Домой / 5-9 классы / Какое право появилось в результате столыпинской реформы. Аграрная и другие реформы Столыпина (кратко). Ситуация в стране накануне проведения реформы

Какое право появилось в результате столыпинской реформы. Аграрная и другие реформы Столыпина (кратко). Ситуация в стране накануне проведения реформы

Под «аграрной реформой » понимается законодательно оформленное радикальное переустройство существующего земельного строя и земельных отношений, связанное с преобразованием форм собственности на землю, передачей земли от одних собственников и пользователей другим и с соответствующим изменением форм территориального устройства в стране. Иными словами, аграрная реформа - регулируемый и находящийся под контролем государства процесс перехода к иному земельному строю. Реформа пред-полагает разработку и проведение ряда мер организационного, правового и экономического характера, призванных обеспечить сравни-тельно быстрый и безболезненный переход к новым формам собственности на землю, землевладения и землепользования.

Этапы формирования аграрного законодательства

Становление аграрного права можно условно разделить на следующие периоды:

Реформы Ивана IV Грозного. Развитие правового регулирования в области аграрных отношений началось еще в период становления Московского княжества. Центральная власть принадлежала великому князю, она подкреплялась военной силой дружины. Основная форма владения землей - «вотчина». Название термина происходило от слова «отчина», что означает «отцовская собственность». Надел использовался для ведения сельского хозяйства, его можно было доверять и завещать. Вотчинами владели не только бояре, но и монастыри, высшее духовенство.

Восшествие на престол Ивана IV связано с рядом изменений - дружина приобрела статус регулярной армии, вотчины стали заселяться ратными людьми, которые призывались на службу только в случае объявления войны. В это время хозяйством занимались холопы и смерды.

Российские земли стремительно заселялись. Князья предоставляли льготы крестьянам, перешедшим в другие области для обработки новых угодий. Цель аграрной реформы - освоение пустовавших земельных участков. Таким образом были заложены основы феодальной системы, когда князья стали стремительно накапливать богатство, измеряющееся принадлежащим каждому из них земельным наделом. Самым богатым землевладельцем являлся царь, владеющий государственной землей.

Постепенно поместья начали раздавать в пользование за хорошую службу, они приобретали статус вотчин. Поскольку в тот исторический период постоянно происходили конфликты между владельцами вотчин, а приобретение земельных участков не имело смысла без крестьян, обрабатывающих наделы, то появилась необходимость прикрепления работников к определенным участкам. Это явилось основанием для зарождения «крепостного права»; однако первоначально прикрепление крестьян к земле осуществлялось при условии проведения «писцового межевания». В «писцовых книгах» отражалось описание места нахождения земли, границы земельного участка. Устанавливались «межевые знаки» специально назначенными комиссиями. Они заносили записи об участках в составе уездов, станов и волостей, поименно перечислялись прикрепленные к каждому наделу крестьяне. Также отдельно закреплялись сведения о заброшенных наделах, нуждающихся в обработке, свободные от владения. В задачи земельной реформы входило объединение в единую систему всех угодий на территории российского государства, создание правовой основы для ведения кадастрового, межевого и статистического учета.

Реформы Петра I. Следующий этап земельных реформ - преобразования Петра I. Аграрная реформа как самостоятельная программа реоганизации уклада жизни не проводилась, однако земельные отношения менялись в процессе проведения комплекса социальных реформ Петра I. В результате этих реформ жизнь представителей русских сословий (дворян, крестьян и горожан) резко изменилась. В 1718 г. была введена «подушная подать», которая налагалась как на крестьян, так и на ранее неплативших налог, холопов.

Проводимые Петром I реформы привели к изменению земельных отношений. Прежде всего, это неразрывно связано с формированием регулярной армии и отмены поместных служб. В 1714 г. вотчины и поместья прекратили свое существование, вместо них появилась «недвижимая собственность» и «имение». Указ Царя 1785 г. «О вольности дворянской» освободил дворян от обязательного государственного служения. Чтобы избежать деления земель и закрепить феодальное землевладение, указом Петра I все земли отныне переходили по наследству: от отца к сыну. В период правления Петра I было изъято в пользу государства значительное количество церковных земель и остановлен процесс их перехода (прироста) к монастырям и церквям.

Аграрные реформы Екатерины II. 19 (30) сентября 1765 г. правительством Екатерины II обнародован «Манифест о генеральном размежевании земель во всей империи с приложением генеральных правил, данных Межевой комиссии и высочайше утвержденного реестра о ценах на продажу земель в губерниях и провинциях».

Главная задача межевания 1765 г. состояла в разграничении частновладельческих земель между собою и отмежевание их от земель казенных. Составлялись «межевые книги» и планы уездов с указанием землевладельцев, местоположения и общего количества земель, их распределением по угодьям и составлением перечня угодий по провинциям и губерниям.

К «Манифесту» прилагалась инструкция по установлению границ земельных участков. Генеральное межевание проводилось во второй половине XVII-первой половине XIX вв. В «межевые книги» были включены описания о территориях 35 губерний России, в которых выделены 188 264 самостоятельных владения общей площадью 300,8 млн. га.

Впервые межевание каждого отдельного землевладения (независимо от величины его площади) оформлялось не только юридически, а с ведением строгих геодезических измерений на местности: в результате составлялась карта, своего рода «геометрический паспорт» на данное землевладение в масштабе 1:8400 (100 саженей в 1 дюйме).

В 1799 г. в Москве учреждено Константиновское земелемерное училище, где готовили специалистов в этой области. В 1836 г. Государственный Совет издал Постановление «О предупредительных мерах к специальному размежеванию земель».

Реформа 1861 г. Необходимость проведения реформы была вызвана несколькими причинами: сохранение «крепостных отношений» затрудняло развитие промышленного сектора, огромную роль сыграло и поражение в Крымской войне, вызвавшее усиление крестьянского движения, что, в свою очередь, создавало угрозу для действующего режима. В целом для России XIX в. было характерно традиционное развитие сельского хозяйства (увеличение объемов выращенной сельскохозяйственной продукции достигалось за счет расширения земельных площадей). В 1856 г. Александр II объявил о необходимости проведения ряда реформ. Реформа 1861 г., отменившая «крепостное право» и изменившая правовой статус крестьян, была частью реформ Александра II (1861, 1864, 1870 гг.). По замыслу авторов реформы, она должна была сократить отставание России в сельском хозяйстве от развитых государств. Однако отмена «крепостного права» не привела к ожидаемым результатам. Закон об отмене крепостного права - «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» подписан Александром II 19 февраля 1861 г. Данный закон состоял из отдельных «Положений», касавшихся трех основных групп вопросов: 1. Упразднение личной зависимости крестьян от помещиков. 2. Наделение крестьян землей и определение крестьянских повинностей. 3. Выкуп крестьянских наделов.

Первая земельная реформа в России не привела к ожидаемому экономическому процветанию крестьян, получившим за «выкупные платежи» от 2,5 до 5,7 десятин среднедушевой надельной земли. В результате реформы 1861 г.: а) отменено «крепостное право»; б) собственность на землю сохранялась за прежними владельцами-помещиками; в) крестьяне получали «усадебную оседлость» и наделы на условиях последующего выкупа или отработки; г) крестьяне выступали как субъект земельно-правовых отношений только в составе общины; д) определены условия оформления временно-обязательных отношений (статус временно-обязанных крестьян, их основные права и обязанности); е) создана система крестьянского самоуправления; ж) оказана государственная «помощь» крестьянству в осуществлении выкупа и укреплении крестьянской общины.

