Домой / Право / Что такое электрический ток объяснение детям. Что такое электричество для детей определение. Почему электроны покидают атомы

Что такое электрический ток объяснение детям. Что такое электричество для детей определение. Почему электроны покидают атомы

Познавательное путешествие-знакомство «Электричество и электроприборы»

Кривякова Елена Юрьевна, воспитатель логопедической группы, МБДОУ центр развития ребенка – детский сад №315 г. Челябинска

Описание:

Вашему вниманию предлагается сценарий познавательного путешествия. Раздел «Ребёнок и окружающий мир ». Сценарий познавательного путешествия направлен на расширение и обобщение знаний об электричестве и электрических приборах, воспитание безопасного поведения по отношению к электричеству и электроприборам, интереса к окружающим в быту предметам, использование полученных знаний в игровой деятельности . Подготовленный материал будет полезным для педагогов дополнительного образования , воспитателей логопедических и общеобразовательных групп.
Интеграция образовательных областей : «Познание», «Коммуникация», «Безопасность», «Социализация».
Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, экспериментальная.
Цель: Развитие интереса к явлениям и предметам в окружающем мире. Расширение знаний безопасного поведения.
Задачи
Образовательные:
1. Расширить знания об электричестве и электроприборах.
2. Обобщить знания детей о пользе и опасности электричества.
3. Пополнить словарь детей новыми понятиями «гидроэлектростанция», «аккумулятор», «электрический ток».
Коррекционно-развивающие:
4. Активизировать речь и мыслительную деятельность детей. Способствовать умению четко и грамотно формулировать свою мысль.
5. Автоматизировать звукопроизношение у детей при звукоподражании.
6. Развивать зрительное и слуховое внимание, словесно-логическое мышление, память, творческое воображение.
7. Развивать социальные и коммуникативные навыки детей в совместной деятельности.
Воспитательные:
8. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам через умения слушать товарища и принимать мнение другого.
9. Воспитывать элементарные навыки безопасного поведения в быту при обращении с электричеством.
Ожидаемый результат: повышение интереса к окружающим предметам в быту и использовании полученных знаний в повседной жизни.
Предварительная работа: беседа «Путешествие в прошлое электрической лампочки»; заучивание загадок и стихов об электроприборах; рассматривание иллюстраций с изображением электроприборов; подбор предметов, работающих от батареек, аккумуляторов, элементов питания, для выставки; рассказы детей из личного опыта.
Оборудование:
- разрезная картинка с изображением электрической лампочки;
- карточки из дидактической игры «Эволюция транспорта и окружающих нас вещей» на примере группы «осветительных приборов»;
- свеча;
- мультимедийная система;
- игрушка набор для проведения опытов по разным отраслям знаний «Электрическая сирена» из серии научных игрушек «Изучаем окружающий мир»;
- выставка предметов, работающих от батареек, аккумуляторов, элементов питания;
- мольберт;
- мягкие модули;
- модели с изображением правил безопасности при работе с электроприборами;
- эмблемы с изображением лампочки по количеству детей.
Методы обучения и воспитания: художественное слово (стихи и загадки), демонстрационный материал, использование элементов технологии ТРИЗ (приемы: «хорошо - плохо», моделирование), экспериментирование.
Условия проведения: просторный зал, в котором можно свободно передвигаться; стульчики по количеству детей; стол, на котором расположена выставка; мольберт с перевернутыми моделями безопасного обращения с электроприборами.

Тяжесть аварии зависит от. Напряженность: чем выше она, тем выше риск. Влажность и изоляция тела, способность к сопротивлению организма ослабляется, если кожа в контакте с течением влажная, если почва мокрая, а жертва босиком. Например: контакт с 220 В с сухими или перчатками, ногами на сухом грунте, вызывает только покалывание. Если руки и ноги голые и влажные, существует риск остановки сердца.

В последние дни , без намерения, мы все установили рекорд во Франции. Это самое большое количество электроэнергии! Это явление имеет название: оно называется пиковым потреблением энергии. На этой неделе он достиг невероятного количества. Это также восхитило многих людей, которые боялись перебоев в подаче электроэнергии.

