Домой / Окружающий мир / Потребности и деятельность человека. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию. Потребность – переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности Переживания и осознаваемая человеком нужда в том

Потребности и деятельность человека. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию. Потребность – переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности Переживания и осознаваемая человеком нужда в том

8. Потребности и интересы . Богбаз10, §5, 46 – 48; Богпроф10, §17, 171 – 174.

8.1. Мотивы.
8.2 . Потребности .
8.2.1. Что такое потребность ?
8.2.2. Классификация потребностей .
8.2.3. Мнимые потребности .
8.3. Интересы.
8.4. Бессознательные влечения .
8.1 . Мотивы .
Что такое мотив?
Мотив (от лат . moveo – двигаю) – 1) побудительная причина, повод к какому-нибудь действию; 2) материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности.
Мотив – одно из понятий, описывающих сферу побуждения субъекта к деятельности – наряду с потребностями, интересами, установками, идеалами, убеждениями, влечениями, эмоциями, инстинктами.

8.2 . Потребности .

8.2.1. Что такое потребность ?

Потребность – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.
Потребность обычно направлена на какой-либо предмет.
8.2.2. Классификация потребностей .
Версия №1 :
1) биологические потребности (переживание нужды в дыхании, питании, воде, нормальном теплообмене, движении, самосохранении, сохранении рода и другие потребности, связанные с биологической организацией человека);
2) социальные потребности (нужда личности в многообразных взаимоотношениях с другими людьми, в самореализации, самоутверждении, общественном признании её достоинств);
3) идеальные потребности (познание окружающего мира в целом и в его частностях, осознание своего места в этом мире, поиски смысла своего существования).
Потребности ненасыщаемые – потребности, стремление удовлетворить которые не имеет четко обозначенного предела (например, потребности в знаниях).
Среди социальных потребностей выделяют потребности «для себя» (отстаивание своих прав) и «для других» (потребность выполнять свои обязанности). Биологические в своей основе потребности у человека, в отличие от животных, становятся социальными.
Версия №2 .
Американский психолог Абрахам Маслоу (1908 – 1970) выделил следующие базисные потребности:
1) физиологические;
2) экзистенциальные;
3) социальные;
4) престижные;
5) духовные + 6) познавательные и 7) эстетические.
Первые два типа потребностей – первичные (врождённые) , а следующие три – вторичные (приобретённые) . Потребности каждого последующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.
Абрахам Маслоу «Теория человеческой мотивации» (1943):
1) Физиологические потребности .
« Вряд ли кто-нибудь возьмется оспорить тот факт, что физиологические потребности - самые насущные, самые мощные из всех потребностей… На практике это означает, что человек, живущий в крайней нужде, человек, обделенный всеми радостями жизни, будет движим, прежде всего, потребностями физиологического уровня. Если человеку нечего есть и если ему при этом не хватает любви и уважения, то все-таки в первую очередь он будет стремиться утолить свой физический голод, а не эмоциональный…
Но что происходит с его желаниями, когда у него вдоволь хлеба, когда он сыт, когда его желудок не требует пищи?
А происходит вот что – у человека тут же обнаруживаются другие (более высокие) потребности, и уже эти потребности овладевают его сознанием, занимая место физического голода. Стоит ему удовлетворить эти потребности, их место тут же занимают новые (еще более высокие) потребности, и так далее до бесконечности. Именно это я и имею в виду, когда заявляю, что человеческие потребности организованы иерархически».
2) Потребность в безопасности .
« После удовлетворения физиологических потребностей их место в мотивационной жизни индивидуума занимают потребности другого уровня, которые в самом общем виде можно объединить в категорию безопасности (потребность в безопасности; в стабильности; в зависимости; в защите; в свободе от страха, тревоги и хаоса; потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях)…
Вопреки расхожему мнению о том, что ребенок стремится к безграничной свободе, вседозволенности, детские психологи, педагоги и психотерапевты постоянно обнаруживают, что некие пределы, некие ограничения внутренне необходимы ребенку, что он нуждается в них…
Мне представляется, что тягой к безопасности в какой-то мере объясняется также исключительно человеческая потребность в религии, в мировоззрении, стремление человека объяснить принципы мироздания и определить свое место в универсуме…».
3) Потребность в принадлежности и любви .
« После того, как потребности физиологического уровня и потребности уровня безопасности достаточно удовлетворены, актуализируется потребность в любви, привязанности, принадлежности, и мотивационная спираль начинает новый виток. Человек как никогда остро начинает ощущать нехватку друзей, отсутствие любимого, жены или детей. Он жаждет теплых, дружеских отношений, ему нужна социальная группа, которая обеспечила бы его такими отношениями, семья, которая приняла бы его как своего. Именно эта цель становится самой значимой и самой важной для человека… Теперь же он терзаем чувством одиночества, болезненно переживает свою отверженность, ищет свои корни, родственную душу, друга… ».
4) Потребность в признании .
« Каждый человек… постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств, каждому из нас необходимы и уважение окружающих нас людей, и возможность уважать самого себя. Потребности этого уровня подразделяются на два класса. В первый входят желания и стремления, связанные с понятием «достижение». Человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, ему нужно чувство уверенности, независимости и свободы. Во второй класс потребностей мы включаем потребность в репутации или в престиже (мы определяем эти понятия как уважение окружающих), потребность в завоевании статуса, внимания, признания, славы… ».
5) Потребность в самоактуализации .
« Человек обязан быть тем, кем он может быть. Человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе. Эту потребность можно назвать потребностью в самоактуализации…
Говоря о самоактуализации, я имею в виду стремление человека к самовоплощению, к актуализации заложенных в нем потенций…
Очевидно, что у разных людей эта потребность выражается по-разному. Один человек желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий пытается творить или изобретать… ».
6) Потребность в познании и понимании .
« ... История человечества знает немало примеров самоотверженного стремления к истине, наталкивающегося на непонимание окружающих, нападки и даже на реальную угрозу жизни. Бог знает, сколько людей повторили судьбу Галилея.
Всех психологически здоровых людей объединяет одна общая особенность: всех их влечет навстречу хаосу, к таинственному, непознанному, необъясненному. Именно эти характеристики составляют для них суть привлекательности; любая область, любое явление, обладающее ими, представляет для этих людей интерес. И наоборот – все известное, разложенное по полочкам, истолкованное вызывает у них скуку…
