Домой / Математика / Организация профилактической работы классного руководителя. Воспитательная система по предупреждению и профилактике правонарушений и преступлений в среде несове — Воспитательная работа — Региональный образовательный портал Псковской области. Из опыта рабо

Организация профилактической работы классного руководителя. Воспитательная система по предупреждению и профилактике правонарушений и преступлений в среде несове — Воспитательная работа — Региональный образовательный портал Псковской области. Из опыта рабо


1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и информирование родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь педагогом-предметником и успевающими учениками.

2. Борьба с пропусками занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.
Классные руководители ведут ежедневный контроль посещаемости уроков, ежемесячный учет пропуска учащимися занятий по уважительной или без уважительной причины. В случае пропуска занятий учеником выясняют у родителей причину отсутствия.

3. Организация досуга учащихся , широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, работу объединений - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.
Классными руководителями принимаются меры по привлечению в спортивные секции, объединения широкого круга учащихся, особенно детей «группы риска». Организация предметных и спортивных олимпиад, участие в дистанционных конкурсах, выставок, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение. Классные руководители принимают активное участие в вовлечение детей работу оздоровительного лагеря на базе школы, тем самым организуя занятость детей в каникулярное время.

4. Пропаганда здорового образа жизни исходит из потребностей детей и их естественного природного потенциала. С целью привлечения учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом, пропаганды здорового образа жизни, выявляются сильнейшие учащиеся и формируются сборные команды школы для участия в школьных, городских соревнованиях. В начале каждого учебного года составляется календарь спортивно-массовых мероприятий, проводятся Дни Здоровья, соревнования по футболу, волейболу. Традиционно стало участие учащихся в осеннем кроссе.

К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек привлекаются не только специалисты (медики, психологи), но и широко используется детский потенциал.
В пропаганде здорового образа жизни посвящены такие мероприятия:

  1. Мероприятия в рамках декады «SOS»;
  2. Неделя безопасности дорожного и движения и безопасности на льду;
  3. Акция «Я выбираю спорт как альтернативу».
  4. Проведены классные часы по следующим темам:

1 - 4-й классы

“Курить – здоровью вредить”;
5, 6-й класс

“Мифы об алкоголе”

“Школьнику о вреде никотина”

7-й, 8-й, 9-й класс

“Кто кого или подросток в мире вредных привычек”

10-й класс

“Жизнь без наркотиков”

11-й класс
“Мы против наркотиков”

5 . Правовое воспитание. В решении проблем предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних эффективны проводимые в учебных заведениях Месячники профилактики правонарушений . В их организации участвуют не только классные руководители, но и сотрудники ГИБДД, ППС, пожарной охраны, представители общественных организаций в лице членов комиссии по делам несовершеннолетних, специалисты по делам семьи, молодежи, занятости, правоохранительные органы; работники медицинских учреждений, психолог, заместитель директора по воспитательной работе школы. В рамках месячника профилактики правонарушений проводятся следующие мероприятия:

  1. участие во межведомственных операциях «Внимание! Дети!», «Подросток» (сентябрь);
  2. неделя правовых знаний. Встречи с работниками ОДН Оленегорского ОВД (ноябрь);
  3. участие в областной межведомственной декаде «SOS» «Оставайся на линии жизни». Анкетирование «Отношение подростков к пагубным привычкам» (декабрь);
  4. месячник по военно-патриотическому воспитанию (февраль);

Проведение бесед на классных часах, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних дают мотивацию на ответственность за свои действия. Роль классного руководителя заключается в направлении дискуссии и подведении итогов, предоставив максимальную возможность детской активности в организации мероприятия и свободного высказывания своих мнений. Такие занятия развивают активность, формирование жизненных позиций.
В течение 2011–2012 (сентябрь – март) учебного года классные руководители провели классные часы:

1 - 4-й классы

“Что такое хорошо и что такое плохо”
“Правила поведения в общественных местах”

5, 6-й класс
“Мы и улица, наши интересы”\

“Конвенция ООН о правах ребенка”

«Знай свои права, но не забывай про обязанности»

7-й, 8-й, 9-й класс
“Права и обязанности школьника”;
Почему подросток совершает преступление”
“Поговорим об ответственности”

10-й класс

“Преступления и его последствия”
“Как научится быть ответственным за свои поступки”

11-й класс
“Административная и уголовная ответственность”;

6. Работа с родителями. Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении строится планово. При выявлении негативных фактов классные руководители информируют Совет профилактики школы. Классные руководители знакомятся с жилищными условиями учащихся, в домашней обстановке проводят беседы с родителями, взрослыми членами семьи, составляют акты обследования жилищных условий, выясняют положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями.
Важными направлениями в этой работе являются:

  1. установление доверительных отношений между родителями и педагогом;
  2. разъяснение родителям основ межличностных отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д., для осознания ими того, что истинная их причина может лежать глубже внешних проявлений, за каждым случаем активного протеста в поведении следует искать нереализованную потребность;
  3. формирование у родителей правильного отношения к чувству самоценности ребенка, т.к. с коррекции этого чувства должна начинаться любая помощь как ребенку, так и семье с «трудным» ребенком. Ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в признании, только в этих условиях формируется положительная личностная установка;
  4. формирование у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании.

Классными руководителями ведется большая работа по пропаганде педагогических знаний среди родителей, регулярно проводятся лекции по воспитанию учащихся согласно их возрастных особенностей: консультации «Возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста», «Интересы моего ребёнка. Как выбрать кружок; индивидуальные беседы «Как преодолеть трудности в обучении. Родительская помощь» «Почему ребенок не хочет учиться»; родительские собрания «Ваш ребенок стал подростком. Проблемы воспитания», «Права и обязанности ребёнка в школе и семье»; совместные мероприятия с детьми и родителями (ведение летописи класса, достижений класса, портфолио ученика, участие в совместных воспитательных мероприятиях, помощь в организации экскурсий. Все эти мероприятия направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей. Классные руководители вместе с администрацией школы участвуют в организации и проведении вечерних рейдов представителей родительского комитета и учителей по гарнизону.

Совместно с представителями Комитета образования и отдела попечительства, администрацией школы, родителями школы проведено расширенное заседание круглого стола по теме «Обеспечение социально-педагогической поддержки обучающихся» (февраль).


7. Проведение индивидуальной воспитательной работы. Одним из важнейших направлений профилактической школьной деятельности является выявление, постановка на внутришкольный контроль обучающихся с асоциальным поведением и разработка для них индивидуальной воспитательно-образовательной программы. Классные руководители Лось М.В., Вымятниной П.Н. в работе с обучающимися Котомцевым А. Дроздовым Д. тесно сотрудничают с представителями социально-психологической службы школы – социальным педагогом и педагогом-психологом, Советом профилактики.

10. Методическая работа.

  1. Педагогический совет по проблеме «Обеспечение социально-педагогической поддержки обучающихся»
  2. На заседаниях МО классных руководителей рассматривались следующие вопросы:
  1. «Компетенции педагога на этапе информатизации образования» (один из вопросов «Перспективы воспитательной работы школы. Анализ и корректировка плана работы по профилактики правонарушений, выстраивание е единой системы координационной работы в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся», (сентябрь).
  1. «Портфолио ученика как оценка его деятельности. Требования к структуре ведения портфолио» (анализ диагностики уровня воспитанности обучающихся, формы и методы работы со школьным портфолио, обобщение опыта по теме самообразования «Семья в системе социального воспитания», профилактика вредных привычек среди молодёжи и подростков), ноябрь
  1. «Работа классного руководителя по воспитанию сознательной дисциплины обучающихся» (январь)

Все эти мероприятия направлены на повышение методического уровня классного воспитателя в работе по профилактики правонарушений.

Работа с личностью отдельного учащегося предполагает также знание воспитателем уровня воспитанности всего класса, так как личность ярче всего проявляется в коллективных отношениях, в общей деятельности. Классными руководителями школы проводится диагностика уровня воспитанности обучающихся (2 раза в год по полугодиям). На основе установленного уровня воспитанности учащихся классный руководитель проектирует развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств, разрабатывает план воспитательной работы класса («Классная папка руководителя»).

Тамара Санникова
Педсовет «Система работы педагогического коллектива школы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних»

План подготовки педагогического сов ета

«Система работы педагогического коллектива по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних»

Цель: проведение системного анализа работы учреждения образования по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.