Аграрная реформа 1906-1911 гг . вошла в историю как «Столыпинская» по имени ее организатора (П.А. Столыпин занимал пост председателя Совета Министров). Изменение отношений в аграрном секторе связано с Указом Николая II от 6 ноября 1906 г. В нем содержалось положение о «разрушении» крестьянской традиционной общины и ориентация на создание частной крестьянской собственности. Была разрешена купля-продажа земельных участков, угодья стали сосредотачиваться в собственности зажиточных крестьян. С 1908 по 1915 гг. было предложено под выкуп 1 201 269 наделов. С 1907 г. отменены выкупные платежи на землю. Цель реформы - повышение производительности в сельскохозяйственной отрасли посредством раздачи земельных наделов крестьянам, а также предоставление отдельных прав и свобод сельскому жителю. Но и эта реформа не оправдала надежд ее организаторов, так как мало затрагивала частное землевладение. Реформа проводилась в 47 губерниях европейской части России. С 1910 г. больше внимания уделяется поддержке кооперативного движения.

В этой связи необходимо назвать такие основные нормативные акты, послужившие основанием для проведения «Столыпинской аграрной реформы»: Указ «О продаже крестьянам государственных земель» (от 27 августа 1906 г.); Указ «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных состояний» (от 5 октября 1906 г.), посвященный улучшению гражданско-правового статуса крестьян; 14 и 15 октября 1906 г. изданы указы, регулирующие деятельность Крестьянского земельного банка и облегчавшие условия покупки земли крестьянами в кредит; 9 ноября 1906 г. подписан основной законодательный акт реформы - Указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования», провозглашавший право крестьян на закрепление в собственность их надельных земель; Указ «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных состояний», посвященный улучшению гражданско-правового статуса крестьян издан 5 декабря 1906 г.

Земельные реформы XX столетия. Основополагающими для реформирования земельных отношений стали Декрет «О земле» (принятый на II Всероссийском съезде Совета рабочих и солдатских депутатов) и Закон о национализации земли от 27 января 1918 г. Основанием для принятия и утверждения Декрета послужила программа партии социалистов-революционеров (эсеров). В «Декрете о земле» провозглашалось: «земля - общая, земля принадлежит рабоче-крестьянскому государству». Неотъемлемой частью Декрета «О земле» стал «Наказ о земле», предусматривающий введение частной собственности на землю и социализацию земель. В Декрете зафиксированы: 1) многообразие форм землепользования (подворное, хуторское, общинное, артельное); 2) конфискация помещичьих земель и имений; 3) переход конфискованных земель и имений в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов; 4) переход земли в достояние государства с последующей безвозмездной передачей ее крестьянам; 5) отмена права частной собственности на землю; 6) запрет применения наемного труда.

В дальнейшем были приняты Декреты: «О запрещении сделок с недвижимостью» (от 29 декабря 1917 г.), «О лесах» (от 27 мая 1918 г.), «О недрах земли» (от 30 апреля 1920 г.). В Конституции РСФСР 1918 г. закреплен принцип социализации земли, отмена частной собственности (земля отныне признавалась общенародным достоянием и предоставлялась гражданам бесплатно). В 1919 г. в законе «О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию» земля окончательно закреплялась за государством.

Кодификация земельного законодательства начинается в период Новой экономической политики (НЭПа) 1921-1929 гг. Цель - «создать стройный, доступный пониманию каждого земледельца свод законов о земле». В 1922 г. принят Земельный кодекс РСФСР, вводивший в оборот такое понятие как «трудовое землепользование», предусматривающий возможность использовать максимальный объем прав для сельскохозяйственного производства без ограничений по срокам использования земли, но с сохранением государственной монополии на владение ею. В основных положениях данного Кодекса подтверждалось, что вся земля в пределах РСФСР, в чьем бы ведении она ни находилась, является собственностью рабоче-крестьянского государства и образует единый государственный земельный фонд.

Первым законом СССР, определившим правовой режим всех категорий земель, стали «Общие начала землепользования и землеустройства», утвержденные ЦИК СССР 15 декабря 1928 г. Земельные реформы 1953 г., 1965 г., принятие «Продовольственной программы» 1982 г. и внедрение методов внутрихозяйственного, арендного и семейного подрядов на селе, не дали ожидаемого результата. Требовались радикальные изменения в правилах пользования и владения землями в РФ, которые и были проведены в последнем десятилетии ушедшего столетия.

Аграрные реформы в РФ и современность

Радикальные изменения в области аграрных отношений связаны с принятием ряда законов в 1990 г.: «О земельном реформе» №374-1, «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» №348-1 и «О собственности в РСФСР» №1488-1. С их обнародованием начался новый этап аграрных реформ. Однако существенные изменения земельных правоотношений в конце XX в. связывают с принятием Постановления Съезда народных депутатов РСФСР от 3 декабря 1990 г. №397-1 «О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса» и Земельного кодекса РСФСР от 25 апреля 1991 г. №1103-1, которые закрепили право собственности на землю на граждан и их объединения.

Второй этап земельной реформы (1991-1993 гг.) - начало массовой приватизации земель сельскохозяйственного назначения, реорганизация колхозов и совхозов. Особое значение придается Указу Президента РФ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27 октября 1993 г. №1767.

Третий этап реформы относят к 2001-2002 гг. В числе документов, регулирующих правоотношения в данной сфере: Земельный Кодекс РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ, ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ, ФЗ «О развитии сельского хозяйства» от 29 декабря 2006 г. №264-ФЗ. Этими нормативными актами была возвращена частная собственность на землю. После проведенных земельных реформ собственников, приватизировавших землю, стало более 11 миллионов.

Формирование аграрного права напрямую связано с внесением изменений в Гражданский кодекс РФ. В ГК РФ в 1994 г. введена гл.17 «Право собственности и другие вещные права на землю». Согласно ст. 209 ГК РФ, распоряжение, пользование и владение земельными участками, недрами и другими природными ресурсами допускается в пределах ограничений, прописанных в законах, в частности, в области защиты окружающей среды и интересов других собственников; ст.129 ГК РФ разрешен оборот природных ресурсов.

Аграрная реформа в России позволила развиваться крестьянским (фермерским) хозяйствам, был принят ряд нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы земельных отношений, введена плата за землю. Наряду с крестьянско-фермерскими хозяйствами создано значительное количество личных подсобных хозяйств, которые (в отличие от КФХ) не надо регистрировать, так как производимая и реализуемая ими продукция не подлежит налогообложению в связи с тем, что урожай выращивается для собственного потребления и излишки можно реализовать через торговые сети или на рынке.

12 февраля 2015 г. принят ФЗ РФ «О внесении изменения в ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (№11-ФЗ). Благодаря данному закону государственная поддержка теперь гарантирована не только крупным сельхозпроизводителям, но и индивидуальным предпринимателям, выбравшим своей основной деятельностью сельское хозяйство. Это и стало основным направлением в развитии сельского хозяйства в России на современном этапе.

Изменения в ФЗ «О развитии сельского хозяйства» позволяют получать кредиты для развития сельского производства с тем условием, чтобы доля производства в сельскохозяйственной отрасли была не менее 70% от общих доходов в производстве. В ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 22 ноября 1995 г. №171-ФЗ внесены поправки, облегчившие жизнь производителей-виноградарей. В данном ФЗ уточнена специальная терминология, определено количество и перечень винных напитков, которые вправе выпускать сельскохозяйственные производители, предусмотрены условия их поставки, хранения и реализации. Здесь же следует упомянуть ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и внесении изменений в ФЗ «О развитии сельского хозяйства» от 25 июля 2011 г. № 206-ФЗ.