Потребность знать и понимать проявляется уже в позднем младенчестве. У ребенка она выражена, пожалуй, даже более отчетливо, чем у взрослого человека. Детей не нужно учить любопытству. Детей можно отучить от любопытства, и мне кажется, что именно эта трагедия разворачивается в наших детских садах и школах…
А между тем, доподлинное счастье человека связано именно с этими мгновениями причастности к высшей истине. Осмелюсь заявить, что именно эти яркие, эмоционально насыщенные мгновения только и имеют право называться лучшими мгновениями человеческой жизни».
7) Эстетические потребности .
« … люди, лишенные эстетических радостей в окружении уродливых вещей и людей, в буквальном смысле этого слова заболевают, и заболевание это очень специфично. Лучшим лекарством от него служит красота. Такие люди выглядят изнеможденными, и немощь их может излечить только красота. Эстетические потребности обнаруживаются практически у любого здорового ребенка. Те или иные свидетельства их существования можно обнаружить в любой культуре, на любой стадии развития человечества, начиная с первобытного человека».
8.2.3 . Бывают ли ложные потребности?
Ложные, мнимые потребности – потребности, удовлетворение которых ведет к физической и духовной деградации личности, наносит ущерб природе и обществу .
Герберт Маркузе . «Одномерный человек» (1964):
Как отличить ложные потребности от истинных ?
«Право на окончательный ответ в вопросе, какие потребности истинны и какие ложны, принадлежит самим индивидам, - но только на окончательный, т.е. в таком случае и тогда, когда они свободны настолько, чтобы дать собственный ответ. До тех пор, пока они лишены автономии, до тех пор, пока их сознание – объект внушения и манипулирования (вплоть до глубинных потребностей), их ответ не может считаться принадлежащим им самим».
Что является источником ложных потребностей ?
Отчуждение – по Марксу – процесс превращения деятельности людей и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ними и враждебную им.
Эрих Фромм :
«Под отчуждением я понимаю такой тип жизненного опыта, когда человек становится чужим самому себе. Он как бы «остраняется», отделяется от себя. Он перестает быть центром собственного мира, хозяином своих поступков; наоборот – эти поступки и их последствия подчиняют его себе, им он повинуется и порой даже превращает их в некий культ.
В современном обществе это отчуждение становится почти всеобъемлющим. Оно пронизывает отношение человека к его труду, к предметам, которыми он пользуется, распространяется на государство, на окружающих людей, на него самого. Современный человек своими руками создал целый мир доселе не виданных вещей. Чтобы управлять механизмом созданной им техники, он построил сложнейший социальный механизм. Но вышло так, что это его творение стоит теперь над ним и подавляет его. Он чувствует себя уже не творцом и господином, а лишь слугою вылепленного им голема. И чем более могущественны и грандиозны развязанные им силы, тем более слабым созданием ощущает себя он – человек. Ему противостоят его же собственные силы, воплощенные в созданных им вещах, силы, отныне отчужденные от него. Он попал под власть своего создания и больше не властен над самим собой. Он сотворил себе кумир – золотого тельца – и говорит: «Вот ваши боги, что вывели вас из Египта».
Голем – в еврейских фольклорных преданиях оживляемый магическими средствами глиняный великан, который послушно исполняет порученную ему работу, но может выйти из-под контроля своего создателя и погубить его.
Основные причины отчуждения : 1) тотальное распространение частной собственности; 2) роботизация и компьютеризация производства; 3) всевластие бюрократии; 4) социальное неравенство и эксплуатация; 5) абсолютизация духовных сил человека.
8.3 . Интересы .
Интересы людей имеют в своей основе их потребности, но направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы. Интересы зависят от положения в обществе тех или иных групп населения. По направленности интересы разделяются на экономические, социальные, политические, духовные .
Интерес (от лат . interest – имеет значение, важно) – 1) в социологии – реальная причина социальных действий, лежащая в основе непосредственных побуждений – мотивов, идей и т. п. – участвующих в них индивидов, социальных групп; 2) в психологии – отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному, привлекательному.
8.4. Влечения .
Влечение – инстинктивное желание, побуждающее индивида действовать в направлении удовлетворения этого желания. Психическое состояние, выражающее неосознанную потребность субъекта, - уже имеющее эмоциональную окраску, но еще не связанное в выдвижением сознательных целей.
Влечение – одно из центральных понятий психоанализа. В классическом психоанализе влечение характеризуется четырьмя аспектами: источником, целью, объектом и силой (энергией).
С начала 20-х гг. Фрейд разделял :
1) влечения к жизни - жизнеутверждающие; их цель - сохранение и развитие жизни во всех ее аспектах; сюда относятся влечения сексуальные и влечение к самосохранению;
2) влечения к смерти, агрессии, разрушению; под ними понимаются присущие индивиду, обычно бессознательные, тенденции к саморазрушению и возврату в неорганическое состояние.
Фрейд считал, что Эросу противостоит Танатос (инстинкт смерти, влечение к смерти, инстинкт и влечение к агрессии и деструкции) и что борьба этих сил является активным, фундаментальным и определяющим основанием жизни и психической деятельности человека. Борьба Эроса и Танатоса идет с переменным успехом, но исход ее, предопределенный природой вещей, может быть только один – в конечном счете, побеждает Танатос.
Танатос – в греческой мифологии бог – олицетворение смерти.

Человек. Потребности. Деятельность. Задания 4. Выбор позиций из списка Вариант № 2462792

1. Найдите в приведенном списке свойства человека, имеющие социальную природу. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) способность к совместной преобразовательной деятельности

2) стремление к самореализации

3) умение приспосабливаться к природным условиям

4) устойчивые взгляды на мир и свое место в нем

5) потребность в воде, пище, отдыхе

Задание 4 № 468

2. Найдите в приведённом ниже списке черты человека, обусловленные биологически, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) возрастные и половые различия

2) темперамент

3) особенности нервной системы

4) самооценка

6) особенности мировоззрения

Задание 4 № 4507

3. Найдите в приведённом ниже списке способности человека, имеющие преимущественно социальную природу, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) преобразовывать окружающую среду

2) видеть цель своих действий

3) адаптироваться к природным условиям

4) мыслить

5) производить потомство

6) чередовать периоды активности и отдыха

Задание 4 № 4544

4. Выберите верные суждения о соотношении биологического и социального в человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Последовательность основных стадий жизни человека, при которой детство сменяется зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена.

2) Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств.

3) Человек наследует моральные ценности, также как задатки к определённым видам деятельности.

4) Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности.

5) Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах.

Задание 4 № 6375

5. Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Деятельность человека имеет созидательный и преобразовательный характер.

2) Деятельность человека всецело определяется условными рефлексами.

3) В отличие от поведения животных, деятельность человека ориентирована на удовлетворение потребностей, действующих в данный момент времени.

4) Деятельность человека вызывается социальными потребностями.

5) Деятельность человека носит волевой и сознательный характер.

Задание 4 № 8049

6. Выберите верные суждения о самооценке личности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Самооценка выступает исходной точкой самопознания.

2) Человек формирует самооценку, сравнивая себя с другими.

3) Завышенная самооценка личности всегда является результатом ее реальных достижений.

4) Люди с низкой самооценкой проводят сравнение с другими, только будучи уверенными в успехе.

5) Заниженная самооценка способствует развитию лидерских качеств.

Задание 4 № 8050

7. Выберите верные суждения о потребностях человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Потребностью является переживаемая человеком нужда в том, что необходимо для жизни.

2) Потребность в самореализации, самоутверждении относится к идеальным потребностям.

3) Примером биологической потребности служит потребность в познании окружающего мира.

4) Потребность служит побудительным мотивом деятельности.

5) Потребность, как правило, направлена на какой-либо предмет, с помощью которого она может быть удовлетворена.

Задание 4 № 8051

8. Выберите верные суждения о соотношении свободы, необходимости и ответственности в деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Многообразие выбора ограничивает свободу в деятельности человека.

2) Одним из проявлений необходимости в деятельности человека выступают объективные законы развития природы.

3) Ответственность человека повышается в условиях ограниченного выбора стратегий поведения в определенных ситуациях.

4) Неограниченная свобода является безусловным благом для человека и общества.

5) Готовность человека оценивать свои действия с точки зрения их последствий для окружающих служит одним из проявлений чувства ответственности.

Задание 4 № 8053

9. Выберите верные суждения о качествах человека как личности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Качества человека как личности проявляются прежде всего в особенностях мышления и памяти.

2) Человеку как личности прежде всего свойственно приобретение социальных качеств.

3) Человека как личность в первую очередь характеризует протекание процессов психики.

4) Качества человека как личности проявляются прежде всего в его участии в жизни общества.

5) Человека как личность в первую очередь характеризуют унаследованные качества.

Задание 4 № 8054

10. Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Компонентами структуры любой деятельности являются средства, мотивы, эмоции.

2) Познавательная деятельность в отличие от коммуникативной предполагает использование понятий и терминов.

3) Культура является результатом преобразующей деятельности человека.

4) Деятельность человека в отличие от поведения животных носит осознанный целенаправленный характер.

5) Трудовая деятельность является ведущей на протяжении всей жизни человека.

Задание 4 № 8058

11. Выберите верные суждения о коммуникативной деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Одним из барьеров в процессе коммуникации людей выступает их личная взаимная неприязнь.

2) Средством вербального общения является мимика.

3) Информационное общество создало новые формы общения.

4) Речь является самым продуктивным инструментом человеческого общения.

5) Основной целью коммуникации является обмен эмоциями.

Задание 4 № 8059

12. Выберите верные суждения о социализации человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Процесс социализации продолжается всю жизнь.

2) Социологи различают первичную и вторичную социализацию.

3) Главным институтом социализации человека на всех этапах его жизни остается семья.

4) Десоциализация представляет собой усвоение одних правил вместо других.

5) Социализация предполагает усвоение человеком накопленной обществом культуры.

Задание 4 № 8063

13. Выберите верные суждения о человеке как личности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) О человеке как личности говорит его способность к продолжению рода.

2) Человека как личность отличает умение защищаться от врагов.

3) Человеку как личности свойственна способность создавать новые предметы, не имеющие природных аналогов.

4) Человек как личность обладает способностью преобразовывать природную среду.

5) Человек как личность формируется в процессе социализации.

Задание 4 № 8066

14. Выберите верные суждения о видах деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В отличие от других видов деятельности, учение способствует познанию мира.

2) И учение, и труд, и игра могут осуществляться как индивидуально, так и сообща.

3) В отличие от учения и игры, труд позволяет удовлетворять материальные потребности.

4) Все виды деятельности предполагают использование специального оборудования.

5) Главная особенность учебной деятельности заключается в том, что ее целью является изменение не окружающего мира, а самого субъекта деятельности.

Задание 4 № 8068

15. Выберите верные суждения о потребностях человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Потребности человека являются побудительными мотивами его деятельности.

2) Современный уровень науки и техники позволяет полностью удовлетворить все потребности человечества.

3) Потребности человека носят безграничный характер.

4) В престижных потребностях отражается зависимость человека от материальных условий, необходимых для поддержания его жизни.

5) Потребности способны порождать эмоционально-волевые состояния, направленные на поиск путей и средств их удовлетворения.

10 класс

1 - вариант.

Часть I .

1. - 1 б.

Виды деятельности

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Преобразование реальных объектов природы и общества

Духовная

Изменение сознания людей, становление их мировоззрения, системы ценностей

2. - 1 б.

объ-ек-ты де-я-тель-но-сти

ре-зуль-та-ты де-я-тель-но-сти

мо-ти-вы де-я-тель-но-сти

субъ-ек-ты де-я-тель-но-сти

струк-ту-ра де-я-тель-но-сти

цель деятельности

3 .Ниже при-ве-де-ны на-зва-ния по-треб-но-стей. Все они, за ис-клю-че-ни-ем двух, яв-ля-ют-ся на-зва-ни-я-ми, под ко-то-ры-ми в раз-лич-ных клас-си-фи-ка-ци-ях пред-став-ле-ны при-род-ные по-треб-но-сти че-ло-ве-ка. Най-ди-те два тер-ми-на, «вы-па-да-ю-щих» из об-ще-го ряда, и за-пи-ши-те в ответ цифры, под ко-то-ры-ми они ука-за-ны. - 1 б.

