групп танцуют, читают стихи, поют песни. (песня)

Наталья Викторовна предложила оформить в нашей группе «Книгу Памяти». Мои друзья стали приносить в детский сад фотографии и рассказы о своих родственниках, участниках ВОВ.

Я и моя семья гордимся нашим прадедушкой и хотим быть похожим на него.

Мой дедуля дорогой,

Мы гордимся все тобой!

И скажу я по секрету:

Лучше нет на свете деда!

Буду я всегда стараться

На тебя во всём равняться!

Результат проекта:

1. Я узнала о том, где и как воевал мой прадед.

2. После посещения мемориала у моих друзей возник большой интерес и желание рассказать о своих родственниках, участвовавших в ВОВ

3. Вместе с воспитателем и детьми моей группы мы оформили «Книгу Памяти»

Публикации по теме:

«Дедушка». Не брал меня дедушка на руки, Не гладил по голове, И сказок совсем не рассказывал Про бабу Ягу на метле, Не пел он мне песен душевных, Не.

Краткосрочный творческий проект «Они сражались за Родину». Краткосрочный творческий проект «Они сражались за Родину» Подготовила воспитатель 1 квалификационной категории: Щеглова Н. В. Тип проекта:.

Краткосрочный творческий проект «Они сражались за Родину!» 14.04.15 г. -14.05.15 г. Основание проекта: В настоящее время взрослые в разговорах со своими детьми редко касаются темы Великой Отечественной.

Отелось рассказать очень – очень много, но к сожалению многих из тех кто жил и участвовал в войне нет в живых. Вот и моего дедушки уже.

Образовательный проект: «Есть такая профессия Родину защищать» Образовательный проект: «Есть такая профессия Родину защищать» Паспорт проекта Вид проекта: информационно – практико-ориентированный. Цель.

Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: «Чтобы президентом быть, надо Родину любить» Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: «Чтобы президентом быть, надо Родину любить» Цель: - Осуществлять.

В предверие 70-я летие Победы в Великой Отечественной Войне решила сделать стенгазету "Они защищали Родину". Для этого попросила родителей.

«Мой прадедушка - защитник Отечества».

Айрат Гузельбаев, ученик 4-го класса МБОУ «Матюшинская средняя общеобразовательная школа»


Скоро наш народ и страна отметят 67-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов. 9 Мая мы, как всегда, вспомним павших, известных и неизвестных солдат, отдавших жизнь за Родину. Нам, сегодняшним детям, правнукам солдат Второй мировой, эта жестокая война известна только по книгам и фильмам. Но чтобы оценить мирную жизнь, завоеванную нашими дедами и прадедами, мы должны знать о ней все.

Мой прадедушка Гузельбаев Хабир Гузельбаевич, житель деревни Янги - Болгары, пережил ленинградскую блокаду. Когда его не стало, я был еще маленьким. Как рассказывает мама, о том времени он всегда вспоминал со слезами на глазах. Ведь 33-летний прадедушка оказался в самом пекле войны. Смерть все время ходила рядом. Дома у него остались маленькие дети. Ему бы растить их, а он держал в руках оружие и защищал Родину.

По его рассказам, в Ленинграде тогда было легче погибнуть, чем остаться в живых. Холод…Воды, тепла и электричества нет. Но самым страшным врагом был голод. Выходя утром из дома, ленинградцы не знали, вернутся ли. А ложась спать ночью - встанут ли утром. Люди умирали прямо на улице. Чтобы выжить, ели все: лошадей, павших от голода, крыс, собак, кошек...

В начале блокады прадед весил 62 кг. А когда ее сняли, в молодом мужчине осталось 35 кг. Он был так обессилен, что ноги не держали. Прадедушка помнил, как их кормили замерзшей морковью. Когда я услышал об этом, у меня комок встал в горле. Я бы отдал блокадникам все сладости, которые есть во всех магазинах. Снабжение Ленинграда топливом и продовольствием наладили благодаря ледоставу на Ладожском озере. Эту дорогу назвали Дорогой жизни. По ней вывозили обессилевших от голода детей, раненых и больных, промышленное оборудование, а доставляли продовольствие, топливо и боеприпасы. Бойцы трудились и днем, и ночью. Среди них был и мой прадедушка. Их обстреливали с воздуха и земли, мины взрывались сзади, спереди и сбоку. «Все кругом ревело, свистело, стонало. Но наши бойцы под непрерывным огнем держали оборону», - вспоминал он. Сильные духом, они находили в себе силы быть нужными тем, кому еще Даже в то страшное время город на Неве продолжал жить. Заводы выпускали военную продукцию. А голодные, измученные люди, повинуясь велению сердца и долгу, находили в себе силы работать у станков.

Война жестока. Искаженные ужасом лица женщин, прижимающих к себе насмерть перепуганных детей. Зловещие языки пламени... То, что совершили защитники блокадного Ленинграда и его жители, никогда не будет забыто. В истории войн нет равного им подвига. Еще никогда многомиллионный город не сражался столь мужественно и отчаянно. А ленинградцы не только выжили в течение 900 дней и ночей блокады, они выстояли и победили. Сила человеческого духа оказалась прочнее металла и огня. Прошедшие через ад войны люди сохранили в себе лучшие человеческие качества: доброту, сострадание, милосердие.

Ветераны уходят от нас с каждым годом. Но в семьях остались их фотографии. Вглядитесь в них внимательно! Обратите внимание на глаза солдат. Их выражение спокойное, но за этим - печать скорби, грусти и одновременно гордости за то, что они выстояли. Подарили нам мир и светлое небо над головой. И чем больше мы будем узнавать о войне на уроках истории, тем больше будем ценить мирную жизнь, уважать память павших. А также быть благодарными поколению людей, которые победили врага.

Я горжусь своим прадедом и преклоняюсь перед ветеранами. Хочу им сказать спасибо за подаренное нам счастливое детство. Простите нас, если мы вас чем-нибудь обидели. Нередко вспоминаем про вас только 9 Мая. Поверьте, это лишь по неопытности, ни в коем случае не специально. Хотелось бы, чтобы вы не видели больше никакого горя, несправедливости!

Я хочу, чтоб сияло солнце,
Но не только над нашей
страной,
Чтобы дети на всей планете
Улыбались вместе со мной,
Чтобы утром они
просыпались
И увидели солнце в окне.