Изменения коснулись и фермеров. Новый ФЗ РФ №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11 июня 2003 г. (вместо одноименного ранее действовавшего Закона РСФСР от 22 ноября 1990 г. №348-1) закрепил основания создания крестьянских (фермерских) хозяйств, определив при этом: а) понятие крестьянского (фермерского) хозяйства; б) отношения между крестьянским хозяйством и государством; в) правила создания и регистрации новой формы хозяйствования; г) земельные и имущественные отношения; д) членство в хозяйстве; е) деятельность и формы хозяйствования.

Аграрная реформа в России в начале XX в., получившая название столыпинской в честь премьер-министра Петра Аркадьевича Столыпина, непосредственно была обусловлена не экономическими, а политическими задачами. После крестьянских волнений 1902 –1906 гг. искали возможность умиротворения деревни, и П. Столыпин попытался найти опору власти в крепком мужике. Однако у реформы были и больше экономические основания, заложенные во всем развитии деревни после отмены крепостного права. Помещичий клин, хотя и сократился к 1900 г. на четверть, тем не менее, 30 тыс. помещичьих семей принадлежало столько же земли, сколько 10 млн. крестьянских семей. До 40 % земель возможного сельскохозяйственного использования находилось в удельном и казенном владении. Поэтому главным требованием всех крестьян в ходе волнений начала XX в., был раздел помещичьих и царских земель.

Но правительство в ходе проведении реформы решило сыграть на противоречиях самого крестьянства. Среди крестьян быстро усиливалась социальная дифференциация. К началу XX в. 16,5 млн. крестьян имели земельные наделы в 1 десятину, пятая часть крестьянства оказалась вовсе безземельной – это и были сельские батраки, которых насчитывалось 3,5 млн. или 20 % взрослого мужского населения деревни.

В целом бедняки составляли около 50 % крестьян и использовали лишь около 30 % земли, в то время как 10 % кулацких хозяйств использовали почти половину всей земли. Крестьянский надел в среднем на одну ревизскую душу постоянно уменьшался и составил в 1860-ые гг. – 4,8 десятины, в 1880-ом – 3,5 десятины, в 1900 г. – 2,6 десятины.

Главным препятствием на пути капиталистической модернизации сельского хозяйства в России начала 20 в. было не помещичье землевладение, а общинное. Помещичье хозяйство быстрее крестьянского эволюционировало в сторону рынка, улучшало технологию и организацию хозяйства. Заметим, что доля помещичьего земледелия в Англии, например, была гораздо больше, чем в России. Это не мешало тому, что сельское хозяйство Англии было одно из наиболее развитых в мире. Общинное землевладение в России к началу 20 в. распространилось почти на 100 % используемых крестьянами сельскохозяйственных земель.

С развитием рынка и социальной дифференциации в деревне общинные начала землевладения даже усиливались. Участившиеся переделы земли диктовались попытками бедняцких слоев не столько улучшить свое экономическое положение, сколько ухудшить положение более богатых односельчан. Да и царское правительство вначале даже препятствовало ослаблению общины, так в 1893 г. был принят закон, запрещавший выходить из общины даже тем крестьянам, которые выплатили выкупные платежи за надельные земли, поскольку община с помощью круговой прокрутки облегчала сбор налогов, когда богатый платил за бедного.

Несмотря на то, что аграрная реформа называется столыпинской, основные ее идеи и предложения о направлениях проведения принадлежат С. Витте, который еще в 1896 г. впервые высказался против общинного землевладения и круговой поруки. В 1898 г. в связи с этим он обратился с официальным письмом к царю и в 1903 г. ему удалось добиться отмены круговой поруки, после чего каждая семья теперь полностью отвечала за свои повинности.

После крестьянских волнений 1902 г. при министерстве внутренних дел были созданы особые редакционные комиссии для пересмотра всего законодательства о крестьянах, в том числе о землевладении, об общине, о круговой поруке и т.д. В этом же году было создано особое совещание под руководством С. Витте для выяснения нужд сельскохозяйственного производства. Было образовано и 618 местных комитетов этого совещания. В этих организациях основную массу составляли чиновники и помещики, а крестьяне – лишь 2 % .

На заседаниях и в печати были высказаны основные идеи, положенные позже в основу аграрной реформы. В большинстве выступлении главной причиной неблагополучия крестьян называли техническую отсталость, поэтому предлагалось улучшать технологию хозяйства, переходить к многополью с посевами корнеплодов и трав. А поскольку этой модернизации мешала община, то большинство комитетов делали заключение о необходимости помогать переходу от общинного землевладения к подворному и хуторскому, представив крестьянам право выхода из общин даже без ее согласия. Указывалось и на необходимость разрешать крестьянам, выходящим из общины, продавать свою землю, уровнять крестьян с другими сословиями в хозяйственных и гражданских правах и др. Но тогда виттовское совещание признали слишком левым и распустили.

Однако реформы в деревне давно назрели и даже перезрели, и крестьянские волнения вновь вспыхнувшие в середине 1905 г. заставили приступить к срочным преобразованиям сельского хозяйства еще до П. Столыпина. 12 августа 1905 г. введены новые правила, расширившие деятельность Крестьянского банка. 27 августа был принят закон о казенных землях с той же целью. 3 ноября 1905 г. законом были отметены выкупные платежи за надельную землю. Крестьяне давно уже выплатили сумму выкупа и к этому времени платили только проценты за рассрочку. 14 марта 1906 г. были приняты новые правила о землеустройстве, а 10 марта 1906 г. закон о свободе переселения крестьян.

На пике революционных событий осенью 1905 г. большой популярностью пользовался проект профессора П. Мигулина о немедленной передаче половины помещичьих земель крестьянам. Правительство в это время было готово передать им 25 млн. дес. помещичьих и удельных земель. Но уже в начале 1906 г. после некоторого спада революции эти законопроекты были отвергнуты и помещичьи земли стали неприкосновенными. Вместо этого правительство сделало упор на увеличение числа крепких крестьянских хозяйств за счет беднейших членов общины.

Приход П. Столыпин весной 1906 г. на пост министра внутренних дел, а в июле и на пост председателя совета министров резко ускорил аграрные реформы. Сам П. Столыпин почти не выдвигал новых идей, а его заслуга в том, что он проводил эту реформу последовательно и даже чрезмерно жестко, опираясь на свой полицейский опыт и аппарат. Переход к новому курсу аграрной политики был завершен законом от 9 ноября 1906 г., который назывался «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении» или как его по существу называли «о разрушении общины». Заметим, что аграрные законы П. Столыпин проводил непарламентским путем помимо Госдумы, в порядке 87 статьи основных законов, как чрезвычайные и нетерпящие отлагательств. Дума узаконила эти реформы лишь 14 июня 1910 г.

В аграрной реформе можно выделить 3 основных направления: 1. Разрушения общины и изменение крестьянского землевладения. 2. Использование крестьянского поземельного банка для насаждения зажиточных крестьянских хозяйств путем продажи им земель и помощи кредитами. 3. Переселенческая политика на свободные земли северного Кавказа, Урала и Сибири из-за нехватки земли в Центральной России. Эти три направления тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Рассмотрим их более подробнее.

Все крестьянские общины были разделены на две группы: общины не проводившие переделы земли и общины, проводившие такие переделы. Первые были признаны прямо перешедшие к подворному землевладению, и все участки земли закреплялись за отдельными домохозяевами на основе личной собственности. В общинах, где проводились переделы, домохозяин мог в любое время требовать закрепления за ним в личную собственность причитающейся ему по переделу земли. Община была обязана в случае чересполосицы предоставлять участки земли выделившимся в одном месте. Вышедшие крестьяне сохраняли право пользования совместными угодьями (сенокосом, лесом и пр.). Крестьяне выходили на отруба, если продолжали жить в деревне, и на хутора, если переносили дом на свой участок.

