Домой / Информатика / Подлежащее и дополнение в винительном падеже. Дополнение. Его разновидности и особенности употребления. Характеристика определения, примеры

Подлежащее и дополнение в винительном падеже. Дополнение. Его разновидности и особенности употребления. Характеристика определения, примеры

ДОПОЛНЕНИЕ (калька с франц. complément или нем. Ergänzung), второстепенный член предложения, заполняющий несубъектную валентность предикатного слова.

Понятие дополнения было разработано французскими энциклопедистами в середине 18 в. В отечественной традиции похожий термин «наполнение» употреблялся в грамматике М.В.Ломоносова (1755) для обозначения смысловой функции, например, слова небо в примере Облака покрыли небо ; но для обозначения дополнений в грамматике А.А.Барсова (1783–1788) использовался термин «управляемое» (калька с франц. термина régime "управление //управляемое", употреблявшегося еще в грамматике Пор-Рояля 1660 – иногда для обозначения не только самого отношения управления, но и его второго члена – "управляемого", т.е. дополнения). Термин «управляемое» затем вошел и Академическую грамматику 1802 (Д. и П.Соколовых) и впоследствии употреблялся разными авторами наряду или вместо термина «дополнение».

Термин «дополнение» появился в работе Н.И.Греча (1827) и с тех пор вошел в употребление (хотя сама целесообразность этого понятия затем неоднократно ставилась под сомнение – например, А.М.Пешковским, предпочитавшим вслед за Барсовым говорить лишь об «управляемых членах»). Поначалу в число дополнений включали обстоятельства (такова концепция И.И.Давыдова, 1852). Ф.И.Буслаев (1858) предложил выносить обстоятельства за пределы дополнений, и эта последняя точка зрения в конце концов возобладала.

Дополнение является синтаксически управляемым членом предложения – его позиция и оформление контролируются предикатным словом (в падежных языках сказуемое определяет выбор падежной или предложно-падежной формы, в которой стоит дополнение); в языках с объектным согласованием дополнение является контролером (или одним из контролеров) согласования сказуемого; некоторые теоретики эргативности вслед за И.И.Мещаниновым считают, что в таких языках прямое дополнение является третьим главным членом предложения.

Дополнение может контролировать согласование знаменательной части аналитической глагольной формы сказуемого (по роду и числу) в некоторых конструкциях типа французских оборотов с препозицией знаменательного дополнения к релятивному придаточному: les mesures qu"on a prises «меры, которые были приняты», la lettre qu"il a écrite n"est pas arrivée «письмо, которое он написал, не пришло».

В отличие от «слабоуправляемых» (наречных) модификаторов, относимых, как правило, к обстоятельствам, дополнение является синтаксическим актантом, т.е. заполняет обязательную валентность сказуемого (и является, таким образом, «сильноуправляемым» членом); с точки зрения предикатно-аргументной логики дополнение соответствует одному из аргументов многоместного предиката (а именно семантическому объекту). Поэтому, например, шагами в Петя идет быстрыми шагами считается не дополнением, а обстоятельством (оно отвечает не на вопрос "чем?", а на вопрос "как?" и эквивалентно наречию быстро ).

Дополнения сходны в ряде отношений с подлежащим. Гипертрофия данного сходства вызывает у некоторых сторонников вербоцентрической трактовки предложения (навеянной логико-математическими концепциями 20 в., где в центре внимания стоит многоместная пропозициональная форма – предикат с несколькими своими аргументами) стремление вообще отказаться от различия между дополнениями и подлежащим в пользу единого понятия, как бы оно ни называлось («актант», «комплемент»//»дополнение» или «предикандум»). Однако такой подход не получил в лингвистике признания. При всех трех распространенных в науке трактовках предложения (бицентрической, вербоцентрической или номинативоцентрической) дополнение трактуется как компонент состава сказуемого.

По своей структуре различаются следующие типы дополнений:

(1) простое (выражено собственным именем, актуализованной группой из нарицательного существительного и актуализатора или местоимением);

(2) аналитическое, выраженное сочетанием служебного слова (предлога или послелога) со знаменательным; обычно так оформлены косвенные дополнения: надеяться на успех ; но, например, в испанском предложной группой может быть оформлено и прямое дополнение, если в этой роли выступает собственное имя: ср. El mismo ensillу a Rocinante "Тот же самый человек оседлал Россинанта";

(3) комбинированное, в том числе сочиненное, например, Миша познакомил Петю и Ваню (друг с другом ); Миша познакомил Петю с Ваней; Петю Миша познакомил с Ваней ;

(4) комплексное, в том числе: подчиненно-нексусное инфинитивное (заставил агрессора убраться прочь , puto Carthaginem delendam esse "я полагаю, что Карфаген должен быть разрушен"); подчиненно-нексусное бессвязочное (считать Хомского основоположником ), в том числе с «двойным винительным» (лат. Romani appellarunt Ciceronem patrem patriae "Римляне называли Цицерона отцом отчизны"; Я нашел его окруженногонашими офицерами ; ст.-сл. постави Мефодия епископа ); подчиненно-нексусным герундиальным (I heard Mary singing ); сентенциальное (т.е выраженное придаточным дополнительным предложением), в том числе изъяснительное, у которого формальным показателем комплетивной роли являются подчинительные союзы что и чтобы (ср. Он верил, что друзья готовы / За честь его принять оковы ).