Ход мероприятия:

Вступительное слово воспитателя (стимулирование к предстоящей деятельности) :
Дорогие ребята! Я рада вас всех видеть здоровыми и веселыми. Сегодня нас ждет необычное путешествие , в котором мы узнаем много интересного. А для начала …
Проблемная ситуация: обратите внимание, что лежит на столе? Похоже, это разрезанные части картинки. Возьмите каждый по одной части, попробуйте вместе собрать общую картинку (дети собирают) .
Что получилось? (электрическая лампочка) .

Воспитатель: Скажите, а всегда ли люди использовали для освещения лампочки? (ответы детей) .
Погружение в проблему: Предлагаю вам окунуться в прошлое и проследить, как люди освещали свои жилища в разное время.
Дидактическая игра «Эволюция окружающих нас вещей»

Какова максимальная потребляемая мощность?

Потому что на этой неделе, во вторник и среду, Франция дважды била, рекорд по наибольшему количеству потребляемой электроэнергии. Чтобы понять, что соответствует этому пику, мы должны помнить, что все наши электрические устройства нуждаются в мощности для работы. Это количество электроэнергии измеряется в ваттах, например, телевизор потребляет 200 Вт каждый раз, когда вы включаете его. Если вы считаете все, что используется всеми электроприборами в то время суток, вы получаете число: потребление электроэнергии во Франции.


Задание: Перед вами лежат картинки с изображением разных осветительных приборов. Выберите картинку, которая привлекла ваше внимание, понравилась вам. А теперь с их помощью мы будем строить дорожку из прошлого в настоящее. (Разложить карточки в хронологической последовательности, в соответствие с ранее проведенной беседой: «Путешествие в прошлое электрической лампочки») .
Воспитатель: Мы построили мостик из прошлого в настоящее. Я сейчас возьму свечу, зажгу её, а вы следуйте за мной (ребёнок, идущий последним, собирает картинки) . Переходим по « мостику» от прошлого к «настоящему».
Воспитатель: Вот мы с вами и оказались в настоящем (воспитатель предлагает детям присесть на стульчики напротив экрана) .
Загадка-стихотворение:
Вижу розетку вверху на стене,
И интересно становится мне,

(Электричество)
Воспитатель: А вы хотите узнать, как к нам в дом приходит электричество?
Показ слайда


Почему мы сейчас ломаем записи?

В этот момент эта цифра превосходит все записи. Потому что в течение недели холодно по всей Франции. Поэтому, чтобы согреть наши дома, мы полностью подталкиваем радиаторы.

В какое время происходит этот пик

В то же время: в 19 Нормальный, вот когда большинство людей идет домой.

Оправдает ли пик риск?

Да, это сбой питания! На самом деле, это просто: во Франции электричество в основном производится атомными электростанциями, тепловыми электростанциями и плотинами. Все эти объекты производят ватты в ограниченном количестве. Если мы превысим доступное количество, мы рискуем вызвать огромные сокращения мощности.


