Домой / 5-9 классы / Городские легенды: леди Годива из Ковентри. Обнаженная всадница Церковь Святой Троицы

Городские легенды: леди Годива из Ковентри. Обнаженная всадница Церковь Святой Троицы

Английская легенда о прекрасной леди, которая преодолела свою стыдливость ради благополучия простых горожан, известна всему миру. Исследователи разделились на скептиков, считающих, что история леди Годивы – миф, и тех, кто стойко верит в ее правдивость. Но, возможно, оба лагеря отчасти правы. Как бы там ни было, в Англии до сих пор превозносят подвиг обнаженной всадницы…

Легенда о благородной спасительнице

Согласно легенде, добросердечная леди Годива не могла равнодушно смотреть на страдания жителей средневекового английского городка Ковентри, которым ее муж, граф Леофрик, в очередной раз поднял налоги. Она неоднократно обращалась к супругу с мольбой сжалиться и отменить поборы.

Долгое время граф был непреклонен. Наконец, устав от просьб, он в сердцах заявил, что готов пойти на уступки, если она обнаженной проедет верхом на лошади по улицам города, за который так страстно просит.

Граф считал, что поставленное условие слишком унизительно и невыполнимо. Однако леди Годива, поймав мужа на слове, решилась на безумный шаг. Она выехала на площадь Ковентри, прикрыв наготу только своими роскошными волосами. Горожане в назначенный час остались дома и закрыли ставни на окнах. Легенда упоминает портного Тома, который в щелочку двери посмотрел на всадницу.


Картина Джона Кольера «Леди Годива» (1898)

Небесная кара была мгновенной – он ослеп.
Графу ничего не оставалось, как выполнить свое обещание. Леди Годива для жителей Ковентри стала героиней и спасительницей от непосильного налогового бремени.

Реальная женщина и исторические несоответствия

Леди Годива, супруга Леофрика, графа Мерсии действительно жила в XI веке. Ее муж был одним из самых влиятельных людей Англии, приближенным англосаксонского короля Эдуарда Исповедника. Уполномоченный монархом, он собирал налоги с подданных.

Остались свидетельства о жестокости графа к неплательщикам, вплоть до смертной казни.
Кроме Ковентри, к которому нас отсылает легенда, богатому аристократическому семейству принадлежали земли в Уорикшире, Глостершире и Ноттингемшире. Известно, что супруги активно занимались постройкой и ремонтом храмов и часовен в своих владениях.

В Ковентри они возвели приорат, огромный бенедиктинский монастырь, который занял половину средневекового города, и отдали ему во владение 24 деревни. Монастырские летописи описывают леди Годиву как набожную прихожанку и щедрую покровительницу.

Складывается впечатление, что современники ничего не слышали об отважном поступке леди Годивы. Англо-саксонская хроника, составленная до 1066 года, обходит экстравагантный выезд супруги графа молчанием. Нет о нем ни слова в «Книге Страшного суда» Вильгельма Завоевателя, подробном источнике сведений об Англии XI века.

Первое упоминание об обнаженной всаднице появляется в записях Роджера Вендровера – монаха монастыря Святого Албана – только 1236 году, или почти спустя 200 лет после смерти леди Годивы. Он даже указал точную дату события – 10 июля 1040 года.


На картине художника Эдмунда Лейтона изображен момент, когда леди принимает свое благородное решение. 1892 г.

В конце XIII века король Эдуард I, будучи любознательным человеком, захотел узнать правду об истории леди Годивы и поручил изучить документы ушедшей эпохи. Действительно, в 1057 году некоторые налоги в Ковентри были отменены, что было беспрецедентным случаем для тех времен. Однако разница в 17 лет между выездом отважной всадницы и реальной датой отмены налогообложения заставила пытливого короля усомниться в правдивости истории.
Легенда о леди Годиве наполнена противоречиями. Дама послушна мужу, но смело добивается отмены налогов. Она ездит обнаженная по улицам города, но в сознании горожан остается скромной и высоконравственной. Она представительница правящего класса и, тем не менее, сочувствует тяжелому положению простых людей.

Профессор английской литературы Даниэль Донахью утверждает, что миф развивался на протяжении столетий и был основан на жизни реальной женщины, которая, возможно, и помогла простому народу. Однако лег этот миф на благодатную почву древних фольклорных сказаний и языческих обрядов. Легенда о леди Годиве пришлась по душе жителям Ковентри, потому что они с незапамятных времен поклонялись обнаженной языческой богине на коне.


Памятник Годиве в центре города Ковентри.