В случае, когда в течение месяца община не рассматривала заявление о выходе, то происходило властное вмешательство сверху. Если на момент выхода крестьянин использовал больше земли, чем приходилось в среднем на душу в общине, то он выкупал ее у общины по ценам 1861 г., которые были в 2 – 3 раза ниже фактических цен начала 20 в. Любой выделившийся мог свободно продать свою землю, чем особенно широко пользовались малоземельные, уходившие в город. Хотя закон и ограничивал возможность скупки надельной земли не более 6 душевыми наделами, тем не менее, это давало больше возможности по концентрации земли у богатых хозяев.

О результатах этого направления аграрной реформы можно судить по таким данным. До 1 января 1916 г. всего по европейской России заявили требования о закреплении земли в собственность 2755 тысяч домохозяйств, из них из общины выделились 1008 тысяч с площадью пахотной земли 14123 тысяч дес. Кроме того, получили удовлетворительные акты на закрепление участков, где не было переделов 470 тысяч домохозяев с площадью в 2796 тысяч дес. Итого, вышло из общины и закрепило землю в личную собственность 2478 тысяч домохозяев с площадью 16919 тысяч дес, что составляло по 40 губерниям европейской России около 24 % всех крестьянских дворов.

Наибольшее число выходов из общины приходится на 1908 – 1909 гг. Это объясняется тем, что в это время выходили наиболее заинтересованные, т.е. наиболее зажиточные или те, которые стремились скорее ликвидировать свою землю и землевладельческое хозяйство. В последующие годы, поэтому количество закреплений и выходов сильно уменьшилось. Наибольшее число выходов и закреплений наблюдалась на территориях, капиталистически наиболее развитых, таких как Киевская губерния и Новороссия.

Ко 2-му направлению столыпинской реформы относится деятельность Крестьянского банка по продаже земель и поддержке крепких хозяев среди крестьян. Крестьянский поземельный банк получил право самостоятельной покупки частновладельческих земель в первую очередь помещичьих и продажи их крестьянам. Банк помогал дворянам с выгодой продавать свои имения, раздроблял их, а также предоставление ему казенные и удельные земли, разбитые на участки, и продавал крестьянам. Банк выдавал кредиты на обустройство и развитие крестьянских хозяйств, оказывал содействие по переселению.

За десять лет реформы (1906 –1915 гг.) в земельный фонд Крестьянского банка было передано частных имений на 4326 тысяч дес., а удельных земель лишь на 1258 тысяч дес. Казенные же земли передавались крестьянам только в случае переселения в Сибирь, но и здесь, несмотря на огромные территории, количество готовых к заселению, землеустроенных участков было быстро исчерпано. Цена земли постоянно росла, во многом благодаря спекулятивной деятельности Крестьянского банка, и к 1916 г. поднялась в 1,5 –2 раза. За 1895 –1905 гг. банк покупал у помещиков землю в среднем по 71 рубль за дес., а за 1906 – 1915 по 161 рубль. Это, несмотря на снижение на 80 %, по всем экономическим законам и цена земли должна была упасть. Поэтому даже сам П. Столыпин настаивал на продаже земель, непосредственно самим крестьянам, минуя банк. Продавал Крестьянский банк земли из своего фонда преимущественно самостоятельным крестьянским хозяйствам. Так, за 1907 – 1916 гг. отрубникам продано 54,6 %, хуторянам 23,4 %, сельским обществам –17 % ,причем – 5 % от всех продаж земли.

Продавали землю и крестьяне. За 1908 –1915 гг. 1,2 млн. крестьянских дворов продали свою надельную землю площадью 3,9 млн. дес., причем более половины продавших землю вообще порвали с деревней и уходили в город, другие продавали землю для покупки ее в одном участке и в случае переселения. Крестьянский банк выдавал кредиты для развития хозяйств, но и здесь наблюдалась дифференциация – через общину выдавалось лишь 159 рублей на человека, а на единоличника –500 рублей.

Долгое время царское правительство не только не поощряло переселение крестьян на окраины страны, где много свободных земель, но даже препятствовало этому. Так, закон 1881 г. и 1889 г. ставили переселению всякие ограничения, чтобы не лишать помещичьи хозяйства дешевых арендаторов и работников. Только при строительстве Транссибирской железной дороги началось поощряться переселение. В 1890 – е гг. действовала землеустроенная комиссия генерала И. Жилинского. Было построено 722 переселенческих участка, сотни колодцев, гатей, и водохранилищ. Общие затраты составили 2,5 млрд. рублей – это около двух годовых бюджетов того времени. Только 6 июня 1904 г. законом переселение было объявлено свободным, но и при этом оно делилось на поощряемое правительством (финансовыми и другими льготами) и не поощряемое.

В ходе столыпинской реформы количество безземельных и малоземельных крестьян должно было еще более повыситься, и чтобы ослабить их волнения, стало всячески поощряться переселение на свободные земли, в основном на восток, хотя немного и на Северный Кавказ. Переселению активно помогал Крестьянский банк кредитами и субсидиями. Занятые переселенцами казенные земли обещали передавать в их частную собственность. За Уралом, желающим получить землю бесплатно, передавалось по 15 дес. на хозяина и по 4,5 дес. на каждого члена семьи. Крестьянский банк должен был купить землю у переселенцев на оставляемом месте по рыночной цене. Оказывалась материальная помощь на переезд. Для переселявшихся на Дальний Восток выдавалось по 400 рублей на семью, причем 200 рублей безвозмездно. В среднем получилось по 165 рублей на семью. Переселенцы освобождались от налогов на 3 года и от призыва в армию.

За 10 лет реформ за Урал переселилось более 3 млн. человек, ими было освоено около 30 млн. дес. пустующих земель. Максимума количество переселенцев достигло в 1908 –1909 гг., как и вышедших из общины. Затем оптимистические ожидания на успешный переезд и устройство богатого хозяина на новом месте ослабли, тем более что некоторые переселенцы начали возвращаться назад и рассказывать о неудачах. Землеустроенные комиссии не всегда справлялись со своей работой, не хватало средств на обустройство, часть их вообще разворовывалась, мешало незнание местных природных условий, мучили болезни и т. д. Так, за десять лет реформы умерло более 100 тыс. переселенцев. Постоянно нарастал поток вернувшихся на старое место жительство. Если вначале вернувшиеся составляли лишь 6 – 8 % от всех выехавших, то в последующие годы 20 % -30 % , а в голодный 1911 г. возвратилось вообще 64 %. Всего же из 3 млн. человек, выехавших за Урал, назад вернулось около 0,5 % млн.

Несмотря на первоначальное обещание, частная собственность на землю получила небольшое распространение в Сибири. Большинство земли принадлежало казне или казенному войску. Обычно крестьяне, селившиеся на казенные землях, получали ее не в собственность, а в бессрочное пользование. П. Столыпин рассматривал даже вопрос о продаже казенной земли за Уралом. Это лишь подтверждает незнание им конкретной хозяйственной ситуации, он все-таки больше разбирался в полицейских вопросах.

Крестьянам не всегда хватало средств даже на проезд, не говоря уже об обустройстве. Столыпинская аграрная программа не ограничивалась только этими тремя направлениями. Он делал ряд предложений по улучшению крестьянского землевладения и землепользования, по организации системы государственного страхования крестьянских хозяйств, налаживанию системы начального образования для крестьян и развитию ее вплоть до среднего, при нем к 150 существующим начальным крестьянским школам добавилось еще 150, намечалось изменения в местном самоуправлении. Быстро развивалось кооперативное движение всех видов среди крестьян, центром этого движения был специально созданный Народный банк. Если за 1901 – 1905 гг. в России было создано 641 потребительское общество, то за 1906 –1911 гг. 4715 –рост в 7,4 раза, а число кредитных товариществ за 1905 – 1913 гг. выросло в 6,7 раза. Успешно развивалась и производственная кооперация, например, сибирских маслоделов. Сибирское масло в Европе считалось лучше голландского.