Задач и:

1. Определение проблемных направлений в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

2. Определение сферы взаимодействия школы со службами и учреждениями профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

3. Выбор соответствующих форм и приемов работы с учащимися, признанными находящимися в социально опасном положении, и их законными представителями.

4. Формирование стремления к взаимообмену эффективным педагогическим опытом построения отношения с обучающимися и их родителями на основе личностно-ориентированного подхода.

Ожидаемый результ ат:

Создание условий для методологического и технологического моделирования различных видов деятельности, направленных на снижение роста правонарушений, преступлений;

Формирование критического мышления всех участников образовательного процесса по отношению к знаниям, навыкам практического действия, направленного на снижение роста правонарушений и преступлений.

Форма педагогического совета: круглый ст ол.

Виды деятельности

1. Организация методической выставки «Эффективные методы профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних»

2. Подготовка к проведению групповой работы педагогов по проблеме «Трудный ребенок – кто он?» Заместитель директора по ВР Санникова Т. В.

3. Составление и реализация плана Декады правовых знаний“Мы и закон” Заместитель директора по ВР Санникова Т. В.

4. Проведение и анализ анкетирования по проблеме формирования законопослушного поведения несовершеннолетних Заместитель директора по ВР

Санникова Т. В.

5. Анализ состояния профилактической работы учреждения образования Заместитель директора по ВР

Санникова Т. В.

Выявление эффективных приемов и методов профилактической работы с детьми, признанными находящимися в социально опасном положении, и их законными представителями (занятия реабилитационной группы, клуба «Подросток» Руководитель МО Бакштай О. П.

Составление проекта решений педагогического совета Заместитель директора по ВР

Санникова Т. В.

План работы

заседания педагогического совета

«Система работы педагогического коллектива по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних»

1. Введение в тему педагогического совета. Выбор наиболее точного определения «Трудный ребенок – кто он?»

Работа в группах. Директор Изобова И. М.

2. Анализ состояния профилактической работы учреждения образования

3. Условия для конструктивной реабилитации обучающихся и их дальнейшего эффективного развития.

4. Анализ эффективности работы реабилитационной группы, клуба «Подросток».

Информация педагога социального Звонковой Т. Н., руководителя клуба «Подросток» Сазоновой Е. Н.

5. Анализ анкетирования «Закон и мы» по проблеме формирования законопослушного поведения.

Информация заместителя директора по ВР Санниковой Т. В.

5. Разработка памяток по организации индивидуальной и коллективной профилактической работы с несовершеннолетними

Работа в группах. Руководитель МО классных руководителей Бакштай О. П.

6. Подведение итогов. Обсуждение и принятие решений.

Информация директора школы Изобовой И. М.

Ведение в тему педагогического совета

«Трудный ребенок – кто он?»

Изобова И. М.

Молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации Подростки не готовы к преодолению возрастающих стрессовых ситуаций и страдают от их возможных негативных последствий. Поэтому на педагогов возложена огромная ответственность за воспитание личности с социально-активной позицией.

А сейчас я предлагаю вам ответить на вопрос «Кого мы называем трудным подростком?»

Для этого у вас на столах лежат маленькие листочки зеленого цвета по 4 для каждого члена команды. Возьмите их в руки. А сейчас подумайте и запишите по одному качеству «Трудного ребенка» на каждом листочке. Чтобы качества не повторялись, прежде чем записать вы должны произнести вслух, чтобы члены вашей команды знали, что это «качество» уже занято.

Сейчас из 16 карточек вы должны оставить 9, которые наиболее точно подходят к определению «трудный ребенок».

Разложите карточки по образцу в 3 столбца по 3 карточки в каждый. Далее, используя 3 карточки по диагонали, или горизонтали, или вертикали, составьте предложение «Трудные ребенок – это …». Возьмите лист желтого цвета и запишите его. Далее озвучьте предложение вашим членам группы и выберите наиболее удачное. А номер 3 озвучит всем.

«О системе работы педагогического коллектива

по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних»

Санникова Т. В., заместитель директора по воспитательной работе

В системе профилактической деятельности учреждения образования выделяются два направления: меры общей профилактики, обеспечивающие вовлечение всех учащихся в жизнь школы, и меры специальной профилактики, состоящие в выявлении учащихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании, и проведении работы с ними на индивидуальном уровне. Для достижения профилактических целей используется эффективная система методов и средств воздействия на личность правонарушителя.

Работа по правовому воспитанию и профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних в учреждении образования носит систематический характер и проводится по направлениям:

а) профилактическая работа;

б) организация досуговой деятельности;

в) работа с законными представителями;

д) организация полезной занятости и активного отдыха учащихся во время каникул;

е) работа с детьми девиантного поведения;

В школе реализуется комплекс мер, направленных на повышение социального-правового статуса семьи, психолого-педагогической компетентности родителей, формирование у них сознательного и ответственного отношения к выполнению своих обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению своих детей.

В целях раннего выявления девиантного поведения и социального неблагополучия в семьях, коррекции поведения подростков, коррекции детско-родительских отношений проводятся беседы-консультации с классными руководителями, с подростками и их родителями. Ежемесячно проводятся заседания Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Основной целью является усовершенствование системы оказания своевременной и квалифицированной помощи детям, подросткам и (или) их семьям, попавшим в сложные социальные, семейные, педагогические и прочие ситуации; предупреждение противоправного поведения учащихся школы; профилактика вредных зависимостей, употребления токсических и наркотических веществ; профилактика травматизма, аморального поведения родителей и учащихся; активизация воспитательной позиции законных представителей.

Всего за 2016 календарный год проведено двенадцать плановых заседаний Совета, из них 2 (24.10.2016, 25.05.2016) совместных заседания Совета учреждения образования» Яновичская средняя школа Витебского района» по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и Совета общественного пункта охраны и порядка при Яновичском сельском исполнительном комитете.

Динамика положения дел в семьях, где дети признаны находящимися в социально опасном положении, в семьях, где воспитываются дети, состоящие на внутреннем контроле, на учете в инспекции по делам несовершеннолетних в ОВД Витебского райисполкома, ежемесячно рассматривалась на заседаниях Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних учреждения образования.

Показателем эффективности профилактической работы учреждения образования является количество правонарушений и преступлений, совершенных учащимися.

На профилактический учет в ИДН Витебского РОВД 10.06.2016 года поставлены Точиленко Владислав, Точиленко Станислав, Юпатов Сергей. За период с 10 июня по 10 декабря 2016 года с ними и их законными представителями проведена профилактическая работа.

В школе организована работа клуба «Подросток» под руководством Сазоновой Е. Н, проводятся еженедельно занятия реабилитационной группы с дневным пребыванием детей (социальный педагог Звонкова Т. Н.). В субботу члены реабилитационной группы вовлечены в общешкольные мероприятия.

С целью обеспечения полезной занятости несовершеннолетних различных видов учета проводятся занятия по интересам, факультативные занятия, культурно-массовые мероприятия в шестой школьный день.

Факультативные занятия и занятия дополнительного образования посещают 100% школьников, состоящих на всех видах учета.

Одним из эффективных методов профилактического воздействия является постановка детей с девиантным поведением на внутренний контроль.

На протяжении года количество состоящих на внутришкольном контроле детей периодически уменьшалось и остановилось на цифре два.

Настойчивая ежедневная воспитательная работа, совместные усилия всего педагогического коллектива, школы, семьи, привлечение общественных организаций, целенаправленная работа социального педагога дают возможность получить положительные результаты.

В рамках работы по профилактике безнадзорности и правонарушений организованы встречи с помощником прокурора Витебского района Осипенко Е. В., заместителем КДН Адамович Е. С. «Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних».

Педагог-психолог УО «СПЦ Витебского района» Гана Валерьевна провела индивидуальные коррекционные занятия с учащимися «Конфликты и их решения».