Древняя богиня

До норманнского вторжения к северу от современного Ковентри проживало племя англов – мерсийцев, а на юге племя саксов – хвикке. Именно с последним связывают появление слова «викка» – языческая колдунья. Кстати, в официальном титуле графа
Леофрика он упоминался и как «повелитель хвикков».

Верховную богиню плодородия хвикков звали Кода, или Года. Это древнее имя встречается во многих географических названиях в районе к юго-западу от Ковентри. При раскопках в деревушке Вегинтон на южной окраине Ковентри археологами был обнаружен храм богини Годы. На севере есть поселение Кода. Было высказано предположение, что целый регион, Котсуолд, носит имя этой богини.

Ковентри, изолированно стоявший среди лесов, вдалеке от крупных городов и главных дорог, был идеальным местом для сохранения языческой культуры в течение нескольких веков после принятия страной христианства. В настоящее время общепризнанно, что топоним «Ковентри» происходит от названия священного дерева Кофа, которому местные поклонялись и возле которого проводились языческие ритуалы.

Ежегодно, в середине лета, в честь богини Годы устраивались мистерии с шествием, на которых обнаженная жрица, олицетворявшая богиню, объезжала город верхом на коне и направлялась к священному дереву, где ей воздавались почести и приносились в жертву молодые мужчины и лошади.

Христианизация языческого праздника

Англосаксонский языческий культ просуществовал очень долго. Даже после строительства монастыря Святого Осбурга в X веке и бенедиктинского аббатства в 1043 году продолжались ежегодные языческие процессии и жертвенные обряды.

Не сумев запретить языческий праздник, монахи очень мудро подменили языческую богиню реальной благочестивой женщиной с созвучным именем, и тут очень кстати пришлась история с налогами. Фактически монахи изменили смысл праздника – вместо языческого культа началось поклонение верующей христианке, почти святой женщине.

Перелом в сознании жителей Ковентри произошел примерно в XII веке. Языческая Года забылась, почиталась леди Годива, шествия продолжались, но они уже не имели никакого отношения к язычеству.

Интересна фигура подглядывающего Тома в этой талантливой подмене. В язычестве Том ассоциировался с тем юношей, которого приносили богине в жертву. Монахи же сумели сделать из любопытного портного одиозную фигуру наказанного грешника.

Несомненно, церковные власти избрали самый верный путь борьбы с язычеством, которое было слишком сильно, чтобы быть ликвидированным в одночасье. Им удалось трансформировать поклонение языческой богине в почитание доброй христианки, опуская при этом все нежелательные детали из прошлого.

Фестивали и праздничные шествия в Ковентри продолжаются до сих пор. Они посвящены леди Годиве, а ее имя стало брендом и частью истории города. Придумана эта история или реальна – современных жителей Ковентри не волнует. Каждый год, как и их предки много веков назад, они с удовольствием выходят на главную площадь города, чтобы воздать почести своей защитнице и покровительнице – обнаженной женщине на коне.

Деталь про «Подглядывающего Тома», по некоторым данным, появилась в 1586 году, когда совет города Ковентри заказал Адаму ван Ноорту изобразить на картине легенду о леди Годиве. После того, как заказ был выполнен, картина была выставлена на главной площади Ковентри. И население ошибочно приняло изображённого на картине Леофрика, выглядывающего в окно, за ослушавшегося горожанина.


Жюль Жозеф Лефевр.(1836-1911) Леди Годива.


Э.Лендсиер. Молитва леди Годивы. 1865 г.

Скорее всего, эта легенда мало связана с реальными событиями. Жизнь Леофрика и Годивы подробно описаны в сохранившихся в Англии летописях. Известно, что Леофрик в 1043 году построил бенедиктинский монастырь, который в одночасье превратил Ковентри из маленького поселения в четвёртый по величине средневековый английский город.

Леофрик наделил монастырь землёй и отдал во владение обители двадцать четыре деревни, а леди Годива подарила такое количество золота, серебра и драгоценных камней, что ни один монастырь Англии не мог сравниться с ним по богатству. Годива же была очень набожной и после смерти мужа, находясь на смертном одре, передала все его владения церкви. Граф Леофрик и леди Годива были похоронены в этом монастыре.

Однако о событиях, описываемых в легенде, хроники умалчивают.

Образ леди Годивы достаточно популярен в искусстве. Ей посвящены поэмы и романы. Образ воссоздан, на гобелене, на полотнах живописцев.


Эдвард Генри Корбулд (1815 - 1904) Леди Годива.



Конная статуя Леди Годива, Джон Томас Мейдстон музей, Кент, Англия.19 век.


Marshall Claxton 1850 г.Леди Годива.


Alfred Woolmer 1856 г.Леди Годива.



Сальвадор Дали.Леди Годива.