Дополнение может быть семантически избыточным, если оно повторяет смысл сказуемого (так называемая figura etymologica: прожить жизнь , идти походкой и т.п.); в этом случае основную смысловую нагрузку берет на себя определение к дополнению (прожить тяжелую жизнь , идти неуклюжей походкой ).

При глаголах с непредметным дополнением последнее выражает свернутую (номинализованную) предикацию (со значением факта, ситуации или пропозиции). Таковы глаголы с фазовым, модальным, межсобытийным, перцептивным, ментальным и пропозитивным значением. Непредметное дополнение канонически выражается придаточным предложением, изъяснительным, инфинитивным оборотом, отпредикатным именем или непредметным местоимением (это, что, что-то... ).

Обычно глагол согласуется со своим дополненияем по каким-то категориальным свойствам. Смысловая несогласованность глагола с дополнением – признак того, что произошел семантический сдвиг. Так, конкретное дополнение при абстрактном глаголе означает, что дополнение следует понимать метонимически (надеюсь на Петю означает "надеюсь на Петины действия"; жду Диму означает "жду, пока Дима придет"). Абстрактное дополнение при конкретном глаголе чаще всего означает, что сочетание в целом следует понимать в переносном смысле, например, метафорически (нести чушь, подхватить идею и т.п.). Нередко рассогласование требует восстановить смысловой пропуск: ощутить холодный металл означает, скорее всего, "ощутить прикосновение холодного металла".

Если при данном глаголе возможно несколько дополнений, то среди них обычно выявляется некоторая иерархия. Как правило, одно из дополнений важнее других, имеет наивысший коммуникативный ранг (выражает «прямой объект»). Такая приоритетность проявляется многообразно; в большинстве языков существует свой набор формальных свойств (типовой падеж, типовая линейная позиция относительно сказуемого, типовой согласовательный ролевой показатель в составе сказуемого и т.п.), который свойствен дополнению при двухместном глаголе. Дополнение, обладающее этим набором свойств, называется прямым; остальные дополнения называются косвенными.

Если предикат управляет единственным дополнением, то чаще всего это именно прямое дополнение. Однако у некоторых (так называемых «косвеннопереходных») предикатов с жестко зафиксированными диатезами единственное дополнение является косвенным: ср. повиноваться кому/чему, зависеть от чего, помогать кому, следовать чему (за кем ), равняться чему, руководить чем и т.п.

В падежных языках основным признаком, отличающим прямое дополнение от косвенных, является падеж. В аккузативных языках (в том числе в русском) падежом прямого дополнения является винительный беспредложный; в эргативных языках – абсолютивный именительный падеж. Признак падежа принято считать для прямого дополнения диагностическим.

Из этого, однако, не следует, что винительный беспредложный всегда выражает прямое дополнение: так, в конструкциях типа Ночь целую читала винительный беспредложный падеж выражает косвенное дополнение (или, по другой классификации, «обстоятельство») длительности (временной протяженности) и отвечает на вопрос "сколь долго ? в течение какого времени ?". В конструкциях типа Чемодан весит десять килограмм аккузативная количественная группа десять килограмм выражает не объект, а меру параметра и потому отвечает не на вопрос "что?", а на вопрос "сколько?"; вместе с тем она отличается от типичных обстоятельств, заполняя обязательную валентность предиката, при этом выражена беспредложным винительным.

В языках с жестким порядком слов имеются более или менее строгие правила расстановки прямого и косвенного дополнения относительно сказуемого. Так, в китайском, английском, французском, немецком языках прямое дополнение ставится после сказуемого; в таких случаях диагностическим признаком дополнения оказывается постпозиция. В алтайских языках прямое дополнение располагается, наоборот, перед сказуемым.

В языках с жестким порядком слов инверсия дополнения (его перемещение с привычного места) иногда возможна, но она происходит редко и при этом имеет ярко выраженный характер специализированного сигнала с модальным или эмфатическим значением. Однако даже там, где порядок слов нежесткий, один из возможных словопорядков является доминирующим. Поэтому предложения типа Бытие определяет сознание ; Мать любит дочь ; Грузовик тащит трактор при отсутствии коммуникативных помех в норме воспринимаются однозначно: как предложения с порядком «подлежащее – сказуемое – дополнение»; соответственно, существительные сознание , дочь , трактор в этих фразах воспринимаются обычно как занимающие позицию прямого дополнения. Поскольку прямое дополнение в доминирующем порядке слов располагается ближе к глаголу, чем косвенное, то фразы типа Я предпочитаю метро такси с гораздо большей вероятностью понимаются как имеющие смысл «Я предпочитаю метрополитен таксомотору», чем наоборот.

В языках, имеющих страдательный залог, типичным признаком прямого дополнения является возможность преобразования в подлежащее пассивной конструкции. Однако изредка оказывается, что пассивную трансформацию допускает не-аккузативное дополнение (Иванов руководит заводом – завод, руководимый Ивановым ); бывают и такие прямые дополнения, которые не допускают пассивизации (*Петя благодарится Ваней , *Дача имеется Аллой ).

Основная структурная функция прямого дополнения – восполнять вторую синтаксическую валентность переходного сказуемого.

Как и другим членам предложения, дополнению свойственна полифункциональность. Основной семантической функцией прямого дополнения является выражение семантического прямого объекта (см . ОБЪЕКТ) . О вторичных семантических функциях, реализующиеся в косвенных диатезах, см . ДИАТЕЗА .