Воспитатель комментирует: Это – гидроэлектростанция. Под большим напором вода поступает в турбину, где с помощью генератора вырабатывается электричество. Оно подаётся в специальные подстанции, а от них потом по проводам бежит к нам домой, в больницы, на заводы и туда, где люди не могут обойтись без электричества.
Воспитатель: Скажите, а для чего люди ещё используют электричество, кроме освещения помещения? (предполагаемый ответ детей: для пользования электроприборами).
Игра «Загадки-разгадки»
Дети по очереди загадывают загадки. После ответов детей, правильный ответ появляется на экране мультимедиа.
1 -й ребенок:
Пыль увижу – заворчу,
Заверчу и проглочу! (Пылесос)
Воспитатель: Какие звуки мы можем услышать при работе пылесоса? (ДЖ)
2 –й ребенок:
В неё сначала бельё загружай,
Насыпь порошок и в розетку включай,
Программу для стирки задать не забудь,
А после ты можешь пойти отдохнуть. (Стиральная машина)
Воспитатель: Какие звуки мы слышим при работе стиральной машины? (Р), (У) .
3-й ребенок:
Помялось платье? Ничего!
Разглажу я сейчас его,
Работать мне, не привыкать…
Готово! Можно надевать. (Утюг)
Воспитатель: Какие звуки мы можем услышать во время работы утюга? (ПШ) .
4-й ребенок:
Живут там разные продукты,
Котлеты, овощи и фрукты.
Сметана, сливки и колбасы,
Сосиски, молоко и мясо. (Холодильник)
Воспитатель: Молодцы, мы с вами не только все загадки разгадали, но и вспомнили все звуки, которые мы слышим при работе этих электроприборов.
Интересно, а какие звуки мы слышим, когда работает холодильник? (ответ ДЗ) .
Ребята, вспомните, какие электроприборы мы с вами еще не назвали, назовите их. (Ответы детей сопровождаются показом слайдов) . Все вспомнинили?!
Физкультминутка (активизация внимания и двигательной активности, восстановление работоспособности) .
Воспитатель: Где обычно в квартире стоит холодильник? (на кухне)
И мы с вами представим, что мы на кухне (дети выполняют движения в соответствии с текстом).
Что за шум на кухне этой?
Будем жарить мы котлеты.
Мясорубку мы возьмём,
Быстро мясо провернём.
Миксером взбиваем дружно
Всё, что нам для крема нужно.
Чтобы торт скорей испечь,
Включим мы электропечь.
Электроприборы – это чудо!
Жить без них нам было б худо.
Воспитатель: А вы знаете, ребята, что люди научились приручать электричество, и даже прятать его в специальных «домиках»: аккумуляторах и батарейках – их называют «элементы питания» (Показ картинок на слайде).
Эксперимент (специально приготовленный стол) . Мы сейчас с вами проведем эксперимент и проверим: правда ли электрическая система может работать от обычных батареек. И убедиться в том, что в них действительно «живёт» электричество (Опыт с набором «электрическая сирена») .



Воспитатель: Ребята, а кто знает, где ещё люди используют эти «домики» для хранения электричества: батарейки, аккумуляторы? (Ответы: видеокамера, фонарики, пульт управления, фотоаппарат). Педагог обращает внимание детей на выставку, рассматривают экспонаты.
Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, какую пользу человеку несёт электричество? (ответы детей) .
- А есть ли вред? (ответы детей) .
Правила безопасного обращения при работе с электроприборами
Дети присаживаются на мягкие модули напротив мольберта.
Задание: Используя модели, нам надо сформулировать основные правила безопасности при работе с электроприборами. По показу моделей формулируем правила.


Во Франции вы должны знать, что есть три места, более уязвимые, чем другие, с точки зрения риска поломки: Бретань, Альпы Приморская и Вар, потому что в этих углах высоковольтные линии электропередач не производят электричество. все еще достаточно электроэнергии по сравнению с потребностями на месте. Итак, если вы живете в этих районах, остерегайтесь сокращений!

Что делать, чтобы избежать этих сокращений?

Поскольку никто из нас не может вмешиваться в погоду, есть и другие трюки: например, добавить большой свитер или обернуть под одеяло больше. Это слово имеет несколько возможных значений: это своего рода кирка или гора с остроконечным верхом. Но он также может использоваться в определенных выражениях, таких как «вы правы», что означает, что вы придете в нужное время, чтобы решить недоразумение или проблему. Наконец, «пик» используется, чтобы говорить о том, когда явление достигает максимума.


Правило 1. Не засовывайте в электрическую розетку посторонние предметы, особенно металлические!
Почему? Потому что ток, как по мостику переберётся по предмету на вас и может сильно повредить здоровью.



Правило 2. Не касайтесь руками оголённых проводов!
Почему? По оголённому, не защищённому обмоткой проводу, течёт электрический ток, удар которого может быть смертелен.



Правило 3. Не прикасайся к включенным приборам голыми руками!
Почему? Можно получить удар током, так как вода является проводником электрического тока.


Например, на данный момент мы говорим, что мы достигли пика потребления электроэнергии, потому что мы никогда не потребляли столько электроэнергии во Франции. Да, потеряйте отрицательные сборы, так что осталось больше положительных зарядов! Атом заряжается положительно.

Есть ли статическое электричество в природе?