Тотальные авианалеты Второй мировой войны со всей убедительностью показали бескомпромиссность средств участников конфликта. Массированные бомбовые удары по городам разрушали коммуникации и заводы, приводили к гибели тысяч ни в чем не повинных людей.

Сталинград

Бомбардировка Сталинграда началась 23 августа 1942 года. В ней участвовало до тысячи самолетов "люфтваффе", которые совершили от полутора до двух тысяч боевых вылетов. К моменту начала авианалетов из города было эвакуировано более 100 тысяч человек, однако большая часть жителей эвакуироваться не смогла.

В результате бомбардировки погибли, по самым приблизительным подсчетам, более 40 тысяч человек, в основном, мирных жителей. Сначала проводилась бомбардировка фугасными снарядами, затем - зажигательными бомбами, отчего возникал эффект огненного смерча, уничтожавшего все живое. Несмотря на значительные разрушения и огромное число жертв многие историки считают, что своих первоначальных целей немцы не достигли. Историк Алексей Исаев так прокомментировал сталинградскую бомбардировку: "Все пошло не по-плану. Вслед за бомбардировкой не последовало планового развития событий - окружения советских войск к западу от Сталинграда и занятия города. В результате бомбардировка выглядела таким террористическим актом, хотя если бы все развивалось по написанному плану, она бы представлялась логичной".

Нужно сказать, что "мировая общественность" откликнулась на бомбардировку Сталинграда. Особое участие проявили жители разрушенного немцами осенью 1940 года Ковентри. Женщины этого города отправили послание поддержки женщинам Сталинграда, в котором писали: "Из города, растерзанного в клочья главным врагом мировой цивилизации, наши сердца тянутся к вам, тем, кто гибнет и страдает гораздо больше нашего".

В Англии был создан "Комитет англо-советского единства", который организовывал различные мероприятия и собирал деньги для отправки в СССР. В 1944 году Ковентри и Сталинград стали городами-побратимами.

Ковентри

Бомбардировка английского города Ковентри до сих пор является одним из самых обсуждаемых событий Второй мировой войны. Существует точка зрения, высказанная, в том числе британским писателем Робертом Харрисом в книге "Энигма", что Черчилль знал о планируемой бомбардировке Ковентри, но не стал усиливать ПВО, поскольку опасался, что немцы поймут, что их шифры разгаданы.

Однако сегодня уже можно говорить о том, что о планруемой операции Черчилль действительно знал, но не знал, что целью станет город Ковентри. Британское правительство 11 ноября 1940 года знало, что немцы планируют провести крупную операцию под названием "Лунная соната", и она будет предпринята в следующее полнолуние, которое приходилось на 15 ноября. О цели же немцев англичане не знали. Даже если бы цели были известны, они вряд ли бы смогли принять должные меры. Кроме того, правительство в вопросе ПВО полагалось на действие электронных контрмер (Cold Water), которые, как известно, не сработали.

Бомбардировка Ковентри началась 14 ноября 1940 года. В авианалете приняли участие до 437 самолётов, бомбардировка продолжалась больше 11 часов, в течение которых на город было сброшено 56 тонн зажигательных бомб, 394 тонны фугасных бомб и 127 парашютных мин. В Ковентри в общей сложности погибло больше 1200 человек. В городе было фактически выведено из строя водо и газоснабжение, разрушена железная дорога и 12 авиационных заводов, что сказалось на обороноспособности Великобритании самым негативным образом - на 20% снизилась производительность самолетостроения.

Именно бомбардировка Ковентри открыла новую эпоху тотальных воздушных налетов, которые позже получат название "ковровых бомбардировок", а также послужила поводом для ответных бомбардировок немецких городов в конце войны.

Немцы не оставили Ковентри после первого налета. Летом 1941 года ими были совершены новые бомбардировки города. Всего же немцы бомбили Ковентри 41 раз. Последняя бомбардировка была проведена в августе 1942 года.

Гамбург

Для войск антигитлеровской коалиции Гамбург являлся стратегическим объектом, там располагались нефтеперерабатывающие предприятия, военно-промышленные заводы, Гамбург был крупнейшим портом и транспортным узлом. 27 мая 1943 года командующий Королевских ВВС Артур Харрис подписал приказ Bomber Command Order No. 173 об операции под кодовым названием "Гоморра". Это название было выбрано не случайно, оно отсылало к библейскому тексту "И пролил Господь на Содом и Гоморру дождём серу и огонь от Господа с неба". При бомбардировке Гамбурга британская авиация впервые применила новое средство для создания помех немецким радарам, получившее название Window: с самолетов сбрасывались полосы алюминиевой фольги.