Косвенные дополнения классифицируются как по функции, так и по форме. Они подразделяются на несколько формально-семантических типов (каждый из которых характеризуется своим типовым средством выражения и типовым набором функций, из которых обычно одна – функция каноническая). В многопадежных языках типы косвенных дополнений выражаются особыми падежами и предложно-падежными формами; в малопадежных и беспадежных аналитических языках наряду с предлогами и послелогами весомую роль играет линейное расположение дополнений относительно глагола и друг относительно друга; в согласовательных языках с объектным согласованием приобретает особую роль маркировка ролей в составе глагольной словоформы специальными аффиксами. В предложных беспадежных языках прямое дополнение является беспредложным, а косвенные чаще всего бывают предложными; однако изредка косвенное дополнение тоже оформляется беспредложно, как у английских глаголов типа give «дать».

Наиболее важными типами косвенных дополнений являются адресатное и инструментально-агентивное.

В своей первичной функции адресатное дополнение обозначает получателя имущества или информации (отдать мужу , рассказать маме ); разновидностью адресатного дополнения является бенефактивное (для жены ), а в языках с доминированием аффективной конструкции – также экспериенциальное (ей рано нравились романы ).

Инструментально-агентивное (или просто «инструментальное» в широком смысле) дополнение имеет несколько функциональных разновидностей: собственно инструментальное //орудийное (выражено семантически-неодушевленным именем в инструментальной диатезе: шить иглой ) и агентивное (выражено одушевленным именем в пассивной косвенно-агентивной диатезе: сшитый портным ). По многим признакам (в первую очередь, по признаку факультативности) инструментально-агентивное дополнение близко к обстоятельству, что дает основание усматривать здесь «обстоятельственное дополнение» или «инструментальное обстоятельство».

Критерием отличения косвенных дополнений от обстоятельств и от определений обычно служит задаваемый вопрос. Косвенные дополнения отвечают на косвенно-падежные (а не адъективные или адвербиальные) вопросы. Так, фраза Он влюбился в этот город отвечает на вопрос "Во что он влюбился?" (налицо косвеннное дополнение), а Он приехал в этот город – на вопрос "Куда он приехал?" (налицо обстоятельство конечного пункта).

Другой критерий отличения дополнения от других членов предложения – анафорическая прономинализация. В примере Вы любите ли сыр ? – спросили раз ханжу. – Люблю: – он отвечал, – я вкус в нем нахожу (К.Прутков) косвенное дополнение выражено субстантивным местоимением (в нем ). Между тем обстоятельство места не допускает такой прономинализации, чем объясняется комический эффект шуточного стихотворения Дм. Шмелева: Вы любите ли лес ? – спросили раз ханжу. – Люблю: – он отвечал, – грибы в нем нахожу . Подстановка адвербиального местоимения (там ) устранила бы этот комизм.

Некоторые языки допускают такое преобразование, при котором прямое дополнение одной диатезы соответствует косвенному дополнению другой, и наоборот. Так, в донативной конструкции типа Царь пожаловал Ермаку шубу прямое дополнение шубу выражает роль передаваемого имущества, а косвенное дополнение Ермаку выражает роль получателя; между тем в декоративной (наградительной) конструкции типа Царь пожаловал Ермака шубой прямое дополнение Ермака выражает роль получателя, а косвенное дополнение шубой выражает роль передаваемого имущества. При наличии такого диатезного преобразования в ряде языков возможность пассивизации оказывается свойством более чем одного участника ситуации, ср. англ. John gave her a book ® She was given a book (by John ) (здесь пассивизуется прямое дополнение получателя); и John gave a book to her ® A book was given to her by John (здесь пассивизуется прямое дополнение имущества).

В зависимости от категориальной принадлежности управляющего предикатного слова дополнения подразделяются на приглагольные и приименные. Ряд глаголов (так называемые глаголы неполной предикации) не допускают опущения дополнения или кардинально переосмысляются при таком опущении: иметь , делать , класть , брать , хотеть , дать , поставить , нести , хватать и т.п. В отличие от приглагольных дополнений, приименные дополнения почти всегда ведут себя как косвенные и соответственным образом трактуются. Исключение составляет лишь прямое дополнение при некоторых видах неглагольных предикативов (стативов): видно гору, жалко птичку и т.п.

Приименные дополнения отличаются от глагольных своей меньшей обязательностью и трансформированностью падежного оформления: ср. приадъективные (преданный жене, привязанный к жене, влюбленный вжену ) и присубстантивные (любовь к жене ). Поэтому их всегда относят к косвенным.

Приадъективное дополнение обозначает ограничение признака в том или ином отношении. Таким ограничением может быть второй член некоторого отношения (далекий от Москвы ), тип параметра, характеризуемого этим признаком (приятный на вкус и т.п.), аспект субъекта (силен духом, слаб телом ) и т.п. Прикомпаративное дополнение означает второй член сравнения (выше сосны ), т.е. иной носитель признака – подлежащный (Таня любит музыку больше своей сестры// больше, чем ее сестра ), комплетивный (Таня любит математику больше музыки// больше, чем музыку ), иной признак (Вася скорее простодушен, чем добр ), иное время (Ты прав более, чем когда-либо ранее ). Принаречные дополнения выделяются грамматистами в тех случаях, когда дополняемый член трактуется как наречие. Однако во всех подобных случаях наречие может получать и иную категориальную трактовку: как производный отнаречный предлог (независимо от матери ) или как производное отнаречное местоименное числительное //количественное местоимение (много забот, мало времени, несколько рублей, сколько бутылок и т.п.). Однако, например, наречие с компаративным смыслом (так же (как )) требует заполнения второй валентности наименованием второго члена сравнения: работать так же хорошо, как Стаханов ; ср. параллельное ему прикомпаративное дополнение работать лучше Стаханова .