И наоборот, когда атом побеждает на выборах, он становится отрицательно заряженным. Если вы когда-либо видели грозу и видели молнию, то вы стали свидетелями самых больших искр, создаваемых статическим электричеством в воздухе. Для молнии это стимулирует производство статического электричества.


Правило 4. Не оставляйте включенные электроприборы без присмотра!
Почему? Потому, что включенные электроприборы могут стать причиной пожара. Уходя из дома, всегда проверяйте: потушен ли свет, выключены ли телевизор, магнитофон, электрообогреватель, утюг и другие электроприборы.
Воспитатель читает стихотворение:
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК
Вижу розетку внизу на стене
И интересно становится мне,
Что за таинственный зверь там сидит,
Нашим приборам работать велит?
Зверя зовут электрический ток.
Очень опасно играть с ним, дружок!
Руки подальше от тока держи.
Пальцы в розетку совать не спеши!
Если попробуешь с током шутить,
Он разозлится и может убить.
Ток – для электроприборов, пойми,
Лучше его никогда не дразни!
Подведение итогов познавательного путешествия.
Вот и закончилось наше путешествие-знакомство с электричеством и электроприборами. Что понравилось и запомнилось вам особенно в нашем путешествии? (ответы детей) . Желаю вам помнить о важности электроприборов в нашей жизни и не забывать о коварстве электричества. Помните правила безопасности по использованию электроприборов. А напоминать о нашем путешествии будет вот такая весёлая электрическая лампочка - эмблема.


Воспитатель раздает детям эмблему с изображением электрической лампочки.

Вся материя состоит из крошечных частиц, которые называются атомами. Внутри атома имеются еще более мелкие частицы: электроны, вращающиеся вокруг центра, или ядра. Ядро состоит из протонов и нейтронов. Электрон имеет отрицательный заряд, а протон положительный. Обычно у атома столько же электронов, сколько и протонов, поэтому атом является нейтральным, т. е. не имеет заряда. Но иногда электроны слетают со своих орбит – их притягивают другие атомы, которые имеют положительный заряд, потому что в них не хватает электрона.

Движение электронов от одного атома к другому порождает энергию, которая называется электричеством. Электричество, которым мы пользуемся, вырабатывают гигантские машины – генераторы, и происходит это в местах, которые называются электростанциями. Для того чтобы генераторы работали, необходим источник энергии. Чтобы производить пар, который будет вращать огромные лопасти турбины, приводящие в действие генератор, воду для получения пара нагревают с помощью тепла, получаемого либо при сжигании угля, нефти или природного газа, либо при делении ядерного топлива.

Легкое статическое электричество

Наступает время, когда дисбаланс сборов и так важно, что он должен стабилизироваться! Это обновление нагрузки вызывает молнию.

Для этого легко сделать домашний опыт, нам понадобятся

Воздушный шар Шерстяной свитерА потолок. . Поместите мяч под потолок. Мои объяснения этого легко сделать на дому. Почему воздушный шар не прилипает к потолку? В начале этого простого эксперимента вы можете проверить, находится ли ваш левый шар в потолке.

Это позволит нам проверить его электрический заряд. Как вы можете видеть, ничего особенного не происходит. Воздушный шар просто падает на землю. Здесь мяч и потолок имеют сбалансированные нагрузки, ничто не удерживает мяч на потолке, и ничто не отталкивает его назад.

Энергия, полученная на основе тепла, называется тепловой энергией (мощностью). Работу эту может также выполнять вода, падающая с громадных, построенных человеком плотин или водопадов (гидроэнергетика). Для питания генераторов, вырабатывающих электричество, может также использоваться сила ветра или тепло Солнца, хотя к этим источникам энергии прибегают нечасто.

Это совершенно сбалансированный результат атомных зарядов. В наших двух элементах есть много электронов, воздушный шар и потолок! Зачем счистить мяч? Потирая воздушный шар, ему дают электрический заряд. Мы нарушаем баланс электрических зарядов, которые существовали. Чем больше мы втираем мяч, тем больше мы разрываем электроны.

Потеряв свои электроны, на воздушном шаре доминируют положительно заряженные протоны. Поэтому он положительно заряжен и обнаруживает дисбаланс с потолком, поскольку мы сможем наблюдать его во время этого легкого эксперимента. Почему воздушный шар прилипает к потолку? Воздушный шар остается прикрепленным к потолку, потому что потолок имеет нейтральный заряд по отношению к баллону, который при заданной нагрузке трением.