Благодаря Window, силам союзников удалось максимально сократить число потерь, британская авиация потеряла всего 12 самолетов. Авианалеты на Гамбург продолжались с 25 июля по 3 августа 1943 года, около миллиона жителей были вынуждены покинуть город. Число жертв по различным источникам разнятся, но составляют не менее 45000 жителей. Наибольшее число жертв было 29 июля. Из-за климатических условий и массированной бомбардировки в городе образовывались огненные смерчи, буквально засасывающие людей в огонь, горел асфальт, плавились стены, дома горели как свечи. Ещё три дня после завершения авианалетов невозможно было проводить спасательные и восстановительные работы. Люди ждали, пока остынут превратившиеся в угли обломки.

Дрезден

Бомбардировка Дрездена по сей день является одним из самых спорных событий Второй мировой войны. Историками оспаривается военная необходимость авианалетов союзников. Информацию о бомбардировке сортировочной станции в Дрездене была передана начальником авиационного отдела американской военной миссии в Москве генерал-майором Хиллом только 12 февраля 1945 года. В документе не говорилось ни слова о бомбардировке самого города.

Дрезден не относился к числу стратегических целей, к тому же к февралю 45-го Третий Рейх доживал свои последние дни. Таким образом, бомбардировка Дрездена была скорее демонстрацией силы авиации США и Британии. Официально заявленной целью были немецкие заводы, но они практически не пострадали от бомбардировок, было уничтожено 50% жилых домов, в целом же 80% городских зданий подверглись разрушению.

Дрезден называли "Флоренция на Эльбе", он был городом-музеем. Разрушение города нанесло невосполнимый урон мировой культуре. Однако нужно сказать, что большая часть произведений искусства из дрезденской галереи были вывезены в Москву, благодаря чему уцелели. Позже они были возвращены Германии. Точное количество жертв до сих пор оспаривается. В 2006 году историк Борис Соколов отмечал, что число погибших в результате бомбардировки Дрездена колеблется от 25 до 250 тысяч человек. В том же году в книге российского журналиста Алябьева называлась сумма погибших от 60 до 245 тысяч человек.

Любек

Бомбардировка Любека, произведенная Королевскими ВВС Британии 28-29 марта 1942 года являлась операцией возмездия англичан за авианалеты на Лондон, Ковентри и другие британские города. Ночью с 28 на 29 марта, в вербное воскресенье, 234 британских бомбардировщика сбросили на Любек около 400 тонн бомб. Авианалет происходил по классической схеме: первыми, для разрушения крыш домов, сбрасывались фугасные бомбы, затем - зажигательные. По подсчетам англичан, почти полторы тысячи зданий было разрушено, больше двух тысяч получили серьезные повреждения, больше девяти тысяч было повреждено незначительно. В результате аваналета погибло больше трехсот людей, 15000 остались без жилья. Невосполнимой утратой бомбардировки Любека стала потеря исторических и художественных ценностей.

Достопримечательности Ковентри

1. Старый собор Ковентри (Old Coventry Cathedral)

Построенный в 1373 году и первоначально являвшийся одной из крупнейших приходских церквей в Англии, Собор Святого Михаила , широко известный как старый собор Ковентри, является резиденцией епископа Ковентри в Уэст - Мидлендс. На месте собора было три церкви, первая, это монастырское здание Святой Марии от которой осталось всего несколько руин. Второе, сам собор Ковентри, готическая церковь XIV века, возведенная в статус собора только в 1918 году, от не остались только стены и башня, она была разрушена во время Второй мировой войны. Она и является главной туристической достопримечательностью Ковентри. И новый Михайловский собор, построенный после разрушения старого собора Ковентри

Официальный сайт: coventrycathedral.org.uk

2. Новый собор Ковентри (St. Michael"s Cathedral)

Высокое крытое крыльцо связывает старые руины собора Ковентри с современным собором Святого Михаила, спроектированным архитектором Базилем Спенсом и открывшимся в 1962 году. Стены 200-метрового нефа построены зигзагообразно, смещенные бетонные панели чередуются так, что свет из окон льется прямо на алтарь. Самая поразительная особенность, однако, - огромный стеклянный экран в западной части здания, с в ыгравированными фигурами ангелов, святых и патриархов, он создает поразительную визуальную связь как со старыми развалинами собора, так и с оживленными улицами города. Современный дизайн собора вызвал много дискуссий, но быстро стал чрезвычайно популярным символом примирения в послевоенной Британии. Интерьер отличается огромным гобеленом (когда - то считается самым большим в мире).