Вывод: в учреждении образования организована целенаправленная работа по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 г. №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», Закона о профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних

1. Проводить дальнейшую работу по своевременному выявлению семейного неблагополучия и отрицательного влияния семьи на развитие ребенка

2. Рассмотреть на очередном Совете по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних учреждения образования вопрос о повышении ответственности за раннее выявление семейного неблагополучия среди дошкольников в ГУО «Яновичский ясли/сад Витебского района», УЗ – неорганизованные дошкольники (от 0 до трех лет)

3. В связи с тем, что профилактическая работа с обучающимися и их семьями не привела к полной стабилизации семейного благополучия, необходимо усовершенствовать работу СППС через комплекс мер:

3.1. Усилить ответственность работников ГУО “Яновичский ясли-сад”, УЗ за раннее выявление признаков семеного неблагополучия и сообщения о нем в учреждение образования для экстренного реагирования

3.2. Заслушать на заседании СП ежемесячно отчеты классных руководителей о работе с семьей и ребенком

3.3. Изучить требования по ведению документации личных дел СОП, ВШК, ИДН на методическом объединении классных руководителей до 5 января 2017 года. Руководитель МО Бакштай О. П.

3.4. Исключить формальный подход в работе с ребенком, признанным в социально опасном положенни, и его семьёй со стороны классных руководителей Родулевич Д. О., Савенка Н. А.

3.5. Своевременно оформлять необходимые документы по требованию органов опеки и попечительства, РОВД, ИДН

3.6. Социальному педагогу докладывать администрации УО о состоянии документации по ведению личных дел СОП, ИДН, ВШК ежемесячно

3.7. В профилактической работе с неблагополучными семьями придерживаться алгоритма взаимодействия всех заинтересованных структур постоянно

Условия для конструктивной реабилитации обучающихся и их дальнейшего эффективного развития групповая работа с педагогами

Бакштай О. П., руководитель МО

Я предлагаю вам обменяться мыслями, идеями по организации системы деятельности по работе с трудными детьми. Для этого возьмите лист голубого цвета и запишите 5 идей - предложений по организации работы с трудными детьми, на это вам дается 5 минут, записали – подвели черту.

А сейчас встаньте из-за своих столов, задвиньте стулья, найдите пару с коллегой из другой группы обменяйтесь идеями и запишите себе новые, подвели черту, на это вам дается 2 минуты.

Теперь присядьте за стол в свою команду и обменяйтесь идеями и запишите недостающие.

У какой команды наибольшее количество идей?

Команда зачитывает, остальные отмечают уже озвученные идеи и потом дополняют.

Идеи записываются на доске.

О работе реабилитационной группы дневного пребывания

при ГУО «Яновичская средняя школа Витебского района»

Педагог социальный Звонкова Т. Н.

На базе учреждения образования второй год работает реабилитационная группа дневного пребывания.

Деятельность реабилитационной группы регламентируется положением, утверждённым директором учреждения образования. Зачисление и отчисление детей в реабилитационную группу производится на основании заявлений законных представителей несовершеннолетних, оформляется приказом руководителя учреждения образования.

Несовершеннолетние посещают реабилитационную группу 2 раза в неделю в течение учебного года.

Реабилитационную работу с детьми проводят специалисты СППС, классные руководители, учителя-предметники, библиотекарь, руководители занятий дополнительного образования и факультативных занятий. В четверг – проводит педагог социальный Звонкова Т. Н. ; в субботу – классные руководители, учителя-предметники, библиотекарь, руководители занятий дополнительного образования и факультативных занятий согласно плану работы.

Цель работы реабилитационной группы:

Оказание помощи несовершеннолетним и их семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Задачи реабилитационной группы:

профилактика социального сиротства;

психологическая и педагогическая реабилитация несовершеннолетних;

налаживание и укрепление детско-родительских отношений;

помощь в стабилизации обстановки в семье;

развитие навыков культурного поведения несовершеннолетних;

содействие несовершеннолетним в преодолении трудностей в учёбе;

полезная занятость детей во внеурочное время.

Формы реабилитационной работы с детьми подбираются в зависимости от проблем, потребностей и ресурсов семьи и несовершеннолетнего.

Одночасовое занятие группы делится на 2 части: в первой части занятия проводится коррекционная работа с несовершеннолетними (занятия с элементами тренинга, упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, ролевые игры, дискуссии).

Во второй части занятия используются интерактивные формы работы, проводятся викторины, игры, спортивные, практические занятия. Самыми яркими занятиями реабилитационной группы в 1 и 2 четвертях были следующие мероприятия: выпуск листовок «Я против курения», тренинг «Моя школа», творческий отчёт «Мои каникулы», час общения «Доверие», игра «Портрет коллектива», психологическая игра «Невероятное путешествие».

О работе клуба «Подросток»

на базе ГУО «Яновичская средняя школа Витебского района»

Руководитель клуба «Подросток» Сазонова Е. Н.

Задачи клуба:

Защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;

Знакомство подростков с новыми формами поведения;

Обучение подростков эффективным стратегиям и способам поведения;

Создание безопасной среды для апробации новых форм поведения и самореализации личности;

Знакомство подростка с самим собой;

Повышение уровня знаний подростков о свойствах человеческой психики и личности, механизмах действия психоактивных веществ, социальных и психологических законах функционирования человека в обществе;

Гуманизация системы ценностей подростка;

Формирование ответственного отношения к личностным выборам;

Развитие у обучающихся навыков общения в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения.

Занятия в клубе проходят 2 раза в месяц; тема занятий соответствует запланированной.

Приоритетными направлениями деятельности клуба являются

Организация и проведение мероприятий по направлению

деятельности клуба;

Организация содержательного досуга и общения обучающихся;

Занятия в клубе посещают дети в возрасте преимущественно 9-14 лет.

С целью организации и проведения совместного досуга для всех членов клуба регулярно проводятся клубные дни (тематические вечера, праздники, игровые и конкурсные программы).

Анализ анкетирования по проблеме формирования законопослушного поведения несовершеннолетних

Для понимания специфики поведения детей и подростков мы провели исследование представлений о законопослушном поведении и возможных средствах его формирования. В результате выяснено следующее.

1) Дети и подростки, их родители достаточно единодушно утверждают, что формирование законопослушного поведения необходимо для того, чтобы:

а) Был порядок в стране;

б) Жизнь была безопасной;

2) Из известных им законов, защищающих права ребенка, прежде всего, называют:

1 место: Конституция РБ;

2 место: Закон РБ «Об Образовании»;

3 место: Устав школы.

3) Дети и подростки, отвечая на вопрос о правилах поведения, очень редко могут сформулировать для себя конкретные правила (за исключением – не пить, не курить, не грубить старшим). В лучшем случае они называют такое правило, как быть дисциплинированным. Родители считают, что важнейшим правилом является «уважать старших».

4) В связи с тем, что подросткам и родителям достаточно сложно сформулировать собственные жизненные правила, им также трудно назвать те правила, от которых они готовы отказаться. Чаще всего звучит ответ: «не знаю», «все устраивает».

Из конкретных правил, от которых они готовы отказаться подростки называют школьную форму и комендантский час.

Родители детей и подростков готовы отказаться от несправедливости, насилия и жестокости в современном обществе.

5) В вопросе о правилах, от которых современные дети и подростки никогда бы не отказались, в первую очередь они говорят о таких конкретных правилах как «не убий», «не ограбь», «не унижай детей», «не груби старшим». В тоже время многие дети и подростки честно ответили, что не знают ответа.

Родители очень четко определяют здесь свои приоритеты: порядочность и пунктуальность (вовремя приходить и уходить с работы; все выполнять в срок).

6) На вопрос, какие же правила соблюдают их друзья, самый типичный ответ – это «почти все» или «никакие». Из определенных ответов чаще всего звучало «не нарушать порядка. Соблюдать правила в общественных местах». Их родители отметили такие важнейшие правила: «не обижай и не оскорбляй людей», «защищай свои права», «уважай старших».

7) В вопросе. почему же дети и подростки нарушают правила и законы, они отмечают:

а) нечем заняться;

б) взрослые показывают пример;

в) не уважают правила и нормы общества, законы для них ничего не значат;

г) хотят показать себя, отличиться;

д) нехватка внимания.

Родители здесь единодушны:

а) дети и подростки видят только свои права, забывая об обязанностях;

б) отсутствие положительного примера взрослых;

в) не думают и не знают о последствиях;

г) снижение моральных норм в СМИ;

д) попадают в плохую компанию.

8) Для самих детей и подростков, идея, что законы надо соблюдать выражается в следующем:

а) так как они соответствуют традициям и нормам общества;

б) так как за несоблюдение закона могут наказать;

в) независимо от обстоятельств;

г) когда они совпадают с собственными правилами и убеждениями;

д) не знаю

9) Достаточно любопытно распределились ответы о свободном времени детей и подростков. Их стабильные интересы:

Гулять с друзьями;

Отдыхать дома или заниматься домом;

Спорт и делать уроки.