С помощью гигантского магнита генератор создает поток электрических зарядов, или электрический ток, который течет по медным проводам. Но для того чтобы электричество передавалось на большие расстояния – к жилым домам и промышленным предприятиям, – необходимо повысить напряжение, то есть силу, которая толкает ток. Для этого электричество проходит через устройство, которое называется трансформатор. Готовое к путешествию, но теперь слишком мощное и опасное для использования электричество выходит из электростанции по огромным кабелям, которые должны быть надежно укрыты под землей или протянуты высоко в воздухе с помощью опорных вышек.

Как магниты, потолок и воздушный шар привлекают! Происходит доминирующий заряд воздушного шара и противоположный потоку электрического притяжения. Через несколько минут вы увидите несколько часов, если вы хорошо протерте свой шар, а заряды начнут балансировать.

Объяснение этого простого научного эксперимента со сладостями

Существует обмен электронов между баллоном и потолком, который естественно сбалансирован. Когда оба элемента восстанавливают свой электрический баланс, мяч падает. На листе бумаги нарисуйте два больших круга вокруг круга, а посреди каждого из этих кругов рисует четко определенную точку.

Когда электричество доходит до места назначения, оно пропускается через другой трансформатор, понижающий его напряжение таким образом, что оно становится пригодным для нормального использования. После этого электричество поступает в жилые дома и на промышленные предприятия по проводам. Провода подсоединены к счетчикам, которые регистрируют, сколько электричества потребляется в каждом доме, чтобы потребители могли оплатить стоимость потребленного электричества компании-производителю.

Поместите конфету в каждую из этих точек. Эти конфеты в центре кругов являются ядрами. Придерживаясь этой конфеты, вы можете разместить 4 конфеты другой формы! Это будут наши протоны, которые естественно положительно заряжены! Поэтому мы скажем, что это правда, и все в порядке!

Мы только что создали центр нашего атома. Теперь давайте добавим конфету в круг, который вы нарисовали ранее. Эти конфеты будут электронами, которые естественно отрицательно заряжены. Вы можете добавить 4! Вот и все, наш атом завершен, мы сможем наблюдать вживую, что происходит во время трения!

Провода, проложенные через стены и полы, подводят электричество в каждую комнату дома или квартиры. Эти провода подключены через особые устройства, которые называются плавкие предохранители или прерыватели цепи. Плавкие предохранители прерывают прохождение электрического тока (т. е. размыкают цепь), если по какой-то причине ток увеличится до опасного уровня (что может вызвать перегревание и пожар). Бытовые приборы, которые работают от электричества – освещение, телевизор, тостер и другие, можно подключить к току, нажав выключатель или вставив вилку прибора в розетку.

Когда вы втираете свой шар на свой свитер, он побеждает или потерял электроны, что повлияло на изменение заряда атомов! Если вы удалите одну из электронных конфет, присутствующих на круге, атом получает положительный заряд, потому что положительно заряженные протоны находятся в большем количестве.

Большинство из них больше! Если вы добавите электронный конвек на круг, то они будут в большем количестве, и у атома будет отрицательный заряд! Так много для этого эксперимента по статическому электричеству объяснили детям! Не стесняйтесь делиться в социальных сетях!

Электричество, пожалуй, самое значимое открытие в истории человечества. Неведомая ранее сила существовала всегда и яркий пример тому – молния. Столкнувшись с этим явлением, ученые задавались вопросом – откуда взялось электричество и что это такое?

Изучение электричества продолжалось почти 2700 лет. С того самого момента, когда древний философ Фалес Милетский обнаружил притяжение мелких предметов янтарем, потертым о кусочек шерсти. Сегодня мы знаем, что электричество передается электронами – маленькими «шариками», бегущими по проводам.

Эксперимент: положите на стол мелкие кусочки бумаги, а затем возьмите простую пластиковую ручку и интенсивно потрите ее о кусочек шерсти или о волосы. Приблизив ручку к кусочкам бумаги, они просто начнут прилипать к ней. Это и есть притяжение, возникшее в следствии статического заряда.