Официальный сайт: coventrycathedral.org.uk


3. Музей транспорта Ковентри (Coventry Transport Museum)

Музей транспорта Ковентри представляет собой увлекательный рассказ об истории автомобильного транспорта в Великобритании. Будьте готовы провести в нем минимум 3 часа, поскольку это один из самых больших музеев транспорта в мире. Основные моменты включают впечатляющую коллекцию из более чем 120 мотоциклов и 250 легковых автомобилей и грузовиков, многие из которых связаны с богатым прошлым Ковентри как бывшим центром британской автомобильной промышленности. Достопримечательностью музея являются королевские лимузины 1940-х, 1950-х и 1960-х годов .

Официальный сайт: transport-museum.com


4. Грейфрайарс (Grayfriars)

Самым интересным из сохранившихся фахверковых зданий Ковентри является больница Форда в Грейфрайарс-лейн, богадельня для бедных семейных пар, основанная в 1509 году. Рядом с монастырем , разрушенным в 1539 году, стоит посетить его сохранившийся шпиль, который теперь включен в церковь Христа. С тех пор общежитие и монастырь Уайтфриар были полностью восстановлены и теперь располагают интересным музеем, занимающимся местной историей. Стоит также посетить во время экскурсии Бабликскую старую школу 1560 года и больницу Бонда, полукруглую богадельню для пожилых людей, основанной в 1506 году.


5. Бродгейт (Broadgate)

Бродгейт - главная площадь города, вокруг которой расположены основные достопримечательности Ковентри и откуда начинаются большинство обзорных экскурсий по туристическим маршрутам. В центре площади возвышается памятник леди Годиве, самого известного жителя города. А Бродгейт-Хаус имеет уникальные часы, на которых появляется леди Годива на лошади, один раз в час.


6. Церковь Святой Троицы

Церковь Святой Троицы является приходской церквью в англиканской церкви, расположенной в центре Ковентри. Она находится в северо-восточном углу площади Бродгейт и имеет один из трех знаменитых шпилей Ковентри, шпиль был возведен в 1166 году и его высота превышает более 100 метров. Достопримечательностью церкви являются красивые окна, каменная кафедра 1470 года и интересные гобелены, сплетенные для коронации Елизаветы II. Также стоит упомянуть средневековую картину примерно 1430 года под названием «Дум» (также известная как «Страшный суд») изображающая Христа, судящего души, для отправки в рай или ад.


Английская легенда о прекрасной леди, которая преодолела свою стыдливость ради благополучия простых горожан, известна всему миру. Исследователи разделились на скептиков, считающих, что история леди Годивы миф, и тех, кто стойко верит в ее правдивость. Но, возможно, оба лагеря отчасти правы. Как бы там ни было, в Англии до сих пор превозносят подвиг обнаженной всадницы…

Легенда о благородной спасительнице

Согласно легенде, добросердечная леди Годива не могла равнодушно смотреть на страдания жителей средневекового английского городка Ковентри, которым ее муж, граф Леофрик, в очередной раз поднял налоги. Она неоднократно обращалась к супругу с мольбой сжалиться и отменить поборы.

Долгое время граф был непреклонен. Наконец, устав от просьб, он в сердцах заявил, что готов пойти на уступки, если она обнаженной проедет верхом на лошади по улицам города, за который так страстно просит.

Граф считал, что поставленное условие слишком унизительно и невыполнимо. Однако леди Годива, поймав мужа на слове, решилась на безумный шаг. Она выехала на площадь Ковентри, прикрыв наготу только своими роскошными волосами. Горожане в назначенный час остались дома и закрыли ставни на окнах. Легенда упоминает портного Тома, который в щелочку двери посмотрел на всадницу.

Картина Джона Кольера Леди Годива (1898)

Небесная кара была мгновенной он ослеп.
Графу ничего не оставалось, как выполнить свое обещание. Леди Годива для жителей Ковентри стала героиней и спасительницей от непосильного налогового бремени.

Реальная женщина и исторические несоответствия

Леди Годива, супруга Леофрика, графа Мерсии действительно жила в XI веке. Ее муж был одним из самых влиятельных людей Англии, приближенным англосаксонского короля Эдуарда Исповедника. Уполномоченный монархом, он собирал налоги с подданных.

Остались свидетельства о жестокости графа к неплательщикам, вплоть до смертной казни.
Кроме Ковентри, к которому нас отсылает легенда, богатому аристократическому семейству принадлежали земли в Уорикшире, Глостершире и Ноттингемшире. Известно, что супруги активно занимались постройкой и ремонтом храмов и часовен в своих владениях.

В Ковентри они возвели приорат, огромный бенедиктинский монастырь, который занял половину средневекового города, и отдали ему во владение 24 деревни. Монастырские летописи описывают леди Годиву как набожную прихожанку и щедрую покровительницу.