П. Столыпин считал, что аграрная реформа идет успешно, и если он требовал 50 лет на переустройство деревни, то в марте 1910г. заявил, что при такой успешной работе через 6 – 7 лет общины почти не будет, поэтому правительство не станет проводить ее насильственную ломку. В целом в начале XX в. сельское хозяйство развивалось успешно. Росла урожайность, например, по пшенице в 1906 г. составляла 31,3 пуд. с дес., в 1909 –55,4 пуд., в 1913 г. 58,2 пуд.; по ржи соответственно –34,5 пуд., 53,1 пуд., 61,3 пуд. Валовойсбор пшеницы в 1906 составил 565,9млн. пуд., в 1913г. –1082,3млн. пуд. –рост в 1,8раза; ржи соответственно 819,6млн. пуд. и 1299,1млн. пуд. –1,6 раза. Экспорт зерна достиг в 1912 г. 15,5 млн. тонн и вырос по сравнению с 1900 г. в 2 раза.

Хуже обстояло дело с развитием животноводства. С 1900 г. по 1913 г. количество лошадей увеличилось с 19,7 млн. до 22,8 млн. голов, крупнорогатого скота с 31,7 млн. голов до 31,9 млн.; свиней с 11,7 млн. голов до 13,5 млн. а овец даже уменьшилось с 47, 6 млн. голов до 41,4 млн. В расчете на душу населения и на десятину посевов количество скота сократилось. Так, на 100 дес. посевов по 56 губерниям приходилось крупнорогатого скота в 1901 –1905 гг. 46 голов. А в 1913 –43; овец соответственно 66 и 56 голов; количество же свиней увеличилось с 17 голов до 18 голов. Эти факты показывают, что, несмотря на наметившийся в 1900 — 1913 гг. агротехнический подъем сельское хозяйство в основном еще не изжило окончательно трехполье и продолжало развиваться путем расширения зерновых площадей и сокращения кормовых площадей и количества скота, особенно в расчете на душу населения. А это характерно в основном для экстенсивного развития сельского хозяйства путем расширения используемых площадей.

Хотя несколько рос и технический уровень, что проявлялось в увеличении и использования сельскохозяйственных машин и удобрений. Если в 1900 г. потреблялось сельскохозяйственных машин на сумму 27,9 млн. рублей и в 1908 г. на 61,3 млн. рублей, то в 1913 г. уже на сумму в 109,2 млн. рублей. Однако это увеличение числа используемых машин шло, конечно, за счет капитализирующегося помещичьего и кулацкого хозяйства. Общий же технический уровень основной массы крестьянского хозяйства оставался очень низким, большая часть крестьянских полей обрабатывалось сохой, посев хлебов и их обмолот проводились примитивным ручным способом. Так, в 1910 г. во всем сельском хозяйстве России употреблялось 3 млн. деревянных плугов, 7,9 млн. деревянных сох, 5,7 млн. деревянных борон, 15,9 млн. борон с железными зубьями и лишь 490 тыс. полностью железных борон, 811тыс. жатвенных машин и всего 27 тыс. паровых молотилок.

Только перед самой мировой войной количество железных плугов сравнялось с количеством сох и деревянных плугов. Тракторов и других сложных машин не было вовсе. Применение искусственных удобрений — это еще один признак интенсификации сельскохозяйственного производства, по этому признаку Россия сильно отставала от Запада. В 1900 г. было ввезено их 6 млн. пуд., а в 1912 г. уже 35 млн. пуд. Внутреннее же производство фосфатов всех видов составило в 1908 г. 1425 тыс. пуд., к 1912 г. увеличилось до 3235 тыс. пуд., т.е. пока это был в основном заграничный товар.

Еще одним показателем интенсивного развития сельского хозяйства служит расширение посевов. Здесь за 15 предвоенных лет наблюдался существенный прогресс. В наибольшей степени увеличились посевные площади под хлопком – 111,6 %, подсолнухами – 61 %, сахарной свеклой – 39,5 %, табаком – 18,5 % , картофелем –15,8 %, кормовыми травами на 79,3 %. Хотя это расширение шло в основном за счет новых площадей, а не за счет зерновых, как в наиболее развитых странах. Площади под зерновыми в России тоже выросли –на 10,8 %.

Однако эти некоторые успехи в сельском хозяйстве нельзя приписать только столыпинской реформе, поскольку в это время происходил общий мировой подъем в сельском хозяйстве, аграрный кризис закончился еще в конце XIX в. России повезло еще с тем, что кроме 1911 г., все остальные годы приносили хорошие урожаи. В целом П.Столыпину не удалось умиротворить деревню. Социальная дифференциация и противоречия в ней даже обострились. Количество бедняков превысило 60 %, доля безлошадных в 1913 г. составила 31,4 % . По-прежнему все крестьяне солидарно выступали за раздел помещичьих и удельных земель, а бедняки и за раздел кулацких.

Общинное землевладение распространялось на 75 % крестьянских земель. Из-за архаичных отношений в деревне медленно развивались производительные силы и роста урожайность, особенно по сравнению с Западом. Царское правительство консервировало отсталые отношения в деревне вплоть до конца XIX в, поддерживая интересы помещиков и видя свою опору в крестьянкой общине и деревенском середняке. Но в экономические и социально-политические противоречия от этого накапливались и обострялись. Какого накала они достигли, показали крестьянские волнения 1902 г. и 1905 –1906 гг. Заслуга П. Столыпина состояла в том, что он не пытался отмахиваться от этих проблем и заигрывать со всей деревней, а взял твердый курс на укрепление союза только с одной частью крестьянства – крепкими хозяевами.

Но и кулаки не стали прочной опорой царской власти, они сохранили обширные связи со всем крестьянством и не смогли консолидироваться в самостоятельную политическую силу. Как и все крестьяне, они по-прежнему зарились на помещичьи и царские земли, поэтому вместе со всем крестьянством поддержали вначале февральскую революцию, а затем поначалу даже большевиков (в ликвидации помещичьего царского землевладения). Таким образом, аграрные реформы в России запоздали на несколько десятилетий, что сказалось не только в отставании производительных сил, но и в поддержке в целом всеми крестьянами России трехреволюций начала XX в.

4.5. Столыпинская аграрная реформа

Основная проблема эпохи : стратегический замысел столыпинской аграрной реформы состоял в том, что необходимо было создать условия для возникновения но­вого социо-культурного типа крестьянина, сформированного не в уравнитель­но-перераспределительной атмосфере русской общины, а являвшегося полноп­равным элементом рыночной экономики, носителем и субъектом права в европейском его понимании. Эта грандиозная задача была рассчитана на дли­тельную перспективу, и не вина П. А. Столыпина, что история России этого срока не предоставила.

1. Причины проведения реформы.

3. Рассмотрение аграрного законопроекта.

4. Разрушение крестьянской общины.

5. Переселенческая политика.

6. Итоги реформы.

Вопрос об аграрной реформе поднимался в правящих кругах еще в 90-е годы XIX века., а к практической ее подготовке приступили лишь в начале XX в. Реформа разрабатывалась в течение нескольких лет комиссиями и совещаниями, а не была плодом творчества одного человека. Нельзя поэтому утверждать, что реформа была вырвана у царя революцией 1905-1907 гг.: во-первых, царь одобрял еще в 1904 г. главные направления будущей реформы, во-вторых , крестьяне требовали совсем других мер – передачи им всей земли.