Для родителей свободное время их детей выглядит как то, что их ребенок гуляет с друзьями или помогает по дому. Впрочем, многие родители отмечают, что у их детей практически нет свободного времени.

10) Ответы детей и подростков о том, чем бы им хотелось заниматься в свободное время, мало чем отличаются от того, чем они занимаются на самом деле. Вновь они называют: гулять, отдыхать, проводить время с друзьями. Родители добавляют, что они хотят только «тусоваться» и играть в компьютерные игры.

11) На вопрос о том, в какие объединения входят современные дети и подростки, они чаще всего отвечают: -БРСМ, БРПО.

Таким образом, современные дети большую часть своего свободного время проводят дома, ограничивая возможности для своего социального развития.

12) Что должны делать взрослые, чтобы дети соблюдали правила и законы: - личный пример взрослых;

Воспитывать своих детей;

учить законам и правилам.

Организация

индивидуальной и коллективной работы с проблемными детьми

Бакштай О. П., руководитель МО

А сейчас мы переходим к практической работе. Используя идеи, которые мы с Вами выдвинули, за 10 минут вы должны составить:

1 команда – «Памятка классному руководителю «Система профилактической работы с «трудными детьми».

2 команда – Буклет для родителей «Система профилактической работы с «трудными детьми».

3 команда – Постер для учащихся «Где и как мне могут помочь?»

Презентация памяток, буклетов, постеров.

Памятка

классному руководителю

по работе с проблемными детьми

1. Завести дневник наблюдений.

2. Ежедневно следить за посещаемостью занятий трудновоспитуемыми подростками.

3. Совместно с учителями-предметниками постоянно держать на контроле вопрос успеваемости подростков.

4. Ставить в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.

5. Строго следить за выставлением оценок в дневник.

6. Ежемесячно проверять занятость в кружках.

7. Ежедневно встречаться с подростками.

8. Каждую четверть заслушивать трудновоспитуемых подростков и их родителей на заседаниях классных родительских комитетов. При необходимости приглашать на Совет профилактики.

9. Не подчеркивать проступки, воспитывать на положительных примерах.

10. Не использовать нравоучений. В перевоспитании решающим является личный пример учителя, внимание к ребенку, умение радоваться успехам ребенка.

11. Вовлекать в трудовую деятельность, серьезные дела, исполнение общественных поручений.

12. Предупредить возможность неправильных действий детей.

13. Организовать интересную жизнь коллектива, в котором учится «трудный».

14. Обучить детей методам самовоспитания.

15. Нормализация семейной обстановки, нейтрализовать вредное влияние родителей.

16. Индивидуальное шефство.

17. Вовлечение подростков в кружки, секции, контролировать их посещение.

18. Привлечение родительской общественности.

19. Поддерживать тесную связь с ИДН.


Справка
«О состоянии работы классных руководителей

по профилактике употребления ПАВ»
В соответствии с планом работы школы на 2012-2013 учебный год, на основании приказа №281 от 30.11.2012г. заместителем директора по воспитательной работе Никоноровой М.В. осуществлен контроль состояния работы классных руководителей по профилактике употребления ПАВ».

Цель контроля: состояние работы классных руководителей с участниками образовательного процесса по профилактике употребления ПАВ.

Вид контроля: тематический.

Форма контроля: персональный.

Метод контроля: изучение планов воспитательной работы, собеседования с обучающимися, классными руководителями, анкетирование кл. руководителей.
В ходе изучения данного вопроса было установлено следующее:

В соответствии со Стратегией государственной антинаркотической политики РФ до 2020 года в школе осуществляется комплекс мер по реализации государственной программы профилактики употребления психоактивных веществ. При составлении школьного плана совместной работы по профилактике правонарушений учтены основные направления Стратегией государственной антинаркотической политики РФ до 2020 г. Во всех планах воспитательной работы с классами предусмотрены мероприятия по профилактике употребления обучающимися ПАВ.

В данном направлении классные руководители используют социальные, педагогические и психологические технологии профилактики употребления ПАВ: в рамках реализации программы воспитания культуры здорового образа жизни проводятся классные часы, пропагандирующие здоровые привычки (все классы), соблюдение режима дня (1-2 классы), увлечения спортом (4б), показывающие последствия курения и употребления алкогольных напитков (5а, 5б, 6а, 6б, 7а, 7б, 8а, 8б, 9а, 9б), правильное и здоровое питание (2б).

Классные руководители используют разнообразные формы для проведения классных часов: час-беседа, час-размышление (все классы), лекция (все классы), час-диспут (5а, 7а), презентация проекта (5а, 6а, 6б, 8а), практическое занятие (2а, 2б, 3а, 5а,6а, 6б, 7а, 9а).

Классными руководителями проводятся индивидуальные беседы о негативном воздействии ПАВ на детский организм: 6а (с Кононовым С.), 6б (с Рейсбихом Д.), 7а (с Фалевым Д., Дедухом М., Веретенкиным П.), 7б (с Шаяхматовым С.), 8б (с Нащекиной А., Матанцевым А.), 8а (с Осипенко Г., Зайцевым М., Косолаповым В.), 9а (с Селезневым А), 9б (с Аносовым Е., Горбуновой А., Козловой В.).

Приглашались для профилактических бесед обучающиеся с родителями: Логунова А. (3б), Синяков К (3б), Кононов С. (6а), Хорина Е. (7б), Столярова Е. (8а), Осипенко Г. (8а), Козлов В. (6б), Мелков К. (6б), Рейсбих Д. (6б).

В течение года ученики принимают участие в школьных (все классы) и городских (1а, 2б, 3б, 5а, 6б, 7а, 8а) спортивных соревнованиях, 39% записаны в спортивные секции и кружки.

На классных родительских собраниях рассматривались вопросы:

Режим дня школьника (1а, 1б, 4б);

Профилактика употребления ПАВ (5а, 6б, 9а, 9б);

Питание ребенка (2б).

На беседы и занятия приглашаются специалисты здравоохранения: 5а, 6а, 6б, 7а;

1. Классным руководителям 7-9 классов приглашать врачей-специалистов для проведения профилактических бесед и лекций.

2. В марте провести опрос обучающихся «Я и мое здоровье» с целью выявления отношения детей к своему здоровью (Отв. классные руководители).

3. В рамках месячника пропаганды ЗОЖ провести анонимное анкетирование детей с целью выявления фактов употребления ПАВ обучающимися школы (Отв. Гоммершмидт Н.О.).
Справку составила зам. директора по ВР

Никонорова М.В.

Справка
«О состоянии планирования

воспитательной работы в классах»
В соответствии с планом внутришкольного контроля на 2012-2013 учебный год, на основании приказа № 218 от 18.09.2012г. с 20.09.12г. по 30.09.12г. проводился контроль состояния планов воспитательной работы в классах.

Цель проверки: соответствие планов воспитательной работы целевым установкам школы.

Проанализированы планы воспитательной работы каждого классного руководителя. В результате проверки выявлено:


  1. Несвоевременно подготовили планы воспитательной работы классные руководители 5а (Кононова З.Г.), 7б (Кривцова Е.В.), 8а (Осипенко Е.И.).

  2. Все классные руководители составили социальный паспорт класса, систематизировали сведения о семьях обучающихся. Наиболее глубокий анализ в 1а (Галковская И.Г.), 3а (Вышатицкая Н.Б.), 4б (Лаврова Н.Г.), 5б (Гуренович Г.В.).

  3. Качественные, подробные характеристики класса и анализ состояния дел на начало года просматривается в планах классных руководителей 2б (Жук О.М.), 3а (Вышатицкая Н.Б.). 3б (Ларионова Е.В.), 4б (Лаврова Н.Г.), 5а (Кононова З.Г.), 5б (Гуренович Г.В.), 6а (Жураковская Л.М.). Неполная, обобщенная характеристика класса в 1б (Чубарова Ю.Л.), 4а (Орлова Т.А.). В 9б классе (Павлова Л.И.) не соблюден официально-деловой стиль характеристики класса. У Молчан Н.В. (6б), Кривцовой Е.В. (7б) характеристика класса отсутствует.

  4. Цели и задачи воспитательной работы классов на 2012-013 учебный год соответствуют школьным. В 4а (Орлова Т.А.), 9а (Тутова Г.Н.) не определены цели и задачи воспитательной работы на год. В 3б классе (Ларионова Е.В.) некоторые задачи сформулированы некорректно. В 8б (Арутюнян И.В.) некоторые задачи воспитательной работы не соответствуют уровню развития классного коллектива.