Складывается впечатление, что современники ничего не слышали об отважном поступке леди Годивы. Англо-саксонская хроника, составленная до 1066 года, обходит экстравагантный выезд супруги графа молчанием. Нет о нем ни слова в Книге Страшного суда Вильгельма Завоевателя, подробном источнике сведений об Англии XI века.

Первое упоминание об обнаженной всаднице появляется в записях Роджера Вендровера монаха монастыря Святого Албана только 1236 году, или почти спустя 200 лет после смерти леди Годивы. Он даже указал точную дату события 10 июля 1040 года.


На картине художника Эдмунда Лейтона изображен момент, когда леди принимает свое благородное решение. 1892 г.

В конце XIII века король Эдуард I, будучи любознательным человеком, захотел узнать правду об истории леди Годивы и поручил изучить документы ушедшей эпохи. Действительно, в 1057 году некоторые налоги в Ковентри были отменены, что было беспрецедентным случаем для тех времен. Однако разница в 17 лет между выездом отважной всадницы и реальной датой отмены налогообложения заставила пытливого короля усомниться в правдивости истории.

Легенда о леди Годиве наполнена противоречиями. Дама послушна мужу, но смело добивается отмены налогов. Она ездит обнаженная по улицам города, но в сознании горожан остается скромной и высоконравственной. Она представительница правящего класса и, тем не менее, сочувствует тяжелому положению простых людей.

Профессор английской литературы Даниэль Донахью утверждает, что миф развивался на протяжении столетий и был основан на жизни реальной женщины, которая, возможно, и помогла простому народу. Однако лег этот миф на благодатную почву древних фольклорных сказаний и языческих обрядов. Легенда о леди Годиве пришлась по душе жителям Ковентри, потому что они с незапамятных времен поклонялись обнаженной языческой богине на коне.


Памятник Годиве в центре города Ковентри.

Древняя богиня

До норманнского вторжения к северу от современного Ковентри проживало племя англов мерсийцев, а на юге племя саксов хвикке. Именно с последним связывают появление слова викка языческая колдунья. Кстати, в официальном титуле графа

Леофрика он упоминался и как повелитель хвикков.
Верховную богиню плодородия хвикков звали Кода, или Года. Это древнее имя встречается во многих географических названиях в районе к юго-западу от Ковентри. При раскопках в деревушке Вегинтон на южной окраине Ковентри археологами был обнаружен храм богини Годы. На севере есть поселение Кода. Было высказано предположение, что целый регион, Котсуолд, носит имя этой богини.

Ковентри, изолированно стоявший среди лесов, вдалеке от крупных городов и главных дорог, был идеальным местом для сохранения языческой культуры в течение нескольких веков после принятия страной христианства. В настоящее время общепризнанно, что топоним Ковентри происходит от названия священного дерева Кофа, которому местные поклонялись и возле которого проводились языческие ритуалы.

Ежегодно, в середине лета, в честь богини Годы устраивались мистерии с шествием, на которых обнаженная жрица, олицетворявшая богиню, объезжала город верхом на коне и направлялась к священному дереву, где ей воздавались почести и приносились в жертву молодые мужчины и лошади.

Христианизация языческого праздника

Англосаксонский языческий культ просуществовал очень долго. Даже после строительства монастыря Святого Осбурга в X веке и бенедиктинского аббатства в 1043 году продолжались ежегодные языческие процессии и жертвенные обряды. Не сумев запретить языческий праздник, монахи очень мудро подменили языческую богиню реальной благочестивой женщиной с созвучным именем, и тут очень кстати пришлась история с налогами. Фактически монахи изменили смысл праздника вместо языческого культа началось поклонение верующей христианке, почти святой женщине.

Перелом в сознании жителей Ковентри произошел примерно в XII веке. Языческая Года забылась, почиталась леди Годива, шествия продолжались, но они уже не имели никакого отношения к язычеству.

Интересна фигура подглядывающего Тома в этой талантливой подмене. В язычестве Том ассоциировался с тем юношей, которого приносили богине в жертву. Монахи же сумели сделать из любопытного портного одиозную фигуру наказанного грешника.
Несомненно, церковные власти избрали самый верный путь борьбы с язычеством, которое было слишком сильно, чтобы быть ликвидированным в одночасье. Им удалось трансформировать поклонение языческой богине в почитание доброй христианки, опуская при этом все нежелательные детали из прошлого.

Фестивали и праздничные шествия в Ковентри продолжаются до сих пор. Они посвящены леди Годиве, а ее имя стало брендом и частью истории города. Придумана эта история или реальна современных жителей Ковентри не волнует. Каждый год, как и их предки много веков назад, они с удовольствием выходят на главную площадь города, чтобы воздать почести своей защитнице и покровительнице обнаженной женщине на коне.