1) био-ло-ги-че-ские

2) фи-зио-ло-ги-че-ские

3) со-ци-аль-ные

4) ор-га-ни-че-ские

5) есте-ствен-ные

6) эс-те-ти-че-ские

4. - 2 б.

1) Компонентами структуры любой деятельности является средство, мотивы, эмоции.

2) Познавательная деятельность в отличие откоммуникативной предполагает использование понятий и терминов.

3) Культура является результатом преобразующей деятельности человека.

4) Деятельность человека в отличие от поведения животных носит осознанный, целенаправленный характер.

5) Трудовая деятельность является ведущей на протяжении всей жизни человека.

5. Уста-но-ви-те со-от-вет-ствие между при-ме-ра-ми и эле-мен-та-ми струк-ту-ры де-я-тель-но-сти: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца. - 2 б.

ПРИМЕРЫ

ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) те-ат-раль-ные де-ко-ра-ции

Б) ор-кестр

В) те-ат-раль-ная труп-па

Г) му-зы-каль-ные ин-стру-мен-ты

Д) осве-ти-тель-ные при-бо-ры

1) субъ-ек-ты де-я-тель-но-сти

2) сред-ства де-я-тель-но-сти

6. - 2 б.

«В труде, уче-нии, ___________ (А) фор-ми-ру-ют-ся и про-яв-ля-ют-ся все сто-ро-ны пси-хи-ки.

Особо вста-ет во-прос о том, как фор-ми-ру-ют-ся и за-креп-ля-ют-ся от-но-си-тель-но устой-чи-вые пси-хи-че-ские свой-ства. Пси-хи-че-ские свой-ства ___________ (Б) — ее спо-соб-но-сти и ха-рак-те-ро-ло-ги-че-ские черты — фор-ми-ру-ют-ся в ходе жизни. Врож-ден-ные ___________ (В) ор-га-низ-ма яв-ля-ют-ся лишь ___________ (Г) — весь-ма мно-го-знач-ны-ми, ко-то-рые обу-слов-ли-ва-ют, но не пред-опре-де-ля-ют пси-хи-че-ские свой-ства че-ло-ве-ка. На ос-но-ве одних и тех же за-дат-ков у че-ло-ве-ка могут вы-ра-бо-тать-ся раз-лич-ные свой-ства — ___________ (Д) и черты ха-рак-те-ра в за-ви-си-мо-сти от хода его жизни и ___________ (Е) не толь-ко про-яв-ля-ют-ся, но и фор-ми-ру-ют-ся. В ра-бо-те, уче-нии и труде скла-ды-ва-ют-ся и от-ра-ба-ты-ва-ют-ся спо-соб-но-сти людей; в жиз-нен-ных де-я-ни-ях и по-ступ-ках фор-ми-ру-ет-ся и за-ка-ля-ет-ся ха-рак-тер».

один раз.

Список терминов.

1) осо-бен-ность

2) спо-соб-но-сти

3) лич-ность

4) игра

5) об-ще-ство

6) за-дат-ки

7) об-ще-ние

8) де-я-тель-ность

9) груп-па

7. Вы-бе-ри-те вер-ные суж-де-ния о по-треб-но-стях че-ло-ве-ка и за-пи-ши-те цифры, под ко-то-ры-ми они ука-за-ны .- 2 б.

1) По-треб-но-стью яв-ля-ет-ся пе-ре-жи-ва-е-мая че-ло-ве-ком нужда в том, что не-об-хо-ди-мо для жизни.

2) По-треб-ность в са-мо-ре-а-ли-за-ции, са-мо-утвер-жде-нии от-но-сит-ся к иде-аль-ным по-треб-но-стям.

3) При-ме-ром био-ло-ги-че-ской по-треб-но-сти слу-жит по-треб-ность в по-зна-нии окру-жа-ю-ще-го мира.

4) По-треб-ность слу-жит по-бу-ди-тель-ным мо-ти-вом де-я-тель-но-сти.

5) По-треб-ность, как пра-ви-ло, на-прав-ле-на на какой-либо пред-мет, с по-мо-щью ко-то-ро-го она может быть удо-вле-тво-ре-на.

Со-зна-ние и де-я-тель-ность

Как и ак-тив-ность жи-вот-ных, де-я-тель-ность пред-став-ля-ет собой ин-фор-ма-ци-он-но на-прав-лен-ный про-цесс, пред-по-ла-га-ю-щий спо-соб-ность ори-ен-ти-ро-вать-ся в среде — вос-при-ни-мать зна-чи-мые со-об-ще-ния, пе-ре-ра-ба-ты-вать их в ко-манд-ные коды по-ве-де-ния, ко-то-рые вы-зы-ва-ют, на-прав-ля-ют и кон-тро-ли-ру-ют фи-зи-че-скую ре-ак-цию си-сте-мы...

Ин-фор-ма-ци-он-ное по-ве-де-ние че-ло-ве-ка опре-де-ля-ет-ся со-зна-ни-ем, ко-то-рое пред-став-ля-ет собой выс-шую форму раз-ви-тия пси-хи-ки жи-вот-ных, об-ла-да-ю-щих нерв-ной си-сте-мой, спо-соб-ных ощу-щать, вос-при-ни-мать и пред-став-лять окру-жа-ю-щую дей-стви-тель-ность...

Со-зна-ние че-ло-ве-ка ос-но-ва-но на спо-соб-но-сти к сло-вес-но-ло-ги-че-ско-му, «вер-баль-но-му» мыш-ле-нию, ко-то-рая над-стра-и-ва-ет-ся над си-сте-мой услов-ных и без-услов-ных ре-флек-сов по-ве-де-ния и за-вер-ша-ет собой про-стей-шие формы «про-ло-ги-че-ско-го» — на-гляд-но-дей-ствен-но-го и на-гляд-но-об-раз-но-го мыш-ле-ния.

Любой «став-ший» че-ло-век в от-ли-чие от жи-вот-но-го об-ла-да-ет не-ко-то-рым ми-ни-му-мом аб-стракт-но-го мыш-ле-ния, поз-во-ля-ю-ще-го ему отоб-ра-жать среду путем ло-ги-че-ских мо-де-лей, иде-аль-ных об-ра-зов дей-ствий, от-но-си-тель-но са-мо-сто-я-тель-ных, не-за-ви-си-мых от сию-ми-нут-ных по-ве-ден-че-ских си-ту-а-ций.