  5. Классными руководителями 1а (Галковская И.Г.), 1б (Чубарова Ю.Л.) и 4б (Лаврова Н.Г.) разработаны подробные планы диагностических исследований обучающихся, подготовлены методики изучения классного коллектива и личности обучающихся.

  6. В 5б классе (Гуренович Г.В.) разработана программа воспитательной работы, в которой есть ссылки на недействующие нормативные акты.

  7. Все классные руководители запланировали различные формы взаимодействия с родителями, но наиболее подробно разработаны направления работы в 1а (Галковская И.Г.), 3б (Лаврова Н.Г.).

  8. Не определен родительский актив в 9а (Тутова Г.Н.), 6б (Молчан Н.В.).

  9. Во всех планах просматривается проведение тематических классных часов, бесед, экскурсий по ОБЖ, ЗОЖ, патриотическому, нравственному, правовому, экологическому воспитанию, запланировано участие в общешкольных мероприятиях, акциях, месячниках. Во 2б (Жук О.М.) некоторые запланированные мероприятия не соответствуют возрасту детей. В 3б (Ларионова Е.В.) в плане воспитательной работы не учтены общешкольные мероприятия, не запланированы классные часы и беседы по правовому воспитанию и профориентации. В 4б (Лаврова Н.Г.) не запланированы мероприятия по профориентации. В 5б (Гуренович Г.В.) формулировки классных часов не соответствуют возрасту детей. В 6б (Молчан Н.В.) неверно сформулированы некоторые формы работы. В 7а классе (Степанова М.Ю.) не запланированы классные часы экологической направленности. В 9б (Павлова Л.И.) не прописаны мероприятия по правовому воспитанию обучающихся.

  10. В 1а (Галковская И.Г.), 1б (Чубарова Ю.Л.), 4а (Орлова Т.А.), 6б (Молчан Н.В.), 9б (Павлова Л.И.) классные руководители разработали план работы и с одаренными детьми, и с «трудными». Не разработан план работы с детьми «группы риска» в 7а (Степанова М.Ю.), 8б (Арутюнян И.В.), 6а (Жураковская Л.М.), 9а (Тутова Г.Н.), хотя в классе есть дети данной категории.

  1. Отметить качественное планирование воспитательной работы в 1а (галковская И.Г.), 4б (Лаврова Н.Г.).

  2. Дополнить характеристику классов 1б (Чубарова Ю.Л.), 4а (Орлова Т.А.), написать характеристику в 6б (Молчан Н.В.), в 7б (Кривцова Е.В.).

  3. Конкретизировать цели и задачи воспитательной работы в 1б (Чубарова Ю.Л.), 4а (Орлова Т.А.), 9б (Павлова Л.И.).

  4. В программе воспитательной работы 5б (Гуренович Г.В.) внести изменения, ссылаясь на действующие нормативные документы.

  5. Разработать план работы с детьми «группы риска» в 7а (Степанова М.Ю.), 8б (Арутюнян И.В.), 6а (Жураковская Л.М.), 9а (Тутова Г.Н.),

  6. Жук О.М., Ларионовой Е.В., Лавровой Н.Г., Гуренович Г.В., Молчан Н.В., Степановой М.Ю., Павловой Л.И. внести коррективы в планирование классных часов и мероприятий.

  7. Провести работу по выбору родительского актива в 9а (Тутова Г.Н.), 6б (Молчан Н.В.).

  8. Все классным руководителям заполнить тетрадь инструктажа обучающихся по ТБ.

Справку составила

зам. директора по ВР Никонорова М.В.

Воспитательная система по предупреждению и профилактике правонарушений и преступлений в среде несовершеннолетних

«Кто-то, когда-то, должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое - трудные дети?

Вечный вопрос и больной как нарыв.

Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей и без окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили… поздно учли…

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли.»

(С. Давидович)

Сегодня в школе обучаются 21 учащийся и 10 воспитанников ГДДП (5 классов-комплектов: 2 класса-комплекта в начальных классах, 3 класса-комплекта - 5-9 кл.).

В школе работает 7 педагогов (86% имеют высшее образование), среди них:

3 человека - почетные работники общего образования.

В школе практически нет текучести кадров. В течение многих лет работает стабильный педагогический коллектив

Отношения между преподавателями и администрацией основаны на взаимопонимании, доверии, разумной требовательности.

Педагоги школы создают комфортную психологическую обстановку на уроках, а это залог успешного восприятия и усвоения детьми учебных программ

Образовательные программы школы ориентируются на обеспечение успеха каждого ученика в различных областях школьной жизни.

С 2000 года работает детское общественное объединение «Исские тинейджеры»

Социальный состав учащихся неоднородный: дети рабочих, служащих, интеллигенции.

67% учащихся живут в полных семьях, 33% - в неполных семьях, только с матерью.

Большая часть родителей наших детей работает в СПК«Исса».

Образовательный уровень родителей учащихся школы разделяется на следующие группы: 38% имеют основное общее образование 43% имеют среднее образование, 14% имеют среднее специальное, 5% имеют высшее образование. Большая часть родителей имеют 2 и более детей.

Социальный паспорт МБОУ «Исская основная общеобразовательная школа»

В школе обучаются 21 учащихся с 1 по 9 класс, 8го класса нет, в9ом классе обучается 1 ученик 8 вида, в том числе в начальных классах 11 учащихся, в среднем звене 10 учащихся.

В ГДДП воспитываются 10 детей в возрасте от 3-х до 6-ти лет.

В ГДДП 5 детей из многодетных семей. Это:

1. Акимова Анна

2. Федосенко Яна

3. Акимов Антон

4.Александров Иван

5.Андреева Евгения

6.Ефимова Екатерина -неполная семья.

7.Мухин Павел - неполная семья

Дети из полных семей:

1. Фёдорова Дарья

2.Яковлев Тимофей

3. Скобарева Александра

Начальное звено - 11 учащихся, из них:

Дети из многодетных семей:

1.Федосенко Виктор

2. Федосенко Даниил

Дети из неполных семей: 1.Мухин Никита

2. Федосенко Антон

3. Плющева Алиса

4. Федосенко Виктор

5. Федосенко Даниил

Дети из малообеспеченных семей в начальном звене:

1. Алдатов Марат

2. Алдатов Алан

3. Федосенко Виктор

4. Федосенко Даниил

5. Фёдоров Андрей

6. Плющева Алиса

7.Павлова Анастасия

8.Скобарев Даниил

9. Мухин Никита

10.Федосенко Антон

11.Иванова Тамара

Среднее звено - 10 учащихся.

Дети из многодетных семей: 1. Акимов Стас

2. Андреев Стас

3.Андреева Виктория

Дети из неполных семей: 1. Михайлова Надежда

2. Акимов Стас

Дети из малообеспеченных семей: 1. Гаврилов Данил

2. Акимов Стас

3. Андреев Стас

4. Андреева Виктория

5.Михайлова Надежда

Старшее звено - 1 ученик

Дети из неполных семей: Иванов Сергей - 9 кл.

Дети из малообеспеченных семей: Иванов Сергей - 9 кл.

Ученица 8го класса Петрова Анастасия обучается на дому

Одной из главных задач педагогического коллектива является сохранение контингента учащихся.

Фактическое неумение и нежелание значительной части родителей заниматься воспитанием детей приводит к необходимости педагогическому коллективу в своей деятельности взять на себя решение этой проблемы, чтобы дать нашим детям равные стартовые возможности для их становления как личностей.

Актуальность развития воспитательной системы по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних

Сегодня наряду с позитивными изменениями в обществе протекают процессы, характеризующиеся негативными тенденциями: изменяется уклад и образ жизни людей, углубляется социальная дифференциация, усиливается конфликтность и бездуховность, прослеживается тенденция увеличения числа семей так называемой «группы риска», растет количество несовершеннолетних, вовлеченных в преступную деятельность, хранение, доставку, продажу и употребление наркотиков, произошел резкий рост беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.

К причинам роста правонарушений и преступности несовершеннолетних можно отнести следующие: ухудшающиеся жизненные условия нашего населения, падение престижа образования, культуры, отсюда снижение культурного уровня молодых людей в своей массе, что приводит к усилению агрессивности, жестокости.