Решительно взялся за претворение в жизнь разработанных проектов П.А. Столыпин, назначенный в апреле 1906 г. министром внутренних дел, а в июле того же года – председателем Совета министров России.

Определяющим моментом реформаторской деятельности стала перестройка отношений собственности в сельском хозяйстве. Ставка делалась не на ликвидацию помещичьего землевладения, а на создание и укрепление частной крестьянской собственности на землю путем разрушения общины.

Столыпин понимал, что бессмысленно бороться со следствиями, не затрагивая причин социальной нестабильности. Главная и основная задача состояла в принципиальной реорганизации землепользования и землевладения крестьянства . П.А. Столыпин давно уже видел пагубность существования общины. Надлежало решить две тесно взаимосвязанные организационно-правовые и экономические проблемы. Во-первых, снять все необоснованные и архаичные юридические ограничения прав крестьянства и, во-вторых, создать условия для развития частного мелкого аграрного хозяйства. Сохранение власти общины вело к упадку крестьянского сельскохозяйственного производства, способствовало нищете самой многочисленной группы населения.

Столыпинская реформа в большинстве случаев реализовывалась царскими указами, что гарантировало оперативность ее проведения. Она базировалась на принципе неприкосновенности частной собственности на землю, которая не могла ни в какой форме насильственно отчуждаться.

12 августа 1906 г. появился указ о передаче Крестьянскому банку сельскохозяйственных удельных земель (собственность императорской фамилии); 27 августа - о порядке продажи казенных земель; 19 сентября - о порядке продажи крестьянам казенных земель на Алтае (собственность императора); 19 октября - о разрешении Крестьянскому банку выдавать крестьянам ссуды под залог надельной земли, чем признавалась крестьянская личная собственность на землю. Этими решениями был создан национальный земельный фонд, позволявший развернуть широкую программу переселения земледельцев из зон аграрного перенаселения (главным образом губерний центральной части Европейской России).

Вслед за этим последовало несколько законодательных актов, изменявших юридический и правовой статус крестьянства. 5 октября 1906 г . - указ об отмене всех сохранявшихся ограничений для крестьянского сословия. Отныне оно уравнивалось в правах со всеми гражданами в отношении государственной и военной службы, обучения в учебных заведениях.

Наконец, 9 ноября 1906 г . последовала самая важная в этом ряду мер - был издан указ о раскрепощении общины . Каждый крестьянин получал право свободного выхода из общины вместе со своим, укрепленным в личную собственность наделом, который принадлежал ему до того на правах временного владения. Крестьянин и раньше имел право выделиться из общины, но лишь с согласия «мира» и после выплаты выкупных платежей. Теперь же положение изменилось. Указ 9 ноября 1906 г. свидетельствовал о том, что власть отказалась от старой своей политики сохранения общины и перешла к поддержке мелкого частного собственника.

Это была довольно жесткая линия, лишенная тех благотворительно-патерналистских начал, на которых длительное время строилось отношение государства с крестьянством. Подобная мера неизбежно вела к резкому усилению дифференциации сельского населения, к разорению части его. Однако это было необходимо в новых условиях хозяйственной деятельности, когда полноценным субъектом рыночной экономики мог стать лишь крепкий, выдержавший испытание жестокой конкурентной борьбы хозяин. Закон 14 июня 1910 года сделал выход крестьян из общины обязательным .

Основной целью аграрной реформы было создать крепкое крестьянское хозяйство, основанное на частной земельной собственности. Это дало возможность, во-первых, успокоить Россию, избежать новой революции, расширить социальную опору власти. И, во-вторых, обеспечить продвижение страны по пути капиталистической модернизации.

В аграрных преобразованиях Столыпина можно выделить несколько направлений:

1) разрушение общины «сверху» и вывод крестьян на отруба (выделение крестьянина с землею из общины при сохранении усадьбы на прежнем месте) и хутора (выделение с переносом усадьбы на новое место). Избавляясь от общинных ограничений (периодических переделов земли, принудительного севооборота, т.е. необходимости сеять ту же культуру, что и соседи), крестьянин превращался в полноправного собственника, по своему усмотрению распоряжающегося принадлежащими ему сельскохозяйственными угодьями.

Государственные органы активно содействовали разрушению общинных порядков. В губерниях и уездах создавались землеустроительные комиссии , следившие за правильным отводом участков, выделявшимся хозяевам. Комиссии убеждали крестьян в том, что реформа принесет им ощутимую выгоду, часто оказывали давление на консервативные крестьянские сходы. При выделении отрубов и хуторов некоторые хозяева получали земли больше, чем у них было до реформы, эти излишки передавались самостоятельным владельцам бесплатно или по низким ценам. В годы реформы из общин выделилось около 2 млн. хозяйств, в основном зажиточных. Это был несомненный успех политики Столыпина;

2) реорганизация крестьянского поземельного банка, скупка им помещичьих земель и перепродажа их в руки крестьян . Эта мера решала проблему малоземелья, не затрагивая интересы крупных собственников. Крестьянам была передана часть государственных и удельных (принадлежавших императорской семье) земель. Основанный еще в 1882 году Крестьянский банк в годы аграрной реформы покупал помещичьи имения и продавал их крестьянам мелкими участками на достаточно выгодных условиях. Чтобы облегчить положение крестьян, государство с 1906 года отказалось от взимания остатков выкупных платежей;

3) поощрение переселения малоземельных и безземельных крестьян из Центральной России на окраины (в Сибирь, на Дальний Восток, в Среднюю Азию). Переселенцам прощались недоимки, выдавались беспроцентные ссуды, продавались дешевые железнодорожные билеты. В течение пяти лет переселенцы не платили налогов. Эти льготы и отсутствие перспектив в родных местах побудили многих малоземельных крестьян отправиться в восточные районы. За 10 лет число переселенцев превысило 3 млн. человек.

Выступая перед Думой 5 декабря 1908 г., премьер-министр говорил: «Была минута, и минута эта недалеко, когда вера в будущее России была поколеблена, когда нарушены были многие понятия; не нарушена была в эту минуту лишь вера в царя, в силу русского народа и русского крестьянина. Это было время не для колебаний, а для решений. И вот в эту тяжелую минуту правительство приняло на себя большую ответственность, проводя в порядке ст. 87 закона 9 ноября 1906 г., оно делало ставку не на убогих и пьяных, а на крепких и на сильных. Таковых в короткое время оказалось около полумиллиона домохозяев, закрепивших за собой более 3 200 000 десятин земли. Не парализуйте, господа, дальнейшего развития этих людей и помните, законодательствуя, что таких людей, таких сильных людей в России большинство». П. А. Столыпин в общем был удовлетворен ходом государственных преобразований и осенью 1909 г. в интервью саратовской газете «Волга» еще раз подчеркнул стратегическую цель преобразований: «Я полагаю, что, прежде всего, надлежит создать гражданина, крестьянина-собственника, мелкого землевладельца, и когда эта задача будет осуществлена - гражданственность сама воцарится на Руси. Сперва гражданин, а потом гражданственность. Эта великая задача наша - создание единоличного собственника - надежнейшего оплота государственности и культуры - неуклонно проводится в жизнь». И далее: «…Дайте государству двадцать лет покоя, внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России»!» Трудно сказать, почему Петр Аркадьевич обозначил именно этот временной отрезок («двадцать лет»). Но можно вполне обоснованно предположить, что именно такой срок виделся ему необходимым для коренного преобразования социально-аграрного уклада России. Требовалось изменить многовековые трудовые этические нормы, изменить всю систему крестьянских представлений о земле и собственности. По сути дела, необходимо было создать новый социокультурный тип земледельца, превратить крестьянина-общинника в фермера. Формировавшееся веками жизнепонимание («менталитет») крестьянина должно было существенно преобразить­ся в невероятно сжатые исторические сроки. В этой связи обозначенный П. А. Столыпиным отрезок времени - двадцать лет - можно рассматривать как исходно-минимальный, на протяжении которого появилось бы новое поколение землепашцев.