Ре-зуль-та-том по-доб-ной ра-бо-ты со-зна-ния ока-зы-ва-ет-ся на-ли-чие в че-ло-ве-че-ской де-я-тель-но-сти осо-бо-го рода целей, от-лич-ных от объ-ек-тив-ных целей адап-тив-ной де-я-тель-но-сти жи-вот-ных. Речь идет о со-зна-тель-ных целях де-я-тель-но-сти, свя-зан-ных со спо-соб-но-стью че-ло-ве-ка ана-ли-зи-ро-вать си-ту-а-цию, т. е. рас-кры-вать не-яв-ные, не под-да-ю-щи-е-ся «жи-во-му на-блю-де-нию» при-чин-но-след-ствен-ные связи ее зна-чи-мых ком-по-нен-тов... Эта спо-соб-ность поз-во-ля-ет людям за-ра-нее пред-ви-деть ре-зуль-та-ты своей де-я-тель-но-сти, пла-ни-ро-вать их, т. е. про-ду-мы-вать наи-бо-лее це-ле-со-об-раз-ные в дан-ных усло-ви-ях спо-со-бы их до-сти-же-ния.

К.Х. Мо-мд-жян

8. Что, по мысли ав-то-ра, сбли-жа-ет по-ве-де-ние жи-вот-ных и де-я-тель-ность че-ло-ве-ка? Ка-ки-ми от-ли-чи-тель-ны-ми ха-рак-те-ри-сти-ка-ми автор на-де-ля-ет со-зна-ние (мыш-ле-ние) че-ло-ве-ка, срав-ни-вая с пси-хи-кой жи-вот-ных?. -2 б.

9. Как, по мысли ав-то-ра, из-ме-ня-ет-ся це-ле-по-ла-га-ние под вли-я-ни-ем ло-ги-че-ско-го мыш-ле-ния? При-ве-ди-те две ха-рак-те-ри-сти-ки.- 2 б.

10. Какое из двух по-ня-тий — це-ле-на-прав-лен-ность и це-ле-со-об-раз-ность — сле-ду-ет от-не-сти к де-я-тель-но-сти че-ло-ве-ка? Ар-гу-мен-ти-руй-те свой ответ, опи-ра-ясь на дан-ный текст, а также зна-ния из курса об-ще-ство-ве-де-ния. - 3 б.

11. При-ве-ди-те слова тек-ста, в ко-то-рых от-ра-же-на связь со-зна-ния и речи. Опи-ра-ясь на зна-ния из курса об-ще-ство-ве-де-ния, по-ка-жи-те зна-че-ние языка для сов-мест-ной де-я-тель-но-сти людей. - 3 б.

12. «политическая деятельность»?

Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о методах политической деятельности, и одно предложение, раскрывающее особенности политических действий. - 3 б.

13. Вам по-ру-че-но под-го-то-вить развёрну-тый ответ по теме «По-треб-но-сти и ин-те-ре-сы че-ло-ве-ка в струк-ту-ре де-я-тель-но-сти». Со-ставь-те план, в со-от-вет-ствии с ко-то-рым Вы бу-де-те осве-щать эту тему. План дол-жен со-дер-жать не менее трёх пунк-тов, из ко-то-рых два или более де-та-ли-зи-ро-ва-ны в под-пунк-тах - 3 б.

27-25 б. - «5»

24 - 19 б. - «4»

18 - 13 б. - «3»

менее 13 б. - «2

Контрольная работа по теме: «Деятельность как способ существования людей».

10 класс

2 - вариант.

Часть I .

1. За-пи-ши-те слово, про-пу-щен-ное в таблице. - 1 б.

Активность и её виды

ВИДЫ АКТИВНОСТИ

ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Действия человека, в основе которых лежит мышление

Поведение

Действия животных, основанные на инстинктах.

2. Най-ди-те по-ня-тие, ко-то-рое яв-ля-ет-ся обоб-ща-ю-щим для всех осталь-ных по-ня-тии пред-став-лен-но-го ниже ряда. За-пи-ши-те это слово (сло-во-со-че-та-ние). - 1 б.

мотив

ком-по-нент де-я-тель-но-сти

цель

про-цесс

ре-зуль-тат

метод

3 .. Ниже при-ведён пе-ре-чень тер-ми-нов. Все они, за ис-клю-че-ни-ем двух, от-но-сят-ся к по-ня-тию «виды де-я-тель-но-сти». Най-ди-те два тер-ми-на, «вы-па-да-ю-щих» из об-ще-го ряда, и за-пи-ши-те в ответ цифры, под ко-то-ры-ми они ука-за-ны. - 1 б.

1) трудовая

2) инстинктивная

3) учебная

4) созидательная

5) творческая

6) кадровая

4. Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны. - 2 б.

1) Де-я-тель-ность че-ло-ве-ка имеет со-зи-да-тель-ный и пре-об-ра-зо-ва-тель-ный ха-рак-тер.

2) Де-я-тель-ность че-ло-ве-ка все-це-ло опре-де-ля-ет-ся услов-ны-ми ре-флек-са-ми.

3) В от-ли-чие от по-ве-де-ния жи-вот-ных, де-я-тель-ность че-ло-ве-ка ори-ен-ти-ро-ва-на на удо-вле-тво-ре-ние по-треб-но-стей, дей-ству-ю-щих в дан-ный мо-мент вре-ме-ни.

4) Де-я-тель-ность че-ло-ве-ка вы-зы-ва-ет-ся со-ци-аль-ны-ми по-треб-но-стя-ми.