Растёт число подростков, вовлекающихся в проституцию, торговлю и сбыт наркотиков, азартные игры, изготовление и сбыт произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости.

Сложная криминогенная обстановка в стране побуждает исследователей различных областей наук вести поиск эффективных способов и средств профилактики, и преодоления различных отклонений в поведении ребенка, в том числе правонарушений.

В Исской школе создаются все условия для организации профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Воспитательная система определяет содержание, основные пути развития профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.

Данная воспитательная система включает все компоненты учебно-воспитательного процесса школы и учреждений дополнительного образования детей в сфере свободного времени. Направлена на выработку у детей невосприимчивости к факторам возникновения негативных проявлений поведения, через вовлечения их в социально значимую деятельность, что в целом позволяет обеспечивать позитивную содержательную занятость подростков в свободное от учебы время, осуществляя тем самым раннюю профилактику правонарушений среди несовершеннолетних.

Цели и задачи воспитательной системы по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних

Цель :

Создание условий для организации комплексной профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Задачи программы:

1. Своевременное выявление детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении (как возможное условие совершения правонарушений);

2. Выявление интересов и потребностей учащихся, трудностей и проблем, отклонений в поведении, уровня социальной защищенности и адаптированности к социальной среде;

3. Определение основных направлений, форм, методов социально-педагогической работы с учащимися, склонных к правонарушениям.

4. Вовлечение подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию, способную отвлечь их от совершения правонарушений;

5. Организация мероприятий, направленных на развитие социальной инициативы, реализацию социальных программ;

6. Оказание помощи в жизненном самоопределении учащихся;

7. Способствовать адаптации личности к жизни в обществе.

8. Создание психологического комфорта и безопасности детей в школе, семье;

9. Координация взаимодействия учителей, родителей, специалистов социальных служб представителей административных органов по профилактике правонарушений несовершеннолетних;

10. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов;

11. Определение результативности профилактической работы

В профилактику правонарушений несовершеннолетних вовлечен весь педагогический коллектив школы.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ, ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Мероприятия

Исполнители

Срок исполнения

Выявление семьи и детей
группы социального риска

Классные руководители

В течение года

Выявление детей, занимающихся
противоправной деятельностью

Участковый инспектор, Классные руководители

В течение года

Выявление учащихся, длительное
время не посещающих образовательные учреждения, принятие мер по возвращению их в школу

Классные руководители

По факту пропуска занятий

Провести совещание при директоре: «Организация занятости и летнего отдыха подростков "группы риска" и др.

Директор школы по

По плану работы школы

Проведение семинаров с классными руководителями по проблемам безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Руководитель методического объединения классных руководителей

По плану методобъединения

Активизация работы по пропаганде правовых знаний среди несовершеннолетних (разработка тематики лекций, бесед по пропаганде правовых знаний, проведение недели правовых знаний, иные мероприятия по пропаганде правовых знаний и т.д.)

Директор школы, классные руководители

В течение года (ежемесячно)

Нормативно-правовая база:

1. Концепция ООН о правах ребенка

2. Конституция РФ

3. Семейный кодекс РФ

4. Закон РФ «Об образовании»

5. Приоритетный национальный проект «Образование».

6. ФЗ РФ «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений».

7. Гражданский кодекс РФ

8. Федеральный закон №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений»

9. Устав школы.

10. Закон Псковской области от 09.06.1995 №14 - оз «О правах ребёнка» (принят Псковским областным Собранием депутатов 20.05.1995)

Концептуальные подходы

Правонарушение - поведение (поступки) людей, которое противоречит правовым предписаниям и наносит вред общественным и межличностным взаимоотношениям.

Формирование противоправного поведения у детей и подростков может быть обусловлено следующими причинам:

· социально-педагогической запущенностью, когда дети или подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных стереотипов поведения, отсутствия у них необходимых позитивных знаний, умений и навыков;

· глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым) отношением к нему со стороны родителей, учителей, одноклассников;

· отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами;

· отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личностных жизненных целей и планов;

· безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смешением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.

На основании анализа литературы и законных актов можно выделить следующие определения профилактики :

Использование совокупности мер разработанных для того, чтобы предотвратить возникновение и развитие каких-либо отклонений в развитии, обучении, воспитании.

В основе профилактических мер лежит деятельность, направленная на:

Создание оптимальных психолого-педагогических и социально-психологических условий для нормального осуществления процесса социализации личности;

Осуществление психолого-педагогической и социальной помощи семье и подросткам;

Обеспечение, в случае необходимости, мер социально-правовой защиты ребенка (принудительное изъятие ребенка из семьи, лишение родительских прав и т.п.)

Различают следующие виды профилактической деятельности: первичная, вторичная, третичная.

Первичная профилактика - применяется на уровне ранних проявлений склонности к совершению правонарушений. Профилактическую функцию выполняют институты семьи и школы , а также система внешкольных досуговых учреждений.

Вторичная профилактика - комплекс медицинских, социально-психологических, юридических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное и асоциальное поведение.

Третичная профилактика - комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращение совершения повторного преступления подростком, вышедшим из мест лишения свободы.

Механизм функционирования воспитательной системы по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних

В системе профилактической деятельности школы выделяют два направления: меры общей профилактики, обеспечивающие вовлечение всех учащихся в жизнь школы, и меры специальной профилактики, состоящие в выявлении учащихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании, и проведении работы с ними на индивидуальном уровне.

Механизм воспитательной системы по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних основывается на следующей деятельности:

1.Диагностическая деятельность
— выявление учащихся с отклонениями в поведении в первом классе и своевременная организация работы по коррекции их поведения;
— изучение уровня развития и воспитанности учащихся;
— наблюдение за учащимися в различных ситуациях;
— определение положения ребенка в коллективе сверстников, в семье;
— определение уровня самооценки, самоконтроля, навыков самовоспитания;
— выявление положительных качеств и недостатков в поведении, общении;
— изучение и выявление интересов и склонностей ребенка;
— изучение особенностей характера и темперамента ребенка;
— определение мотивов поведения и общения;
— учет состояния здоровья ребенка;
— наблюдение за контактом ребенка с родителями (опекунами).
2. Индивидуально-коррекционная работа
— индивидуальное консультирование по вопросам исправления недостатков поведения;
— изучение индивидуальных особенностей, уровня воспитанности учащихся и на основе изученного определение конкретных задач и методов дальнейшего педагогического воздействия;
— индивидуальная работа классного руководителя, администрации школы с учащимися, требующими коррекции поведения;
— создание условий для развития творческих способностей ребенка, помощь в организации разумного досуга (кружки, спортивные секции и др.);
— вовлечение учащихся в активную общественную работу;
— ненавязчивый контроль со стороны учителя, классного руководителя, администрации школы за поведением ребенка в классном коллективе и во внеурочное время;
— проведение тренингов общения; — привлечение к чтению художественной литературы, запись в библиотеку;
— индивидуальные беседы, встречи с интересными людьми.
3. Работа с семьей
— изучение социального положения ребенка в семье;
— выступление учителей на родительских собраниях;
— посещение семей с целью проведения бесед по вопросам профилактики преступлений и правонарушений;
— встречи с работниками инспекции по делам несовершеннолетних;
— индивидуальные консультации для родителей;
— совместная профилактическая работа школы с родительским комитетом школы;
— вовлечение в работу с семьей родительского комитета школы, Совета по профилактике правонарушений и преступлений;
— оказание материальной поддержки неблагополучным семьям (снижение цены за питание ученикам, обеспечение бесплатным пользованием школьными учебниками, взаимодействие с социальной службы района.);
— привлечение родителей к проведению родительских
собраний, бесед с учащимися, к участию в общешкольных мероприятиях;
— проведение творческих встреч, тематических родительских собраний ;
— привлечение специалистов для индивидуальных консультаций и встреч с родителями; — приглашение родителей неблагополучных семей на школьные праздники;
— оперативное решение вопроса о лишении родительских прав (изоляция ребенка от вредного влияния родителей).
4. Взаимодействие с заинтересованными организациями
— сотрудничество с комиссией по делам несовершеннолетних района;
— сотрудничество с инспекцией по делам несовершеннолетних района — сотрудничество с работниками правоохранительных и следственных органов; — сотрудничество с районным Домом детского творчества.
5. Информационная, организационно-методическая деятельность
— проведение совместных педагогических советов;
— взаимодействие методических объединений классных руководителей средних классов и учителей начальных классов (преемственность в работе);
— составление психолого-педагогической характеристик учащихся, состоящих на внутришкольном контроле;
— разработка материалов в помощь классному руководителю;
— составление психолого-педагогической характеристики класса;
— организация выставок литературы, плакатов;
6. Правовое просвещение учащихся
— изучение и обсуждение Правил для учащихся;
— изучение Закона РФ «О правах ребенка»;
— изучение Уголовного кодекса РФ об ответственности несовершеннолетних;
— организация встреч с работниками ГИБДД, ОВД;

— проведение тематических кинолекториев;
— проведение классных часов, конкурсов рисунков, плакатов и т. д. 7. Урочная деятельность Обществознание в 6 - 7 классах
Основная цель этого курса воспитание достойного человека, гражданина, ориентации которого связаны с непреходящими ценностями человеческой цивилизации. Одной из таких ценностей предстает ПРАВО, как неразрывное единство «можно» и «нельзя», прав и обязанностей, свободы и личной ответственности каждого за свою жизнь.
Наряду с воспитательными целями курса «Обществознание» преследует цель и начального правового образования, т.е. ознакомление с самыми важными для ребенка документами: Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка, Конвенция о принципах толерантности, Семейный кодекс РФ и др.