Ни сам премьер, ни его сподвижники никогда не называли «точную дату» завершения реформы. Да подобное сделать было и невозможно. Был определен стратегический замысел, главное направление, разработаны организационно-финансовые механизмы и рычаги. Темп преобразования и его последовательность зависели от множества факторов, а не только от желания и целеустремленности высших должностных лиц империи.

Вопреки некоторым утверждениям, Столыпин не проводил курса на «насильственное разрушение» общины. В основе преобразования лежал принцип добровольности. Если крестьяне не хотели переходить к новым формам землепользования (таких случаев было немало), то государство их не принуждало. Столыпин был уверен, что время и живой пример других - вот главные стимулы возрастания интереса в крестьянской среде к индивидуальному землепользованию. Государство финансовыми и административными мерами лишь стимулировало эту тенденцию.

Несмотря на существенные положительные моменты, аграрная реформа имела серьезные недостатки:

Экономический прогресс в деревне был несовместим с сохранением помещичьего землевладения;

Реформа оказалась слишком запоздалой, потому что у страны не было 20-ти лет, на которые уповал Столыпин; в результате царизм не успел создать себе опору в деревне из крестьян - собственников земли;

Постепенное разрушение общинных порядков порождало новые и обостряло старые проблемы. Разорявшиеся крестьяне уже не могли рассчитывать на помощь мира; во многих центральных губерниях, где остро ощущалась нехватка земли, ускорилась пролетаризация части крестьян. Противопоставление зажиточных и бедных крестьян дестабилизировало обстановку в деревне;

Середняк начал борьбу против разрушения общины, создав в нем угрозу своему положению. Крестьяне стали препятствовать деятельности землеустроительных комитетов, не тушили при пожаре дома хуторян или отрубников, даже не разрешали хоронить их на мирском кладбище. Общинная психология оказалась у крестьян сильнее, чем полагали власти;

Переселенческая политика также не во всем достигла своих целей: суровые климатические условия, неумение приспособиться к новым непривычным способам хозяйствования, далеко не всегда организованный прием переселенцев на местах. Это вынудило примерно 16% крестьян вернуться обратно и приводило к тому, что переселенцы-неудачники с трудом находили себе место в покинутых ранее родных местах, тем самым, увеличивая число социально неустроенных и малоимущих в центральных районах. Переселенческая политика привела, таким образом, к частичному разрешению проблемы малоземелья.

Таким образом, несмотря на компромиссный и половинчатый характер реформы, преобразования в аграрной сфере во многом обусловили экономический подъем 1911 – 1913 гг., существенное увеличение количества свободных рабочих рук, превращение зажиточного крестьянина в стабильного потребителя промышленной продукции (именно эта часть крестьянства станет производить около 40% товарного хлеба).

Источники и литература

Столыпин П. А. Нам нужна великая Россия...: Полн. собр. речей в Государственной думе и Государственном совете. 1906–1911 гг. М., 1991.

Хрестоматия по истории СССР. 1861–1917: Учеб. пособие для пединститутов по специальности «История» / Сост. В. А. Антонов и др.; Под ред. В. Г. Тюкавкина. М., 1990. Гл. 16.

Хрестоматия по истории СССР. 1900 – конец 1930-х гг.: Пособие для учителя / Сост. С. И. Матруненков; Под ред. Ю. И. Кораблева. М., 1988. С. 87–93.

*Аврех А. Я. П. А. Столыпин и судьбы реформ в России. М., 1991.

Государственная деятельность П. А. Столыпина: Сб. статей. М., 1994.

Дубровский С. М. Столыпинская земельная реформа. М., 1963.

Зырянов П. Н.Крестьянская община Европейской России 1907–1914 гг. М., 1992.

Зырянов П. Н.Петр Столыпин. Политический портрет. М., 1992.

*Дорожкин, А.Г. Столыпинская аграрная реформа в оценках современной германоязычной историографии. / А.Г.Дорожкин // Отечественная история. – 2006. - №2. – С.116-135.

Конспект по истории России

П.А Столыпин (1862-1911). В 1906-1911 гг. Столыпин - председатель совета министров и министр внутренних дел. Принципы деятельности: успокоение и реформы, - «Дайте государству 20 лет внутреннего и внешнего мира, и вы не узнаете нынешней России», «Вам нужны великие потрясения, а нам нужна великая Россия». Делал ставку на низы. Столыпина не понимало ни правительство, ни двор. В 1911 г. он был убит на спектакле в киевской опере, где был государь (убийца - Багров: сын юриста, землевладельца; был связан с социал-демократами, эсерами, анархо-коммунистами, но работал на охранку; был повешен).

Реформа 1861 года - первый этап перехода к индивидуализации землевладения и землепользования. Но отмена крепостного права не привела к прогрессу частной собственности. В 80-90-е годы правительство стремилось к насаждению общинных структур в деревне, что противоречило, в будущем, свободной крестьянской собственности. Преодолеть данные трудности могли реформы, начатые П.А.Столыпиным. Его концепция предлагала путь развития смешанной, многоукладной экономики, где государственные формы хозяйства должны были конкурировать с коллективными и частными.

Составные элементы его программы - переход к хуторам, использование кооперации, развитие мелиорации, введение трехступенчатого сельскохозяйственного образования, организации дешевого кредита для крестьян, образования земледельческой партии, которая реально представляла бы интересы мелкого землевладельца.

Столыпин выдвигает либеральную доктрину управления сельской общиной, развития частной собственности на селе и достижения, на этой основе, экономического роста. По мере прогресса крестьянского хозяйства фермерского типа, ориентированного на рынок, в ходе развития отношений купли-продажи земли, должно было произойти естественное сокращение помещичьего фонда земли. Будущий аграрный строй России представлялся премьеру в виде системы мелких и средних фермерских хозяйств, объединенных местными самоуправляемыми и немногочисленными по размерам дворянскими усадьбами. На данной основе должна была произойти интеграция двух культур - дворянской и крестьянской.

Столыпин делает ставку на "крепких и сильных" крестьян . Однако он не требует повсеместного единообразия, унификации форм землевладения и землепользования. Там, где в силу местных условий община экономически жизнеспособна, "необходимо самому крестьянину избрать тот способ пользования землей, который наиболее его устраивает".

Аграрная реформа состояла из комплекса последовательно проводимых и связанных между собой мероприятий.

Крестьянский банк.

С размахом проводилась Банком покупка земель с последующей перепродажей их крестьянам на льготных условиях, посреднические операции по увеличению крестьянского землепользования. Он увеличил кредит крестьянам и значительно удешевил его, причем банк платил больший процент по своим обязательствам, чем платили ему крестьяне. Разница в платеже покрывалась за счет субсидий из бюджета.

Банк активно воздействовал на формы землевладения: для крестьян, приобретавших землю в единоличную собственность, платежи снижались. В итоге, если до 1906 года основную массу покупателей земли составляли крестьянские коллективы, то к 1913 году 79,7% покупателей были единоличными крестьянами.

Разрушение общины и развитие частной собственности.

Для перехода к новым хозяйственным отношениям была разработана целая система хозяйственно - правовых мер по регулированию аграрной экономики. Указом от 9 ноября 1906 года провозглашалось преобладание факта единоличного владения землей над юридическим правом пользования. Крестьяне могли теперь выделить землю, находившуюся в фактическом пользовании, из общины, не считаясь с ее волей.