Деталь про Подглядывающего Тома, по некоторым данным, появилась в 1586 году, когда совет города Ковентри заказал Адаму ван Ноорту изобразить на картине легенду о леди Годиве. После того, как заказ был выполнен, картина была выставлена на главной площади Ковентри. И население ошибочно приняло изображённого на картине Леофрика, выглядывающего в окно, за ослушавшегося горожанина.

Жюль Жозеф Лефевр.(1836-1911) Леди Годива.

Э.Лендсиер. Молитва леди Годивы. 1865 г.

Скорее всего, эта легенда мало связана с реальными событиями. Жизнь Леофрика и Годивы подробно описаны в сохранившихся в Англии летописях. Известно, что Леофрик в 1043 году построил бенедиктинский монастырь, который в одночасье превратил Ковентри из маленького поселения в четвёртый по величине средневековый английский город.

Леофрик наделил монастырь землёй и отдал во владение обители двадцать четыре деревни, а леди Годива подарила такое количество золота, серебра и драгоценных камней, что ни один монастырь Англии не мог сравниться с ним по богатству. Годива же была очень набожной и после смерти мужа, находясь на смертном одре, передала все его владения церкви. Граф Леофрик и леди Годива были похоронены в этом монастыре.
Однако о событиях, описываемых в легенде, хроники умалчивают.


Образ леди Годивы достаточно популярен в искусстве. Ей посвящены поэмы и романы. Образ воссоздан, на гобелене, на полотнах живописцев.

Эдвард Генри Корбулд (1815 - 1904) Леди Годива.

Конная статуя Леди Годива, Джон Томас Мейдстон музей, Кент, Англия.19 век.

Леди Годиву упоминает Иосиф Бродский в Литовском ноктюрне (В полночь всякая речь / обретает ухватки слепца; так что даже „отчизна“ на ощупь — как Леди Годива)

Леди Годиву упоминает Борис Гребенщиков в песне Сталь (Ну а ежели кто не еще а уже / И душа как та леди верхом в неглиже

Фредди Меркьюри упоминает Леди Годиву в песне Don’t Stop Me Now: I’m a racing car passing by like Lady Godiva .

Своим названием знаменитый бельгийский шоколад обязан красивой легенде о леди Годиве, которую в Бельгии до сих пор рассказывают детям на Рождество
Шоколад "Godiva" официальный поставщик бельгийского королевского двора,его подают на официальных церемониях Каннского кинофестиваля.

Археологами найдены витражи с изображением леди Годивы, которые сейчас находятся в сохранившейся церкви первого монастыря, основанного Леофриком и Годивой.

Интересна статья?

Недавно судьба меня забросила в город Ковентри. Один из достаточно крупных городов Великобритании, Ковентри, по мнению моего мужа, не особенно богат достопримечательностями. Хотя лично для него этот город дорог тем фактом, что там родилась и выросла его мать. Там она видела, как горел от немецких бомб знаменитый Ковентриский собор... Но об этом позднее!

Я не всегда слушаю мужа, поэтому полезла в интернет готовиться к поездке самостоятельно. И удивлению моему не было предела... Я, конечно, слышала некоторые легенды и истории связанные с именем этого городка.. но не ожидала, что их будет так много!

А какие личности прославили это место! Прекрасная Леди Годива и ее муж Эрл Леофрик, роялисты времен Генриха Восьмого, заключенная в тюрьму Мария Стюарт - королева Шотландии, и многие другие. Легенды, события, факты истории давно разнесли славу Ковентри далеко за пределы Великобритании.

Ковентри - город искусных часовщиков, широко известный в XIX веке,позднее стал известен, как производитель швейных машин и велосипедов. В 1896 году первый английский автомобиль сошел с производства в Ковентри, а еще через несколько лет, здесь же, было положено начало производству мотоциклов.

Ох, как я люблю древние легенды! Воображение просыпается и отправляет тебя в неведомую страну..

Много интересных и увлекательных историй, например, рассказывает о происхождении названия города. Одна легенда связывает имя города с именем кельтской-римской богини воды, Квентин. Другая теория утверждает, что имя происходит от слов Coven(Конвент) и tree (кельтское слово, обозначающее «поселение», «город»). Существование некоего «Конвента» в этих краях подтверждают документы, поэтому данная точка зрения на происхождение имени Ковентри появилась уже в 18 веке, о чем свидетельствует надпись на официальной карте города 1749 года.