Тема «Гражданин - Отечества достойный сын» (Права и обязанности гражданина в Конституции РФ)

7 класс:
- Тема «Почему важно соблюдать законы» (Конституция, Семейный кодекс, Трудовой кодекс, закон «Об образовании) - Тема «Защита Отечества» (Закон о воинской обязанности)

Тема: «Виновен - отвечай» (Уголовный кодекс, кодекс об административных правонарушениях, Гражданский кодекс, Трудовой кодекс)

8. Классные, общешкольные, районные, традиционные мероприятия Вовлечение подростков в разнообразную деятельность является важнейшим средством коррекции их ценностных ориентаций, развития социальной активности, дает им возможность для самореализации и самоутверждения.

Одновременно самое пристальное внимание уделяется организации общественно полезной деятельности, которая в наибольшей степени соответствует потребностям подросткового возраста, является незаменимым средством социализации. В школе проводятся мероприятия, в которых учащиеся школы вместе с учителями готовят сценарии этих мероприятий, например, праздник Новогодней Елки, Масленица, День матери, День защитника Отечества и другие, так как учащихся не много, то в мероприятиях обычно заняты все учащиеся и учителя, и родители. Это сплачивает школьный коллектив, у ребят остаётся не так много времени для пустого времяпровождения. Учителя готовят и проводят с учащимися среднего звена олимпиады, викторины по предметам для учащихся младших классов. Учителем истории в школе создана группа экскурсоводов из учащихся 6го, 7го, классов (по желанию), которая разработала экскурсии по школьному музейному уголку и городу Пскову. (Планируем поездку в г. Псков, где кружковцы покажут свои навыки ведения экскурсии). Классные часы по профилактике вредных привычек систематически проводятся в соответствии с планом работы школы. В этом году были проведены по следующим темам: «Умей сказать НЕТ», «Вредные привычки губят нашу жизнь», запланирована встреча с сотрудниками полиции на тему: «Виды ответственности несовершеннолетних за распитие алкогольных напитков». Учащиеся школы участвовали в районном конкурсе плакатов «За здоровый образ жизни». Эти классные часы акцентируют внимание ребят на то, что нужно бережно относиться к своему здоровью, формировать навыки здорового и безопасного образа жизни, придерживаться социально - активной гражданской позиции. В соответствии с планом школы ведётся работа по противопожарной безопасности. Проведены: классный час-практикум «Осторожно, огонь!», классный час с презентацией «Береги лес от огня!», где ребята узнали, какое бывает наказание за поджог леса, пал травы. На классных часах, общешкольных и районных мероприятиях формируются у школьников устойчивые навыки безопасного поведения на дорогах, так же систематически администрация школы на родительских собраниях знакомит родителей с аналитическими справками по ДТП в области и районе.
Огромной популярностью пользуются школьные оздоровительные осенний, весенний и летний лагеря. Обязательным условием пребывания в осеннем и весеннем лагере - это ежедневные пешеходные прогулки по лесу. В помещении проводятся соревнования по настольному теннису, шашкам, пионерболу, футболу. Ребята проводят на улице около 4 часов в день. В школьном лагере дети находятся в разновозрастной группе. Это способствует режиму дня, помогает в быту. В такой ситуации старшие всегда на виду и должны показать только положительный пример младшим, младшим нравится, что о них заботятся, но при этом они самостоятельны. Летний оздоровительный лагерь - это пешеходные и вело походы. В походных условиях педагоги помогают ребятам показать себя, почувствовать плечо других, познакомиться с традициями школы. Полученные навыки на практике помогают ребятам в учебной деятельности, дают возможность оценить себя и своих товарищей в новой обстановке, позволяют по-новому оценить всем известные правила и нормы поведения, увидеть практический смысл в их содержании. Особое значение имеют оздоровительные лагеря для малообеспеченных и многодетных семей, дети не только полдня находятся под присмотром, но имеют полноценное 2ух разовое питание и организованный досуг, что является прекрасной профилактикой правонарушений. 100% обучающихся школы посещают кружки, которые работают и в дневное, и вечернее время. Это позволяет выявить индивидуальные интересы обучающихся и занять их во внеурочное время.

Название кружка

Время проведения

Руководитель

Основы религиозной культуры и этики (1 класс)

Фёдорова Анжелика Алексеевна

Основы религиозной культуры и этики (2 класс)

Фёдорова Анжелика Алексеевна

Основы религиозной культуры и этики (3 класс)

Фёдорова Анжелика Алексеевна

Баскетбол

Иванов Сергей Павлович

История родного края

Осипова Инесса Юзефовна

Физика вокруг нас

Михайлова Тамара Валентиновна

Занимательная математика

Михайлова Тамара Валентиновна

Занимательная география

Пустошкина Галина Викторовна

В целях укрепления дисциплины в период поведения учебных занятий и других мероприятий в школе организовано ежедневное дежурство администрации, классных руководителей и учащихся. К нарушителям дисциплины применяются меры, предусмотренные Уставом школы. В планах воспитательной работы классные руководители ежегодно планируют работу по предупреждению правонарушений: классные часы, беседы, рейды по проверке режима дня, осуществляют контроль за занятостью детей в свободное от школьных занятий время. В школу приезжают сотрудники ПДН, участковый инспектор для оказания профилактической помощи в пропаганде правовых знаний среди учащихся. Вопросы о состоянии профилактической работы в школе постоянно обсуждаются на совещаниях при директоре, на заседаниях педагогических советов, классные руководители отчитываются о проделанной работе. Педагогический коллектив поддерживает тесную связь с комиссией по делам несовершеннолетних при администрации Пушкиногорского района. Для организации работы по предупреждению правонарушений среди учащихся, для контроля их режима дня привлекается также родительский комитет школы.

Предполагаемый результат:

Организация профилактической деятельности, способствующей снижению совершения правонарушений среди несовершеннолетних.

В этом году в школе по решению педагогического совета от 30.09.2012 на внутришкольный учёт поставлены:

1. «Неблагополучная» семья Андреевых.

Мать: Андреева Юлия Александровна

Отец: Андреев Сергей Александрович

Дети: Андреева Виктория Сергеевна 05. 11. 2001 года рождения, учащаяся 5-го класса.

Андреев Станислав Сергеевич 02. 09. 1999 года рождения, учащийся 6-го класса.

Андреева Евгения Сергеевна 07.02.2007 года рождения, воспитанница ГДДП.

Причина постановки на учёт: семья многодетная (3-е детей). Нет должного контроля за детьми, оба родителя злоупотребляют спиртным, дети имеют неопрятный внешний вид, неоднократно отмечался педикулёз.

2. «Неблагополучная »семья Плющевых.

Мать: Плющева Галина Петровна

Дети: Плющева Алиса Сергеевна 16.05.2001 года рождения, учащаяся 4 -го класса.

Причина постановки: нет должного внимания дочери. Алиса часто пропускает занятия, опаздывает на первый урок, домашнее задание выполняет некачественно.

У Алисы неопрятный внешний вид, часто отмечается педикулёз.

3. «Неблагополучная »семья Алдатовых.