В процессе исследований ученые задавались вопросом – откуда берется электричество, и находили все новые источники. В природе атмосферное электричество носит статический характер. Мельчайшие капельки воды, из которых состоят облака, трутся друг о друга. В результате трения накапливают заряд и в конечном итоге разряжаются друг в друга или в землю в виде молнии.

Электростатическая машина

Принцип ее действия основан все на том же трении, а современные электростатические машины демонстрируют на уроках физики. Первая такая машина появилась еще в 1663 году. Тогда ученые заметили, что при трении стекла о шелк возникает один заряд, а при трении смолы о шерсть ‒ другой. Противоположные заряды тогда называли «стеклянным и смоляным электричеством». Сегодня мы знаем, что это положительный (+) и отрицательный (-) заряды.

Накапливали эти заряды в лейденской банке. Это был первый конденсатор, который представлял собой стеклянную банку, обмотанную фольгой и заполненную соленой водой. Вода накапливала один заряд, а фольга ‒ второй. При сближении контактов между ними проскакивает искра, являя собой маленькую модель молнии.

Сегодня это обычная батарейка – источник постоянного тока. Электроток в батарейке появляется в результате химической реакции. Получить его можно и в домашних условиях. В стакан с уксусом опустите простой гвоздь, а рядом ‒ медную проволоку. Вот и все ‒ батарейка готова. Первый гальванический элемент создал выдающийся физик Вольт. Он взял цинковые и серебряные кружочки и, чередуя их по очереди, переложил бумажками, промоченными в соленой воде. Однако подсказкой для Вольта стал эксперимент профессора медицины Гальвани. Ученый, изучая анатомию, подвесил лягушечью лапку на медном крючке, а когда прикоснулся к ней стальным предметом лапка дёрнулась. Понадобилось более 10 лет, чтобы разгадать загадку откуда появилось электричество, но в итоге Вольт определил, что оно возникло в процессе взаимодействия разных металлов.

Генератор

Первый генератор был создан в 1831 году известным физиком Фарадеем. Принцип основан на связи электричества и магнетизма. Ученый намотал на катушку провод и, когда двигал внутри катушки магнит, в обмотке появлялось электрический ток. Тот же принцип сохраняется в современных динамо-машинах. Такие устройства устанавливают на переднее колесо велосипеда и подключают к фаре. В корпусе находится катушка, а в середине вращается постоянный магнит. Современные промышленные генераторы, работающие на электростанциях, устроены сложнее. В них постоянный магнит заменили катушкой возбуждения, то есть электромагнитом, а в остальном работает все тот же принцип, открытый Фарадеем.

Как уже упоминалось, электричество передается электронами. Для того чтобы электроны начали перемещаться по проводам, им нужна дополнительная энергия. В простых генераторах они получают эту энергию от магнитного поля, а вот в солнечных батареях ‒ от света. Маленькие частички света – фотоны, попадают на специальную матрицу, которая под воздействием света начинает отдавать электроны и возникает электрический ток.

Современное электричество

Сегодня без электричества трудно представить существование человечества. К тому же с ростом технологических мощностей одним из актуальных вопросов становится ‒ откуда брать электричество. Поэтому в мире строятся и работают множество различных электростанций. Не считая солнечные, все остальные производят электрический ток с помощью генераторов, а вот вращаются эти генераторы благодаря различным силам.

Принцип работы различных видов электростанций:

  • гидроэлектростанция – вращение происходит за счет прохождения потока воды через турбину (лопасти);
  • ветряная электростанция – вращение происходит за счет ветра, раскручивающего лопасти пропеллера;
  • теплоэлектростанция – сжигается топливо, нагревая воду и превращая ее в пар. В свою очередь, пар под давлением проходит через турбину и вращает лопасти, а вращение передается генератору;
  • атомная электростанция – принцип тот же, что и у тепловой, только вода нагревается не сгоранием топлива, а замедленной ядерной реакцией.