Присубстантивные дополнения оформляются:

(а) присубстантивным беспредложным родительным (убийство Лермонтова ); посессивами, т.е. притяжательными прилагательными и местоимениями (твой приезд , свой уход ); прочими трансформированными формами (любовь к родине );

(б) косвенно-комплетивными нетрансформированными формами, прямо соответствующими формам приглагольных косвенных дополнений (стремление к истине, борьба с классицизмом... );

(в) трансформированной эргативной (агентивно-инструментальной) формой творительного падежа, используемой аналогично форме косвенного дополнения агенса (избиение Иродом младенцев, похищение гуся Паниковским ).

Многие виды присубстантивных дополнений иногда трактуются как определения, для чего есть серьезные основания: весьма часто они отвечают на вопрос "чей? какой?" (наряду с вопросами "чего?", "кого?", "к кому?", "с кем?", свидетельствующими о роли прямого дополнения).

Одним из плодов нескончаемой дискуссии о применимости вопросительного теста в синтаксическом разборе стало осознание того, что в подобных случаях имеет место совмещение комплетивности с атрибутивностью.

Канонической морфолого-синтаксической формой прямого дополнения является винительный беспредложный падеж существительного или местоимения. В неполном предложении (Карету мне, карету !) такая форма является представителем всей группы сказуемого даже при отсутствии дополняемого члена; то же происходит при эллипсисе (Кому – рябиновку, а кому – клюквенную настойку ). Однако в условиях морфолого-синтаксической транспозиции в позиции прямого дополнения оказывается неспециализированная форма:

(а) винительный беспредложный падеж субстантивированного прилагательного (ругаю опоздавшего ), субстантивированного числительного (прибавь десять ), субстантивированного наречия (мы строим прекрасное завтра, уничтожаем проклятое вчера ), элективной конструкции (встретил одну из девочек, выделил одного из сильнейших );

(б) кванторная группа (зарабатывает мало денег, написал несколько статей, дал всем детям по яблоку, по два яблока, по десять яблок );

(в) инфинитивный оборот (распорядился убрать , просил встретиться ).

Инфинитивное дополнение характерно для многих глаголов с модальным (хочу ), фазовым (начинаю ), перцептивным (лат. video... ), ментальным (лат. puto... ), диктальным (лат. dico... ), директивным (приказываю... ), каузативным (вынуждаю... ) и некоторыми аналогичными типами значений.

Морфологизованное дополнение во многих языках имеет ряд важных побочных смысловых нагрузок. Так, в славянских языках стоящая в этой позиции форма аккузатива выражает в явном виде противопоставление имен по одушевленности/неодушевленности (в русском – у имен во множественном числе, а также – у имен мужского рода). Допустимое в этой позиции синтаксическое чередование генитива с аккузативом участвует в выражении референтности и определенности имени. Допустимое в этой позиции синтаксическое чередование партитива (или генитива) с аккузативом выражает частичность/целостность вещественного объекта (принес пироги – принес пирогов ).

Сергей Крылов

Литература:

Есперсен О. Философия грамматики . М., 1958
Апресян Ю.Д. Экспериментальное исследование семантики русского глагола . М., 1967
Алисова Т.Б. Очерки синтаксиса современного итальянского языка . М., 1971
Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл . М., 1976
Лайонз Дж. Введение в теоретическую лингвистику . М., 1978
Кацнельсон С.Д. (отв. ред.). Категория субъекта и объекта в языках различных типов . Л., 1982
Кибрик А.Е. (ред.) Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 11. Современные синтаксические теории. М., 1982
Гак В.Г. Русский язык в сопоставлении с французским , изд. 2-е. М., 1988
Вардуль И.Ф. (отв. ред.). Очерки типологии порядка слов . М., 1989
Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка . М., 1995
Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека . М., 1998
Гак В.Г. Теоретическая грамматика французского языка . М., 2000
Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении , изд. 7. М., 1956 [репринт: М., Эдиториал УРСС, 2001]



Грамматическая основа предложения. Понятие о главных членах предложения

Грамматическая основа предложения состоит из подлежащего и сказуемого.

В грамматической основе выражаются грамматические значения предложения. Они связаны со значениями наклонений и времени глагола-сказуемого.

Войска движутся к фронту.

(Действие происходит на самом деле и имеет место в настоящем времени).

Вчера он заходил к нам.

(Действие происходило на самом деле, но в прошедшем времени).

Поговорил бы ты с матерью, Иван!

(Действие не реализовано в реальности, но желаемо для говорящего).

Подлежащее и сказуемое называют главными членами предложения, потому что все второстепенные члены в предложении напрямую или косвенно распространяют их.

Покажем зависимость второстепенных членов от главных на следующей схеме:

Изумленный Варенуха молча подал ему срочную телеграмму .

Подлежащее как член предложения. Формы выражения подлежащего

Подлежащее - это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что?

Подлежащее в русском языке может быть выражено по-разному, иногда «непривычными» формами. Правильно определять подлежащее поможет следующая таблица.

Основные способы выражения подлежащего.

Часть речи в позиции подлежащего

Существительное в и. п.

Язык отражает душу народа.

Местоимение в и. п.

Он вышел.

Кто там был?

Это правильно.

Это мой брат (при вопросах: кто это?)