Мать: Рыбникова Евгения Николаевна

Отец: Алдатов Мурат Хасанбекович

Дети: Алдатов Марат Муратович 31.08 2003 года рождения, учащийся 3-его класса.

Алдатов Алан Муратович 17.09. 2001года рождения, учащийся 4-ого класса.

Иванова Изабелла Муратовна 26.05.1997 года рождения, учащаяся 7-ого класса.

Причина постановки: нет должного внимания со стороны родителей к детям. Сыновья часто пропускают занятия, опаздывает на уроки, домашнее задание не выполняют. Иванова Изабелла самовольно покинула родительский дом, а мать не сумела настоять на возвращении девочки в семью.

4. «Трудные подростки» - Фёдоров Андрей Сергеевич 23.12.2003 года рождения, учащийся 3 класса.

Мать: Петрова Галина Александровна

Отец: Фёдоров Сергей Алексеевич

Причина постановки: Замечен неоднократно в воровстве,вранье, агрессивен по отношению к одноклассникам.

Диагностика: На диагностическом этапе осуществляется сбор данных о сложившейся проблемной ситуации, анализируются и систематизируются информация, чтобы выявить причины, которые могут способствовать совершению правонарушений несовершеннолетними.

На данном этапе используются следующие методы и приемы: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ документации и т.д.

Наблюдение - самый распространенный и естественный метод в работе педагога. Он используется для изучения внешних проявлений поведения человека без вмешательства в его действия. Важно проводить наблюдение в естественных условиях: в общении, в игре, на уроке и т.д,

Метод беседы получения и непосредственной корректировки информации в процессе словарного общения является способом проникновения во внутренний мир личности и дает возможность для понимания его проблем.

Анкетирование - метод сбора информации путем письменного опроса обучающихся. По содержанию анкета должна охватывать только определенную проблему.

Метод интервью предполагает заранее подготовленные вопросы каждому конкретному респонденту. Используя этот метод важно:

использовать разговорный стиль общения

учитывать возможности отвечающего

создавать привычную для респондента среду обитания

учитывать временный фактор (достаточно количество времени)

устранять влияние третьих лиц.

Наименование мероприятия

Сроки выполнения

Ответственный за выполнение

Организация мониторинга социального состава обучающихся школы и их семей

сентябрь

Классный руководитель

Психодиагностика особенностей личности учащихся, склонных к девиантному поведению и совершению правоанрушений

в течение года

Классный руководитель

Исследование социального окружения учащихся, состоящих на ВШК

в течение года

Классный руководитель

1.“Что ты хочешь узнать о себе?” - спрашивает педагог. И предлагает выбор: “Можно узнать, хорошая ли у тебя память, как развито у тебя внимание?” Подростки, как правило, с интересом откликаются на такое

предложение, после этого можно перейти к обсуждению более сложных вопросов, например: 2.“За что тебя уважают товарищи?” 3.“ Что мешает тебе успевать в школе?” 4.“ Почему у тебя не ладятся отношения с людьми?”

5.“ Каким ты видишь себя в будущем?” - этот вопрос практически всегда у подростков остается без ответа, что является показателем несформированности перспективных представлений о себе в завтрашней жизни.

побудить подростков к составлению программы личностного роста. Важно помочь подросткам избавиться от ложного представления о себе, которое часто возникает под влиянием уличной компании, стимулировать формирование адекватной самооценки. Поэтому необходимо, чтобы

Во втором случае, важно умение поддерживать беседу, нужно знать то, о чем говоришь, и уметь выразить свои мысли в доступной форме.

В третьем случае, что с ухоженным и весёлым, доброжелательным человеком приятней общаться, чем с хмурым «грязнулей». Вспомнить ощущения ребят, когда они были нарядно одеты к празднику, их настроение, а так же сказку про Федору и т.д. Привести примеры в обсуждении как выглядит дом «чистюли» и «грязнули».

В домашнем задании попросить ребят изобразить это в рисунках.

Культура общения

(беседа)

Цель: привлечь внимание учащихся к правилам этикета, заинтересовать нормами этикета.

Вот некоторые общие правила для приятнейшего ведения беседы, которые помогут школьнику быть приятным собеседником не только за столом, но и в любой ситуации.

1. Определим для начала, о чем говорить не следует. Старайся не говорить о вещах, которые могут неприятно задеть собеседника. Не говори пренебрежительно о, например, актере маленького роста «метр с кепкой», если тот, с кем ты его обсуждаешь, и сам невысок. Не расхваливай своего пса при товарище, собака которого недавно попала под машину. Не описывай красот каникулярного отдыха на Багамах, если ты знаешь, что родители твоего товарища-собеседника не в состоянии вывезти его даже в ближайшую деревню.

2. Не унижай других. Не задевай чувств своего собеседника, не старайся его «подколоть», обидеть, возвыситься за его счет.

3. Не сплетничай. Об отсутствующих говори только хорошо. Мало того, что сплетничать вообще позорно, твои слова могут передать «по назначению» да еще и добавят своего. Как ты будешь смотреть в глаза тому, на чей счет ты пару дней назад «невинно прошелся» в беседе тет-а-тет.

4. Не обсуждай слишком узких проблем, которые, кроме тебя, никому не интересны.

5. Каждому собеседнику - свою тему. С одноклассником можно обсудить проблемы новой учительницей. А бабушка из этого всего поймет только, что ты не в ладах с преподавательницей и тебе грозит двойка. Ячмень на глазу твоего двоюродного брата вряд ли заинтересует директора школы. А скандальчик между мамой и тетей, из-за того, кто лучше помнит события десятилетней давности, лучше вообще ни с кем не обсуждать.

6. На улице и в общественном месте не надо разговаривать слишком громко, чтобы это слышали посторонние. Не думайте, что незнакомые люди обратят на вас восторженное внимание: «Ах, какие они смелые!» или «Ах, какие остроумные», или «О, боже мой, какая крутизна!» Скорее всего подумают: «Какая невоспитанность!» И скучно отвернутся.

7. Вообще не следует говорить слишком громко. Если на твои слова не обращают внимания, то это, скорей всего, не потому, что ты говоришь слишком тихо, а потому, что ты говоришь неинтересно или путано. А может быть, твой собеседник не умеет слушать. Тогда не стоит тратить на него голосовые связки.

8. Не говори также и слишком тихо, чтобы люди не были вынуждены изо всех сил напрягать слух. Не бормочи под нос. Не говори слишком быстро, но и не растягивай фразы. Если ты не уверен в своем артистизме, не произноси слов с излишней аффектацией (не знаешь слова - спроси взрослых).

9. Бестактно не отвечай и не реагируй на вопросы.

10. Если ты чего-то недопонял или недослышал, то не переспрашивай, как на базаре, "Что?" (а тем более "Шо?") Скажи: "Извините, я не расслышал".

11. Если к двум беседующим присоединился третий, подыщите тему, которая будет интересна всем троим.

12. Если вы заметите, что двое беседующих, обсуждают нечто интимное, не для чужого уха, элегантно выйдите из беседы, не нарушайте «тет-а-тет». Ни в коем случае не допытывайтесь: «А о чем это вы тут без меня толковали? Не расскажете - я обижусь!», «Секретничать нехорошо...» Но и отвечать на такие в самом деле бестолковые вопросы не следует слишком грубо. «Не твое собачье дело!» не подойдет.

13. Очень дурная манера отвечать на вопрос вопросом. Это всегда звучит так, будто ты считаешь своего товарища круглым дураком. Например, тебя спрашивают: «Ты уже обедал?», а ты отвечаешь: «А что ж мне, без обеда сидеть, что ли?» Это бессмысленно и невежливо.

14. Не засоряй свою речь ругательствами. Цедя сквозь зубы «черные слова», за которые наши прабабушки могли потащить преступника мыть рот с мылом, некоторые ребята - а иногда и девочки! - кажутся взрослыми и опытными. На самом деле это вызывает брезгливость и ужас окружающих. Маги считают, что тот, кто употребляет в речи грязные выражения, притягивает к себе силы зла и портит свою судьбу.

Расширять запас слов, которым ты пользуешься необходимо, но следует делать это с умом. Услышав какое-нибудь новое слово, попроси старшего объяснить тебе его смысл. А еще лучше - загляни в словарь! И только хорошо поняв значение нового слова, начинай его употреблять.

Тогда твой язык постепенно будет становиться богаче и чище. Тебе все легче будет выражать свои мысли, и ты станешь приятным собеседником и за столом, и в жизни.