Однако, основной остается версия, что в этих краях жил некто по имени Кофе. Хозяин отметил границу своего селения деревом (что было довольно обычным делом во времена саксов), от чего и произошло имя селения – Cafe-n-treeo, т.е. Cafe’s treee – дерево Кофе. Ранние упоминания такого написания названия Ковентри относятся к 1053 году.

Название города в разные времена писали по разному: Countrye, Coventry, Couaentreee, Cofentreeo, Cafentreeo, Cofentreeium, Coventreev & Couintree. В последние несколько веков - Covintry, Covingtree, Coventreey & Coventree.

Очень интересно происхождение городского герба. Он был пожалован городу английским монархом Эдуардом III в 1345г. Герб изображает слона, несущего на спине крепость - замок Ковентри. Хотя замка, как такового, на сегодня в Ковентри нет.

По мнению историков, происхождения герба связано со старинной легендой, в которой слон убил дракона, защищая своего детеныша.Слон также символизирует собой силу и стабильность, которую приписывали себе отцы города.

Девиз, начертанный на гербе - Camera Principisдословно переводится как «Палата Принца». Ковентри считался резиденцией Эдварда III , именуемого Черным Принцем. Когда принц навещал Ковентри, он жил в Челсмурском поместье (Cheylesmore Manor), перешедшем к нему по наследству от бабушки, королевы Изабеллы.

Со времен раннего средневековья герб увенчан фигурой дикого черного кота (cat-a-mountain), по мнению историков это символизирует осторожность и бдительность в политике.

События, произошедшие в Ковернти во время Второй Мировой войны, наложили свой отпечаток и внесли дополнения - в 1959 году на гербе появились еще две геральдические фигуры: Черный Орел Леофрика слева, как символ древнего города, и Феникс справа, как символ нового города, возрожденного из пепла.

Прекрасная Леди Годива

Это, наверное, самая прекрасная легенда, связанная с историей этого города! Легенда повествующая о женской мудрости, хитрости и, конечно же, красоте! Ну какая же жена не сможет обвести вокруг пальца своего мужа.
Леди Годива была женой Эрла Леофрика, одного из наиболее влиятельных вельмож в стране, вассала самого короля.

Еще до замужества Годива занимала высокое положение в обществе и владела обширными землями, включая Ковентри. Вообще-то она никогда не носила официального титула «Леди», титул был приписан ей потомками гораздо позже, а при жизни к ней обращались "графиня Годива" (countess). Ее имя можно было перевести, как «Подарок Господа».

Но не смотря на все богатство и родовитость, Леди Годива осталась в памяти людей из-за прогулки в обнаженном виде верхом на лошади. Эта чудесная история до сих пор будоражит умы и воображение народа. И даже в XXI веке у нее регулярно появляются преемницы.

Согласно легенде
Леди Годива, "красавица-жена местного лорда, Леофрика, Графа Мерсиа, была поражена окружающей бедностью, и молила своего мужа отменить беспощадные налоги, которые он взыскивал со людей своего графства". Желая угодить филантропическим настроения жены, Леофрик заявил, что сделает как она просит на том условии, что она проскачет голой на коне через весь город, не подозревая, что женщина ее ранга может согласиться на такое предложение. Леди Годива, однако, схитрила - она приказала жителям города запереться дома, закрыв все ставни в назначенный день. После этого тяжелого испытания Годива вернулась к мужу, который сдержал слово и понизил налоги.

Эта легенда впервые появилась в 1188 году. Вероятно, ее истоками стал языческий ритуал плодородия, и была позже она была пересказана в сочинениях норманнского хроникера 13 XIII века Роджера Виндовера.

А позднее история обросла дополнениями, например - "Подглядывающий Том" . Местный паренек в Ковентри посмел ослушаться, но ослеп прежде, чем увидел обнаженную Леди Годиву.

В 1586 году совет города Ковентри сделал заказ Адаму ван Ноорту (1562-1641) изобразить легенду о Леди Годиве. Художник поместил в углу картины Леофрика, глядящего в окно на проезжающую мимо Леди Годиву. Однако, отцы города и публика решили, что Леофрик был ослушавшимся горожанином - так возникло дополнение к этому сюжету -"Подглядывающий Том" (Peeping Tom) .

В XVIII веке в городе устраивались карнавальные шествия, кульминацией которых было появление "леди Годивы" в том виде, как сообщалось в легенде.

Каждый год в июле в Военном мемориальном парке Ковентри проходит большой фестиваль, посвященной главному символу города Ковентри - леди Годиве

Ну, а прекрасная Леди... по прежнему поражает всех своей непревзойденной красотой, но теперь увидеть ее может каждый, кто придет в Ковентри на рыночную площадь.