Дом, который едва стоял, принадлежал леснику. (Здесь обратите внимание на подлежащее в придаточном предложении.)

Искры, что летели из костра, казались белыми. (Здесь обратите внимание на подлежащее в придаточном предложении.)

Кто-то пришел.

Все уснули.

Неопределенная форма глагола

Быть честным - это еще полдела.

Понимать - значит сочувствовать.

Курить - здоровью вредить.

Сочетание слов (одно из которых - в и. п.)

Мы с ним часто там бывали.

Два облака плывут по небу.

Сочетание слов без и. п.

Прошло около часа.

Сказуемое как член предложения. Типы сказуемого

Сказуемое - это главный член предложения, который связан с подлежащим особой связью и имеет значение, выраженное в вопросах что делает предмет речи? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой? и др.

Сказуемое в русском языке бывает простым и составным. Простое (простое глагольное) сказуемое выражается одним глаголом в форме какого-либо наклонения.

Составные сказуемые выражаются несколькими словами, одно из них служит для связи с подлежащим, а на другие падает смысловая нагрузка. Иначе говоря, в составных сказуемых лексическое и грамматическое значения выражаются в разных словах.

(Глагол был полковник

(Глагол начали служит для связи с подлежащим, на слово работать падает смысловая нагрузка сказуемого.)

Среди составных сказуемых различаются составное глагольное и составное именное сказуемые.

Подробнее о типах сказуемых. Простое глагольное сказуемое

Простое глагольное сказуемое выражается одним глаголом в форме какого-либо наклонения.

Оно может выражаться следующими формами глагола:

Формой настоящего и прошедшего времени глагола.

Формой будущего времени глагола.

Формами условного и повелительного наклонения глагола.

Подчеркнем, что в случае Вас будут ждать завтра простое глагольное сказуемое выражено составной формой будущего времени глагола ждать.

Составное глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое состоит из двух компонентов - вспомогательного глагола, служащего для связи с подлежащим и выражающего грамматическое значение сказуемого, и неопределенной формы глагола, выражающей его основное лексическое значение и несущей основную смысловую нагрузку.

(Здесь принялся - это вспомогательный глагол, а грызть - неопределенная форма глагола, несущего смысловую нагрузку.)

(Здесь не хочу - это вспомогательный глагол, а обидеть - неопределенная форма глагола, несущего смысловую нагрузку.)

В роли вспомогательного глагола могут выступать сочетания некоторых кратких прилагательных (должен, рад, готов, обязан и т. п.) и служебного глагола-связки быть в форме одного из наклонений (в настоящем времени эта связка опускается).

(здесь связка быть опущена).

Итак, представим строение составного глагольного сказуемого формулой:

СОСТ. ГЛАГ. СКАЗ. = ВСПОМОГАТ. ГЛАГ. + НЕОПРЕД. ФОРМА

Составное именное сказуемое

Составное именное сказуемое состоит из двух компонентов: связочного глагола, служащего для связи с подлежащим и выражающего грамматическое значение сказуемого, и именной части, выражающей его основное лексическое значение и несущей основную смысловую нагрузку.

(Здесь связочный глагол станет, а именная часть выражена прилагательным вязкий.)

(Здесь связочный глагол будет, а именная часть сказуемого выражена существительным гандболист.)

Представим строение составного именного сказуемого формулой:

СОСТ. ИМЕН. СКАЗ. = СВЯЗ. ГЛАГ. + ИМЕННАЯ ЧАСТЬ

Именная часть составного именного сказуемого выражается следующими частями речи: существительным, прилагательным (полным и кратким, разными формами степеней сравнения), причастием (полным и кратким), числительным, местоимением, наречием, cловом категории состояния, глаголом в неопределенной форме.

В русском языке можно выделить не менее четырех основных типов односоставных предложений.

Основные типы двусоставных предложений

Форма выражения подлежащего и сказуемого

Примеры

Подлежащее выражено именем существительным либо местоимением в именительном падеже, сказуемое - определенной формой глагола.

Подлежащее выражено именем существительным либо местоимением в именительном падеже, сказуемое - существительным в именительном падеже. В прошедшем и будущем времени появляется глагол-связка и падеж в сказуемом меняется на творительный.

Подлежащее выражено неопределенной формой глагола либо словосочетанием на ее основе, сказуемое - также неопределенной формой глагола. Между подлежащим и сказуемым возможны частицы это , значит .

Подлежащее выражено неопределенной формой глагола либо словосочетанием на ее основе, сказуемое - наречием.

Подлежащее выражено неопределенной формой глагола либо словосочетанием на ее основе, сказуемое - существительным в именительном падеже либо словосочетанием на его основе. В прошедшем и будущем времени появляется глагол-связка и падеж в сказуемом меняется на творительный.

Подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое - неопределенной формой глагола либо словосочетанием на ее основе. В прошедшем и будущем времени появляется глагол-связка.

Подлежащее выражено существительным в именительном падеже, сказуемое - прилагательным либо причастием (полным или кратким) в именительном падеже. В прошедшем и будущем времени в сказуемом появляется глагол-связка.

Зная основные типы двусоставных предложений, легче находить в них грамматические основы.

Основные типы односоставных предложений

Типовые форма и значение

Номинативные (назывные) предложения

Это предложения, где главный член выражен именем существительным или местоимением-существительным в форме именительного падежа. Этот главный член считают подлежащим и указывают, что в номинативном предложении нет сказуемого.