5) Де-я-тель-ность че-ло-ве-ка носит во-ле-вой и со-зна-тель-ный ха-рак-тер

5. Уста-но-ви-те со-от-вет-ствие между от-ли-чи-тель-ны-ми при-зна-ка-ми и ви-да-ми де-я-тель-но-сти, ко-то-рые они ил-лю-стри-ру-ют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца. - 2 б.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) пре-об-ра-зо-ва-ние при-ро-ды и об-ще-ства ради удо-вле-тво-ре-ния лич-ных и со-ци-аль-ных по-треб-но-стей

Б) на-прав-лен-ность на прак-ти-че-ски по-лез-ный ре-зуль-тат - раз-лич-ные блага

В) фор-ми-ро-ва-ние зна-ний и уме-ний, раз-ви-тие мыш-ле-ния и со-зна-ния лич-но-сти

Г) по-бу-ди-тель-ный мотив за-клю-ча-ет-ся не в ре-зуль-та-те де-я-тель-но-сти, а в ее про-цес-се

Д) все сред-ства все-гда спе-ци-аль-но на-прав-ле-ны на из-ме-не-ние субъ-ек-та де-я-тель-но-сти

1) труд

2) игра

3) учение

6. Про-чи-тай-те при-ве-ден-ный ниже текст, в ко-то-ром про-пу-щен ряд слов. Вы-бе-ри-те из пред-ла-га-е-мо-го спис-ка слова, ко-то-рые не-об-хо-ди-мо вста-вить на место про-пус-ков. - 2 б.

«Мо-ти-вом _____(А) на-зы-ва-ет-ся то, что по-буж-да-ет её, ради чего она осу-ществ-ля-ет-ся. В ка-че-стве мо-ти-ва обыч-но вы-сту-па-ет кон-крет-ная______(Б) че-ло-ве-ка. Это опре-делённая форма связи с внеш-ним миром____(В), со-ци-аль-ной груп-пы, об-ще-ства в целом. В за-ви-си-мо-сти от задач изу-че-ния по-треб-но-стей в со-вре-мен-ной науке при-ме-ня-ют-ся раз-лич-ные их клас-си-фи-ка-ции. По-треб-но-сти, вы-зван-ные био-ло-ги-че-ской при-ро-дой че-ло-ве-ка, на-зы-ва-ют-ся_____(Г). Это по-треб-но-сти людей во всём, что не-об-хо-ди-мо для их су-ще-ство-ва-ния, раз-ви-тия и вос-про-из-вод-ства. По-треб-но-сти, свя-зан-ные с тем, что че-ло-век при-над-ле-жит к об-ще-ству, за-ни-ма-ет в нём опре-делённое место, участ-ву-ет в тру-до-вой де-я-тель-но-сти, в об-ще-нии с дру-ги-ми лю-дь-ми, ха-рак-те-ри-зу-ют-ся как _____(Д). По-треб-но-сти, свя-зан-ные с по-зна-ни-ем че-ло-ве-ком окру-жа-ю-ще-го мира и смыс-ла сво-е-го су-ще-ство-ва-ния, от-но-сят-ся к________(Е). Каж-дая из групп по-треб-но-стей вы-зы-ва-ет со-от-вет-ству-ю-щие виды де-я-тель-но-сти».

Cлова в спис-ке даны в име-ни-тель-ном па-де-же. Каж-дое слово (сло-во-со-че-та-ние) может быть ис-поль-зо-ва-но толь-ко один раз.

Вы-би-рай-те по-сле-до-ва-тель-но одно слово за дру-гим, мыс-лен-но за-пол-няя каж-дый про-пуск. Об-ра-ти-те вни-ма-ние на то, что в спис-ке слов боль-ше, чем вам по-тре-бу-ет-ся для за-пол-не-ния про-пус-ков.

Список терминов.

1) потребность

2) деятельность

3) причина

4) социальный

5) естественный

6) подлинный

7) социализация

8) личность

9) идеальный (духовный)

7. Вы-бе-ри-те вер-ные суж-де-ния о ком-му-ни-ка-тив-ной де-я-тель-но-сти че-ло-ве-ка и за-пи-ши-те цифры, под ко-то-ры-ми они ука-за-ны .- 2 б.

1) Одним из ба-рье-ров в про-цес-се ком-му-ни-ка-ции людей вы-сту-па-ет их лич-ная вза-им-ная не-при-язнь.

2) Сред-ством вер-баль-но-го об-ще-ния яв-ля-ет-ся ми-ми-ка.

3) Ин-фор-ма-ци-он-ное об-ще-ство со-зда-ло новые формы об-ще-ния.

4) Речь яв-ля-ет-ся самым про-дук-тив-ным ин-стру-мен-том че-ло-ве-че-ско-го об-ще-ния.

5) Ос-нов-ной целью ком-му-ни-ка-ции яв-ля-ет-ся обмен эмо-ци-я-ми.

Ко-неч-но, утвер-жде-ние о том, что вне со-зна-ния нет и не может быть де-я-тель-но-сти, осу-ществ-ля-е-мой че-ло-ве-ком как со-ци-о-куль-тур-ным субъ-ек-том, нуж-да-ет-ся в серьёзных уточ-не-ни-ях. В самом деле, «ком-по-зи-тив-ный» ха-рак-тер со-ци-аль-но-го дей-ствия, осу-ществ-ля-е-мо-го в со-от-вет-ствии с за-ко-на-ми фи-зи-ки и био-ло-гии, а не во-пре-ки им, за-став-ля-ет нас учи-ты-вать тес-ней-шую связь, а за-ча-стую и вза-и-мо-про-ник-но-ве-ние, между соб-ствен-ны-ми со-ци-аль-ны-ми и при-род-ны-ми из-ме-ре-ни-я-ми де-я-тель-но-сти.

В этом плане це-ле-на-прав-лен-ная де-я-тель-ность, свой-ствен-ная людям, не ис-клю-ча-ет на-ли-чия у них на-бо-ра ре-гу-ля-то-ров по-ве-де-ния аль-тер-на-тив-ных со-зна-нию. В дей-стви-тель-но-сти де-я-тель-ность со-дер-жит в себе при-зна-ки не толь-ко про-стей-ше-го фи-зи-че-ско-го про-цес-са, но и при-спо-со-би-тель-но-го по-ве-де-ния жи-вот-ных, ак-тив-но-сти не в её ро-до-вом, а в су-гу-бо био-ло-ги-че-ском по-ни-ма-нии.