Осуществлялись меры по обеспечению прочности и стабильности трудовых крестьянских хозяйств. Так, чтобы избежать спекуляции землей и концентрации собственности, в законодательном порядке ограничивался предельный размер индивидуального землевладения, была разрешена продажа земли не крестьянам.

Закон 5 июня 1912 г. разрешил выдачу ссуды под залог любой приобретаемой крестьянами надельной земли. Развитие различных форм кредита: ипотечного, мелиоративного, агрокультурного, землеустроительного - способствовало интенсификации рыночных отношений в деревне.

В 1907 - 1915 гг. о выделении из общины заявило 25% домохозяев, а действительно выделилось 20% - 2008,4 тысяч домохозяев. Широкое распространение получили новые формы землевладения: хутора и отруба. На 1 января 1916 года их имелось уже 1221,5 тыс. Кроме того, закон от 14 июня 1910 года счел излишним выход из общины многих крестьян, лишь формально считавшимися общинниками. Число подобных хозяйств составило около одной трети от всех общинных дворов.

Переселение крестьян в Сибирь.

По указу 10 марта 1906 года право переселения крестьян было предоставлено всем желающим без ограничений. Правительство ассигновало немалые средства на расходы по устройству переселенцев на новых местах, на их медицинское обслуживание и общественные нужды, на прокладку дорог. В 1906-1913 годах за Урал переселилось 2792,8 тысяч человек. Масштабы данного мероприятия обусловили и трудности в его осуществлении. Количество крестьян, не сумевших приспособиться к новым условиям и вынужденных вернуться, составило 12% от общего числа переселенцев.

Итоги переселенческой компании были следующими. Во-первых, за данный период был осуществлен громадный скачок в экономическом и социальном развитии Сибири. Население данного региона за годы колонизации увеличилось на 153%. Если до переселения в Сибирь происходило сокращение посевных площадей, то за 1906-1913 годы они были расширены на 80%, в то время как в европейской части России на 6,2%. По темпам развития животноводства Сибирь также обгоняла европейскую часть России.

Кооперативное движение.

Ссуды крестьянского банка не могли полностью удовлетворить спрос крестьянина на денежный товар. Поэтому значительное распространение получила кредитная кооперация, которая прошла в своем движении два этапа. На первом этапе преобладали административные формы регулирования отношений мелкого кредита. Создавая квалифицированные кадры инспекторов мелкого кредита, и ассигнуя значительные кредиты через государственные банки на первоначальные займы кредитным товариществам и на последующие займы, правительство стимулировало кооперативное движение. На втором этапе сельские кредитные товарищества, накапливая собственный капитал, развивались самостоятельно.

В результате была создана широкая сеть институтов мелкого крестьянского кредита, ссудосберегательных банков и кредитных товариществ, обслуживавших денежный оборот крестьянских хозяйств. К 1 января 1914 года количество таких учреждений превысило 13 тысяч.

Кредитные отношения дали сильный импульс развитию производственных, потребительских и сбытовых кооперативов. Крестьяне на кооперативных началах создавали артели, сельскохозяйственные общества, потребительские лавки и т.д.

Агрокультурные мероприятия.

Одним из главных препятствий на пути экономического прогресса деревни являлась низкая культура земледелия и неграмотность подавляющего большинства производителей, привыкших работать по общему обычаю. В годы реформы крестьянам оказывалась широкомасштабная агроэкономическая помощь. Специально создавались агропромышленные службы для крестьян, которые организовывали учебные курсы по скотоводству и молочному производству, демократизации и внедрению прогрессивных форм сельскохозяйственного производства. Много внимания уделялось и прогрессу системы внешкольного сельскохозяйственного образования. Если в 1905 году число слушателей на сельскохозяйственных курсах составило 2 тысячи человек, то в 1912 году - 58 тысяч, а на сельскохозяйственных чтениях - соответственно 31,6 тысяч и 1046 тысяч человек.

Результаты реформ.

Результаты реформы характеризовались быстрым ростом аграрного производства, увеличением емкости внутреннего рынка, возрастанием экспорта сельскохозяйственной продукции, причем торговый баланс России приобретал все более активный характер. В результате удалось не только вывести сельское хозяйство из кризиса, но и превратить его в доминанту экономического развития России.

Валовой доход всего сельского хозяйства составил в 1913 году 52,6% от общего ВД. Доход всего народного хозяйства благодаря увеличению стоимости продукции, созданной в сельском хозяйстве, возрос в сопоставимых ценах с 1900 по 1913 годы на 33,8%.

Дифференциация видов аграрного производства по районам привела к росту товарности сельского хозяйства. Три четверти всего переработанного индустрией сырья поступало от сельского хозяйства. Товарооборот сельскохозяйственной продукции увеличился за период реформы на 46%.

Еще больше, на 61% по сравнению с 1901-1905 годами, возрос в предвоенные годы экспорт сельскохозяйственной продукции. Россия была крупнейшим производителем и экспортером хлеба и льна, ряда продуктов животноводства. Так, в 1910 году экспорт российской пшеницы составил 36,4% общего мирового экспорта.

Столыпин Петр Аркадьевич (1862 – 1911 гг.) в период нала крестьянских волнений являлся губернатором Саратовской губернии. Уже через 3 года, он стал главой Министерства внутренних дел. Эту должность с июля 1906 г. Столыпин успешно совмещал с местом главы Совета министров. К тому времени деятельность Столыпина снискала ему известность во всех слоях общества. Как ни удивительно, покушение, совершенное на него эсерами - меньшевиками (12 августа 1906 г.) только увеличило популярность этого человека. Однако большинство его законопроектов не было принято царским правительством.

Идея Столыпина, высказанная им в разгар революционного движения, заключавшаяся в том, что сначала стране необходимо успокоение, а уж затем – реформы, легла в основу программы правительства. Одной из серьезнейших проблем того времени являлся аграрный вопрос. Именно он спровоцировал во многом революционные события 1905 – 1907 гг.

Начатая в 1906 г. аграрная реформа Столыпина предусматривала:

  • устранение множества сословных и правовых ограничений, которые мешали развитию хозяйственной деятельности крестьянства;
  • постепенное введение частной собственности крестьян на земельные наделы;
  • увеличение эффективности крестьянского труда;
  • реформа поощряла покупку крестьянами земель, в том числе и помещичьих;
  • реформа предусматривала и поддержку деятельности крестьянских товариществ и кооперативных хозяйств.

Эти меры вскоре дали заметные результаты. Итогом аграрной реформы П. А. Столыпина стало увеличение площадей посевных земель, рост экспорта зерна. Так же, эта реформа привела к окончательному уходу от феодальных пережитков, увеличению производительных сил в деревнях. В соответствии со статистическими данными, из общин вышли до 35% крестьян, 10% из них организовали хуторские хозяйства. Усилилась дифференциация видов аграрного производства по районам.

Учитывала земельная реформа Столыпина и проблему перенаселенности центральных районов России. Предполагалось разрешить проблему недостатка земель при помощи переселения части крестьян в другие районы, например, за Урал. Правительство выделяло немалые суммы для обустройства поселенцев, прокладки дорог, медицинского обеспечения. Однако, результаты этой, безусловно прогрессивной для России того времени реформы были недостаточны для коренного изменения ситуации. Дело в том, что рост аграрного производства происходил не в силу интенсификации производства, а из-за увеличения интенсивности крестьянского ручного труда. Описанная выше кратко реформа Столыпина не смогла полностью разрешить проблему голода и аграрного перенаселения центральных областей страны. Стоит отметить, что современные специалисты, хоть и выдвигают множество разнообразных оценок столыпинской аграрной реформы, но, в целом, дают ей позитивную оценку.