Номинативные предложения сообщают обычно о том, что какое-нибудь явление или предмет существуют (имеются) в настоящем.

Большая площадь в городе.

Вот скамейка.

Определенно-личные предложения

Сказуемое выражено глаголом в форме 1 или 2 лица. Окончание глагола в этих случаях ясно указывает на лицо и число местоимения (я, мы, ты, вы). Употреблять эти местоимения в роли подлежащего нет необходимости.

Неопределенно-личные предложения

Сказуемое выражено глаголом в форме 3 лица множественного числа (в настоящем и будущем времени) либо в форме множественного числа (в прошедшем времени). В таких предложениях важно само действие, а деятель либо неизвестен, либо не важен для говорящего, поэтому подлежащее в них отсутствует.


Безличные предложения

Это предложения, при которых нет и не может быть подлежащего, поскольку обозначают они действия и состояния, которые мыслятся происходящими «сами собой», без участия активного деятеля.

По форме эти предложения делятся на два вида: с глагольным сказуемым и со сказуемым - словом категории состояния.

Глагольное сказуемое бывает выражено глаголом в форме 3 лица единственного числа (в настоящем и будущем времени) либо в форме среднего рода единственного числа (в прошедшем времени). В этой роли выступают обычно безличные глаголы либо глаголы в безличном употреблении. Глагольное сказуемое может также выражаться неопределенной формой глагола.

Чтобы не замерзнуть, она захватила кофту.

Кроме того, сказуемым в безличном предложении может являться слово нет.


Хозяев нет дома.

Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство

Все члены предложения, кроме главных, называют второстепенными .

Второстепенные члены предложения не входят в грамматическую основу, но распространяют (поясняют) ее. Они могут пояснять и другие второстепенные члены.

Продемонстрируем сказанное схемой:

По своему значению и роли в предложении второстепенные члены подразделяют на определение , дополнение иобстоятельство . Эти синтаксические роли опознаются по вопросам.

Ценили (в какой степени?) высоко - обстоятельство.

Ценили (что?) полотна - дополнение.

Полотна (чьи?) его - определение.

Дополнение как член предложения. Типы дополнений

Дополнение - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей (т.е. всех, кроме именительного) и обозначает предмет. Дополнение обычно распространяет сказуемое, хотя может распространять и другие члены предложения.

С удовольствием читаю (что?) журналы. (Здесь дополнение журналы распространяет сказуемое.)

Чтение (чего?) журналов - увлекательное занятие. (Здесь дополнение журналов распространяет подлежащее.)

Дополнения чаще всего выражаются именами существительными (либо словами в функции существительных) и местоимениями, но могут быть представлены также неопределенной формой глагола и цельными по смыслу словосочетаниями.

Брился он в походе (чем?) штыком. (Здесь дополнение штыком выражено существительным.)

Это понятно только ценителям (чего?) прекрасного. (Здесь дополнение прекрасного выражено прилагательным в роли существительного.)

А вас я попрошу (о чем?) остаться. (Здесь дополнение остаться выражено неопределенной формой глагола.)

Он прочел (что?) много книг. (Здесь дополнение много книг выражено цельным по смыслу сочетанием.)

Дополнения бывают прямые и косвенные.

Прямые дополнения относятся к переходным глаголам и обозначают предмет, на который непосредственно направлено действие. Прямые дополнения выражаются винительным падежом без предлога.

Не знаю, когда теперь увижу родных (в. п.).

В этих печах раньше плавили сталь (в. п.).

Все остальные дополнения называются косвенными.

Сыграйте-ка на рояле (п. п.).

Я положил хлеб на стол (в. п. с предлогом).

Мне запретили волноваться (выражено неопределенной формой глагола).

Дополнение обозначает предмет (объект), на который направлено действие.

Между дополнением и дополняемым словом возможно наличие отношения субъекта к действию.

Если определение обладает способностью распространять члены предложения, выраженные именами существительными, то дополнение чаще всего зависит от сказуемого и распространяет именно его.

Все предложения для примеров мы нашли в рассказах Евгения Ивановича Носова «Зимородок», «Живое пламя», «Забытая страничка», «Хитрюга».

В качестве дополнения используются существительные и разные разряды местоимений с предлогами и без них. Напомним вопросы косвенных падежей, на которые отвечает дополнение:

КОГО? ЧЕГО? КОМУ? ЧЕМУ? КОГО? ЧТО? КЕМ? ЧЕМ? О КОМ? О ЧЁМ?

У каждого рыболова (У КОГО?) есть (ЧТО?) на реке любимый уголок . Здесь он строит (КОМУ?) себе (ЧТО?) привад у. Забивает (ЧТО?) в дно реки у берега полукругом колья , оплетает (ЧТО?) их (ЧЕМ?) лозой , а (ЧТО?) пустоту внутри засыпает (ЧЕМ?) землёй . Получается что-то вроде маленького (ЧЕГО?) полуострова . Особенно когда рыбак обложит (ЧТО?) приваду зелёным (ЧЕМ?) дёрном , а забитые колья пустят (ЧТО?) молодые побеги .

Приведём примеры дополнений, выраженных личными, возвратными, указательными, относительно-вопросительными, определительными, неопределёнными, отрицательными местоимениями: давал мне, строит себе, вижу это, в чём дело, всем хотелось, нашёл что-то, ничем не испугать .

К тому же дополнением могут быть и другие части речи, если они приобретают значение существительного. Например, прилагательные, причастие, числительное, наречие, междометие: живому рад, об удачном расскажем, разделите сорок на два, не мечтайте о завтра, донеслось «ау» .