В этом нет ни-че-го уди-ви-тель-но-го, если вспом-нить, что де-я-тель-ность осу-ществ-ля-ет-ся лю-дь-ми, каж-дый из ко-то-рых пред-став-ля-ет собой не толь-ко «мик-ро-косм со-ци-аль-но-сти», но и живой ор-га-низм, наделённый как «ви-таль-ны-ми» по-треб-но-стя-ми жи-вот-но-го, так и ре-флек-тор-ны-ми про-грам-ма-ми по-ве-де-ния - не толь-ко услов-ны-ми, но и без-услов-ны-ми. Че-ло-ве-че-ско-го мла-ден-ца, толь-ко по-явив-ше-го-ся из утро-бы ма-те-ри, никто не учит ды-шать, кри-чать или со-сать грудь; впол-не взрос-лые люди от-дер-ги-ва-ют руку от огня или ин-стинк-тив-но со-хра-ня-ют рав-но-ве-сие, ни-чуть не за-ду-мы-ва-ясь над не-об-хо-ди-мо-стью или по-сле-до-ва-тель-но-стью пред-при-ни-ма-е-мых уси-лий.

Велик со-блазн за-явить, что по-доб-ные ре-флек-тор-ные про-грам-мы по-ве-де-ния от-ве-ча-ют лишь за внут-рен-ние и внеш-ние ре-ак-ции на-ше-го «тела», и никак не вме-ши-ва-ют-ся в соб-ствен-но де-я-тель-ность, т. е. по-ве-де-ние людей как со-ци-аль-ных су-ществ. Од-на-ко по-доб-ное за-яв-ле-ние едва ли со-от-вет-ству-ет ис-ти-не, по-сколь-ку зна-чи-мые со-ци-о-куль-тур-ные ре-ак-ции че-ло-ве-ка вы-зы-ва-ют-ся от-нюдь не толь-ко ло-ги-че-ски-ми расчётами и пла-на-ми.

Мало того, что си-сте-ма че-ло-ве-че-ско-го со-зна-ния вклю-ча-ет в себя со-во-куп-ность эмо-ци-о-наль-ных про-цес-сов, со-про-вож-да-ю-щих и су-ще-ствен-но вли-я-ю-щих на це-ле-по-ла-га-ние. Сле-ду-ет при-знать, что не-об-хо-ди-мым внут-рен-ним ком-по-нен-том че-ло-ве-че-ско-го со-зна-ния яв-ля-ет-ся об-шир-ная сфера так на-зы-ва-е-мых бес-со-зна-тель-ных им-пуль-сов, без учёта ко-то-рых кар-ти-на со-ци-аль-но-го по-ве-де-ния че-ло-ве-ка будет явно не-пол-ной.

На языке пси-хо-ло-гии по-ве-ден-че-ские ре-ак-ции, в ко-то-рых от-сут-ству-ет со-зна-тель-ная ре-гу-ля-ция и кон-троль каж-до-го из не-об-хо-ди-мых дви-же-ний, име-ну-ют на-вы-ка-ми. Место со-зна-тель-но-го расчёта в них за-ни-ма-ет ав-то-ма-ти-зи-ро-ван-ное вос-при-я-тие дей-стви-тель-но-сти в форме дви-га-тель-ных и ин-тел-лек-ту-аль-ных на-вы-ков, яв-ля-ю-щих-ся ос-но-вой пол-но-цен-ной пред-мет-ной де-я-тель-но-сти во внеш-ней среде.

К.Х. Мо-мд-жян

8. Какие со-став-ля-ю-щие, по мне-нию ав-то-ра, об-ра-зу-ют ком-по-зи-тив-ный ха-рак-тер со-ци-аль-но-го дей-ствия? Какие два при-зна-ка де-я-тель-но-сти, по-ми-мо це-ле-на-прав-лен-но-го ха-рак-те-ра, свой-ствен-но-го людям, на-зы-ва-ет автор?- 2 б.

9. Какие фак-то-ры по мне-нию ав-то-ра, кроме ло-ги-че-ских расчётов и пла-нов, обу-слав-ли-ва-ют со-ци-о-куль-тур-ное по-ве-де-ние че-ло-ве-ка? При-ве-ди-те два по-ло-же-ния. Ис-поль-зуя об-ще-ство-вед-че-ские зна-ния, на-зо-ви-те ещё один любой фак-тор, не упо-мя-ну-тый в тек-сте.. - 2 б.

10. При изу-че-нии че-ло-ве-че-ской де-я-тель-но-сти, об-ще-ство-ве-ды ис-поль-зу-ют тер-мин «на-вы-ки». Какое опре-де-ле-ние «на-вы-ков» при-во-дит автор тек-ста? При-ве-ди-те три при-ме-ра по-доб-ных на-вы-ков, о ко-то-рых он пишет. - 3 б.

11. Ис-поль-зуя со-дер-жа-ние тек-ста и об-ще-ство-вед-че-ские зна-ния, при-ве-ди-те три объ-яс-не-ния вы-ска-зан-ной ав-то-ром мысли о том, что че-ло-век пред-став-ля-ет собой «мик-ро-косм со-ци-аль-но-сти». - 3 б.

12. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «функции политической деятельности»?

Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о направлениях политической деятельности, и одно предложение, раскрывающее особенности этого вида деятельности. - 3 б.

13. Вам по-ру-че-но под-го-то-вить развёрну-тый ответ на тему «Роль по-треб-но-стей в де-я-тель-но-сти че-ло-ве-ка». Со-ставь-те план, в со-от-вет-ствии с ко-то-рым Вы бу-де-те осве-щать эту тему. План дол-жен со-дер-жать не менее трёх пунк-тов, из ко-то-рых два или более де-та-ли-зи-ро-ва-ны в под-пунк-тах. - 3 б.

27-25 б. - «5»

24 - 19 б. - «4»

18 - 13 б. - «3»

менее 13 б. - «2

Контрольная работа

ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ

Ученые-психологи изучают переживания человека, побуждающие его к деятельности. Такие переживания человека называют мотивом. Слово «мотив» французского происхождения и означает буквально «побудительная причина, повод к какому-либо действию». В психологии под мотивом понимают то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В роли мотивов могут выступать потребности, социальные установки, убеждения, интересы, влечения и эмоции, идеалы людей.

В мотивах деятельности проявляются потребности человека. А потребность - это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.

Потребность обычно направлена на какой-либо предмет. Например, голод - это нужда в пище, предметом потребности является пища. Невозможность справиться с какой-либо задачей порождает нужду в знаниях, которые необходимы для ее решения. Предметом потребности в данном случае являются знания.