Редко в роли дополнения выступают инфинитивы, неделимые словосочетания и фразеологизмы. Например: не догадался расспросить, жил дед с бабушкой, принести два ведра, решил больной вопрос.

Выделяют два вида дополнений – прямое и косвенное. Прямое дополнение выражается существительным в Винительном падеже без предлога, существительным в Родительном падеже с отрицанием, а также существительным со значением части предмета в Родительном падеже. Прямые дополнения распространяют переходные глаголы и слова категории состояния.

Примеры прямых дополнений:

Он вскинул на плечи (ЧТО?) рюкзак , поправил сбитую лямкой (ЧТО?) кепку...

Иногда разыгравшаяся мальва задевала (ЧТО?) поплавки , они вздрагивали, заставляли (КОГО?) меня насторожиться.

Я затаился и стал разглядывать (КОГО?) незнакомку .

Я попросил у тети Оли небольшой грибной (ЧТО?) кузовок , перекинул через плечо (ЧТО?) двустволку и зашагал в лес.

Разросшийся под окном жасминовый куст ронял на письменный стол кружевную (ЧТО?) тень .

А потом, возвращаясь домой, я собрал ещё (ЧТО?) несколько разных цветков и связал из них маленький (ЧТО?) букетик .

Косвенные дополнения употребляются с предлогами в Винительном и Родительном падежах, а также в Творительном и Предложном падежах.

Примеры косвенных дополнений:

Тетя Оля вышла поливать клумбу, но тотчас вернулась, громыхая пустой (ЧЕМ?) лейкой .

От свежевымытого (ЧЕГО?) пола тянуло (ЧЕМ?) прохладой .

Я вышел посмотреть на (ЧТО?) цветы .

Дожди сменились (ЧЕМ?) ветрами .

Сына дома не оказалось: он не ожидал меня так рано и пошел к (КОМУ?) товарищу .

Он вскинул на плечи рюкзак, поправил сбитую (ЧЕМ?) лямкой кепку...

Я попросил у (КОГО?) тёти Оли небольшой грибной кузовок, перекинул через плечо двустволку и зашагал в лес.

Нередко ученики путают дополнения с несогласованными определениями и обстоятельствами. Нужно помнить, что существительное в роли несогласованного определения можно заменить прилагательным.

Например:

Поздно вечером улеглись и долго еще не спали, прислушиваясь, не зашлепают ли по полу лапки (ЧЬИ?) беглеца .

Поплавки недвижно белели среди темно-зелёных лопухов (КАКИХ?) кувшинок .

После жаркой, утомительной дороги было приятно войти в тихий старенький домик (ЧЕЙ?) тёти Оли .

Не забудем, что к обстоятельству, в отличие от дополнения, можно задать два вопроса: один из них падежный, а другой – смысловой.

Например:

Прошлой осенью ходил я к дальнему лесному озеру за (С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? ЗА ЧЕМ?) окунями .

Я открыл глаза и ахнул (ПОЧЕМУ? ОТ ЧЕГО?) от изумления .

Я наклонился поближе и окончательно убедился, что волшебный музыкант спрятался в (ГДЕ? В ЧЁМ?) раковине .

Литература

1. Ильченко О.С. Урок на тему «Дополнение» в VIII классе /Русский язык в школе. - 2003. - №4.

2. Носов Е.И. Кукла: сборник рассказов. - М., ООО «Издательство «Эксмо», 2015.

Второстепенные члены играют в предложении важную роль, обогащая его, внося ясность, поясняя подлежащее и сказуемое. Среди них выделяется и дополнение. Ошибка в выделении данного второстепенного члена заключается в том, что его часто путают с подлежащим, особенно когда оно стоит в винительном падеже. Чтобы не допускать неточностей, необходимо знать, на какие вопросы отвечает дополнение. Об этом мы и расскажем в статье.

Общие сведения

Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей. К ним относятся все, кроме именительного (на него отвечает подлежащее).

Обычно к дополнению задается вопрос от членов предложения (второстепенных и главных), которые выражены либо глаголами, либо близкими по значению к ним (причастиями, деепричастиями).

Значение

Значения дополнения могут быть совершенно различными. Разберем подобные отношения со сказуемым в предложении и посмотрим, каким образом дополнение отвечает на вопросы. Примеры ниже.

Ольга делает (что?) укол.

Ольга делает укол (кому?) маме.

Ольга делает укол (чем?) шприцем.

Иногда встречаются дополнения, зависящие от отглагольных существительных и прилагательных: покорение вершины, движение в конец строя, пожаренная на сковороде рыба.

Если систематизировать значения, принимая во внимание то, на что отвечает дополнение, получится следующее:

  1. Этот второстепенный член определяет предмет, испытывающий на себе действие: выбрать (что?) профессию, стирка (чего?) белья.
  2. Предмет, в интересах которого действие исполняется: написать брату, подойти к сестре, приехать к родителям.
  3. Средство исполнения действия или орудие труда: писать ручкой, плыть брассом, рисовать кистью и красками.

Чем бывает выражено дополнение?

Дополнение, как и подлежащее, выражается следующими частями речи:

  1. Существительным, стоящим в форме косвенного падежа или местоимением-существительным в такой же форме. Предлог при этом вариативен: пошла (к кому?) к маме; довольна (чем?) работой; размышляю (о ком?) о нем; приведи (кого?) его.
  2. Любой субстантивной частью речи (наделенной функцией существительного). Все были заинтересованы (кем?) читающим.
  3. Инфинитивом. Зрители просили труппу (о чем?) станцевать еще раз.
  4. Именем числительным. Я умножу (что?) пятнадцать (на что?) на десять.
  5. Фразеологизмом. Я прошу сестру (о чем?) не вешать нос.

К чему относится дополнение?

Так как дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей, то чаще всего оно относится к глаголу-сказуемому. Таким образом оно вносит ясность в основное действие, о котором сообщается в предложении. Мы гуляем (с кем?) с дочкой по магазину. В данном случае дополнение "с дочкой" распространяет глагол-сказуемое "гуляем".

Однако этот второстепенный член может относиться и к существительному, которое имеет в своем значении какое-либо действие. К примеру, "Он водитель (чего?) большегрузного автомобиля". Дополнение "автомобиля" относится к существительному "водитель".

Краткие прилагательные близки по форме и значению к глаголу-сказуемому, поэтому к ним также может относиться этот второстепенный член: Я зла (на кого?) на своего соседа. Дополнение с предлогом "на соседа" относится к краткому прилагательному "зла". Реже оно относится к полному прилагательному: Похожий (на кого?) на отца.

Нередко дополнение поясняет наречие либо прилагательное в сравнительной степени. К примеру: Она выглядит моложе (чего?) своих лет. Жасмин ароматнее (чего?) розы.

Прямое

В зависимости от того, на какие вопросы отвечает дополнение, оно бывает либо прямым, либо косвенным. Первое требует постановки в винительный падеж, также при нем не может быть предлога.

Такое дополнение определяет объект действия. Относится оно к переходному глаголу либо наречию. Например: ненавидеть врага - прямое, стоит в винительном падеже, а глагол "ненавидеть" переходный. Еще пример: Мне жаль твоего друга. Дополнение "друга" относится к наречию "жаль", выполняющему роль сказуемого в данном предложении.

На какие вопросы отвечает дополнение прямое? Только вопросы родительного или винительного падежа. Разберем варианты:

  1. Самый распространенный - форма винительного падежа с отсутствующим предлогом: Мы наряжали елку всей семьей. Дополнение "елку" - прямое, употреблено в форме винительного падежа, предлога нет.
  2. Форма родительного падежа при обозначении части чего-либо целого: Я налила в чашку заварки, а после разбавила кипятком и положила лимон. Дополнение "заварки" - прямое, стоит в родительном падеже. Также родительный падеж может указывать на какой-либо результат действия, совмещенный со значением количества: Мне нужно сходить купить муки и хлеба.
  3. В безличных предложениях, когда в роли сказуемого выступает наречие: Как жаль потраченных лет.

Косвенное

На какие вопросы отвечает дополнение косвенное? На все остальные: винительный с предлогом, дательный, творительный и предложный. Последние три могут употребляться как с предлогом, так и без него.

  • В наших детских мечтах были яркие путешествия и беззаботные будни (косвенные дополнения - мечты, будни).
  • Мы прикинулись взрослыми, чтобы прокатиться на этом аттракционе (косвенное дополнение - взрослыми).
  • Разговоры о предстоящем торжестве занимали все свободное время (косвенное дополнение - о торжестве).

В предложении, кроме подлежащего и сказуемого, составляющих его грамматическую основу, могут быть использованы второстепенные члены, уточняющие, конкретизирующие или дополняющие содержание. К ним относятся дополнения, определения и обстоятельства. Каждая группа второстепенных членов предложения выполняет в речи свою конкретную синтаксическую функцию.

Определение

Дополнение – связанный со сказуемым второстепенный член предложения, который называет предмет или лицо, выступающие объектом действия в конкретной речевой ситуации.

Обстоятельство – второстепенный член предложения, указывающий на способ, образ или другой признак действия, выраженного сказуемым.

Сравнение

Дополнение может быть выражено существительным, местоимением или субстантивированной частью речи, занимающими в структуре предложения позицию после распространяемого слова. Обычно это глагол, с которым дополнение связано способом управления. Такую связь определяют по вопросам косвенных падежей.

Переход (через что?) через перевал оказался сложным.

Цветы поставили (во что?) в вазу.

Дополнение указывает на объект действия или средство, при помощи которого оно совершается: вязать крючком; кормить завтраком; гонять голубей; читать книгу .

Обстоятельство выражается наречием, деепричастием или деепричастным оборотом, в некоторых случаях – существительным и словосочетанием с обстоятельственным значением. К обстоятельству можно поставить вопросы: как? каким образом? когда? с какой целью? в какой мере? где? почему?

(Когда?) Изредка срывался ветер и доносил (откуда?) со стороны моря невнятный шум.

Он жил (как?) просто, заботясь только о хлебе насущном.

Обстоятельство всегда связано со сказуемым, но структурно может быть отделено от него другими членами предложения.

Таким образом, дополнение и обстоятельство выполняют в предложении разные смысловые и синтаксические функции.

Выводы сайт

  1. Обстоятельство указывает на образ, способ или время действия, то есть обстоятельства , при которых оно протекает. Дополнение обозначает объект или средство действия.
  2. Обстоятельство выражается наречием или близкими к нему по значению частями речи. Дополнение чаще всего выражено существительным или местоимением.
  3. К дополнению можно поставить вопросы косвенных падежей. Вопросы, адресованные к обстоятельствам, зависят от способа выражения обстоятельственного значения.