Потребности человека можно разделить на три группы:

1. Биологические потребности (переживание нужды в дыхании, питании, воде, нормальном теплообмене, движении, самосохранении, сохранении рода и другие потребности, связанные с биологической организацией человека, его принадлежностью к природе).

2. Социальные потребности, порожденные обществом. В них воплощена нужда личности, например, в многообразных взаимоотношениях с другими людьми, в самореализации, самоутверждении, общественном признании ее достоинств.

3. Идеальные потребности : познавать окружающий мир в целом и в его частностях, осознавать свое место в нем, смысл и предназначение своего существования. Нужда в знаниях отмечена была еще в древности. Философ Аристотель писал: «Все люди от природы стремятся к знанию». Многие люди посвящают свой досуг чтению, посещению музеев, концертных залов и театров. У некоторых людей идеальные потребности сводятся к развлечениям. Но и в этом случае они разнообразны: кто-то увлекается кино, кто-то танцами, а кто-то футболом.

Биологические, социальные и идеальные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека, в отличие от животных, становятся социальными. В самом деле, в жаркие дни многих людей мучает жажда, но никто (если он не находится в экстремальной ситуации) не станет пить из лужи на дороге. Человек выбирает напиток, утоляющий жажду, и заботится, чтобы сосуд, из которого он пьет, был чист. И прием пищи для человека становится потребностью, удовлетворение которой имеет множество социальных граней: имеют значение и кулинарные тонкости, и обстановка, и сервировка стола, и качество посуды, и оформление блюда, и приятное общество, разделяющее его трапезу.

У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными. Потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

В некоторых случаях вообще трудно отделить биологическое, социальное, идеальное. Примером может служить потребность в общении.

Приведенная классификация потребностей не единственная в научной литературе. Существует немало других. Одна из них разработана американским психологом А. Маслоу. Он выделил следующие базисные потребности:

физиологические : в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, физических движениях, отдыхе и т. п.;

экзистенциальные (от латинского слова, означающего буквально «существование»): в безопасности своего существования, комфорте, постоянстве условий жизнедеятельности, в гарантии занятости, страховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д.;

социальные : в социальных связях, общении, привязанности, заботе о другом и внимании к себе, участии в совместной деятельности с другими;

престижные : в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте;

духовные : в самоактуализации, самовыражении.

Согласно теории Маслоу, первые два типа потребностей - первичные (врожденные), а следующие три - вторичные (приобретенные). Потребности каждого последующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.

Наряду с потребностями важнейшим мотивом деятельности являются социальные установки. Под ними подразумевается общая ориентация человека на определенный социальный объект, выражающая предрасположенность к действию определенным образом относительно данного объекта. Таким объектом может быть, например, семья.

В зависимости от оценки значения семейной жизни, ее полезности для себя индивид может быть предрасположен к созданию семьи, ее сохранению или, напротив, не расположен создавать и беречь семейные узы. От этого зависят его действия, его поведение.

Важную роль в мотивах деятельности играют убеждения - устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

В формировании мотивов деятельности особую роль играют интересы. Это слово тоже латинского происхождения, означающее буквально «иметь значение, важно». Интересы людей имеют в своей основе их потребности, но направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей. Интересы людей состоят в сохранении или преобразовании тех условий (учреждений, порядков, норм взаимоотношений и т. п.), от которых зависит распределение благ. Эти интересы зависят от положения в обществе тех или иных групп населения. Каждый человек принадлежит к нескольким социальным группам. Например, молодой человек принадлежит к молодежи, которая имеет свои, отличные от других групп интересы (получить образование, профессию, иметь материальные условия для создания семьи и т. д.). Он же относится к какой-либо этнической группе и имеет общие интересы с другими членами этой группы (возможность развития национальной культуры, языка). Будучи членом других групп, человек имеет соответствующие социальные интересы. Значит, интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности. В обществе взаимодействуют разнообразные интересы: индивидуальные, групповые, интересы общества в целом. По направленности интересы разделяются на экономические, социальные, политические, духовные. В них находят обобщенное выражение актуальные потребности людей.

С интересами людей связаны их идеалы. Общественный идеал - это образ совершенного общества, в котором находят отражение интересы и стремления определенной социальной группы, ее представление о высшей справедливости и наилучшем общественном устройстве. А нравственный идеал - это представление о достойном подражания образцовом человеке, особенностях его личности, поведения и отношений с людьми. Нравственный идеал, как правило, тесно связан с общественным идеалом.

  1. У чебник для 11 класса общеобразовательных учреждений

    Список учебников

    ОБЩЕСТВО ЗНАНИЕ 11 ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений Под редакцией Л. Н. Боголюбова , А.Ю. Лазебниковой , К.Г. Холодковского Рекомендовано Министерством образования и науки...

  2. Программы вступительных испытаний* проводимых кубгу самостоятельно программы вступительных испытаний на направления подготовки магистратуры программа вступительного испытания (собеседование/устный экзамен) по дисциплинам «математический анализ»

    Программа

    Н.М. Смирновой . – М.: Просвещение, 2008. Обществознание . Профильный уровень : учебник для 10 класса общеобразовательной школы / под ред. Л.Н., Боголюбова , А.Ю. Лазебниковой . – М.: Просвещение, 2008. Обществознание . Профильный уровень : учебник для 11 ...

  3. Рабочая программа по обществознание профильный

    Рабочая программа

    В который входят: учебники : Обществознание : профильный уровень : учебник для 10 кл. общеобразовательных учрежде­ний /Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова , Н. М. Смирнова и др. - М.: Просвещение, 2007; Обществознание : профильный уровень : учебник для 11 кл...

  4. Перечень учебников используемых в образовательном процессе на 2012-2013 учебный год

    Перечень учебников

    Выдается малообеспеченным Обществознание Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Смирнова Н.М. и др. под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. Обществознание (базовый уровень ). Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений . М.: Просвещение, 2006 ...

  5. Список учебников для 5 класса на 2013-2013 учебный год

    Список учебников

    И профильный уровни). Учебник для 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений . – М.: Просвещение, 2011. Информатика и ИКТ. Учебник . 10 класс . Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень : учебник для 10 класса . М.: Бином...