Вот откуда в наш дом приходит электричество. Правда на своем пути стремительные электроны проходят еще много различных установок, электрических станций и подстанций, где преобразовывается напряжение, распределяется мощность и др. Объяснить для детей откуда берется электричество можно проще, сказав, что это невидимая сила, получаемая из самой природы – течения рек, дуновения ветра, огня. При этом обязательно нужно предупредить, что электрический ток – опасен и не прощает шалостей, поэтому от розеток лучше держаться подальше.

Ноль

В обыкновенной розетке присутствует 2 контакта – фаза и ноль. Откуда берется ноль в электричестве, если плюс и минус являются переменными фазы? Каждый генератор на электростанции имеет 3 обмотки и в каждой генерируется отдельная фаза. Фазы обозначают латинскими буквами А, В и С. Концы всех 3-х обмоток замкнуты, а вторые концы – источники фаз. Точка замыкания обмоток и является нулем. Таким образом, ток от любой из обмоток, проходящий через нагрузку, возвращается в нулевую точку. Дополнительно в щитовой дома ноль заземляется, а схема называется «глухозаземленная нейтраль». При воздушной ЛЭП нулевой провод заземляется на опорах. Это сделано, чтобы при коротком замыкании ток достиг максимума, достаточного для срабатывания отсекающей автоматики. К тому же если на основном нулевом проводе произойдет обрыв, земля сработает как коллектор и аварии не произойдет.

На некоторых промышленных электроустановках выполняется изолированная нейтраль, так как это предусмотрено эксплуатационными особенностями самой установки. В домах же ноль обязательно заземляется.

Наталья Фролова
Занятие познавательного цикла «Электричество» для детей 6–7 лет

Задачи :

Образовательные :

Обобщить знания детей об электрических приборах , об их назначении в быту;

познакомить с понятиями «электричество » , «электрический ток » ;

познакомить с правилами безопасного обращения с электроприборами .

Развивающие :

Развивать умение работать с моделями;

Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности ;

Развивать мыслительную активность, любознательность, умение делать выводы.

Воспитательная :

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира ;

Используемые медиа-объекты : стихи, игры, фото электроприборов ; электронно -образовательные ресурсы : презентация «Электричество » , мультфильм.

Используемое оборудование : проектор, экран, ноутбук, спортинвентарь : мяч.

Предварительная работа : беседы, просмотр мультфильмов Тетушки Совы.

Словарная работа : активизировать в речи прилагательные, существительные, обобщающие слова. Формировать и обогащать словарь (электричество , электроприборы , корыто, стиральная доска)

Ход ЗАНЯТИЯ

I. Мотивация

Звучит музыка.

Воспитатель : - Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим об электричестве , о безопасности в доме, поиграем в интересные игры и узнаем, как электричество появляется в наших домах.

II. Воспитатель : - Послушайте стихотворение

Очень любим дом мы свой,

И уютный, и родной.

Но не каждый бы сумел

Переделать массу дел.

Нужно дома нам убрать,

Приготовить, постирать,

А ещё бельё погладить…

Как со всей работой сладить!

И чудесно, что сейчас

Есть помощники у нас.

Труд они нам облегчают,

Время наше сберегают.

Воспитатель : - О каких помощниках говорится в стихотворении?

Воспитатель : - А теперь давайте представим, что мы попали во времена, когда человек ещё на знал ничего об электричестве , а значит и об электроприборах он не знал и не думал. Но он готовил себе пищу, стирал бельё и убирал свой дом.

III. БЕСЕДА ОБ ПРИБОРАХ «Что есть, что было»

Воспитатель : Давайте поговорим, что помогало хозяйке раньше, а что сейчас.

Воспитатель : - Что это? (на экране слайд – корыто)

Дети : корыто, доска для стирки.

Воспитатель : - Правильно, это корыто. Как думаете, что в нём делали?

Дети : стирали

Воспитатель : - А как сейчас стирает ваша мама? Что ей помогает?

Дети : стиральная машинка

Воспитатель : - Что это такое?

Дети : веник

Воспитатель : - Для чего он нужен?

Дети : убирать грязь, подметать пол

Воспитатель : - А что сейчас помогает убирать дом вместо веника?

Дети : пылесос

Воспитатель : - Правильно. Посмотрите, что изображено здесь?

Дети : утюг

Воспитатель : - Для чего он нужен?

Дети : гладить белье

Воспитатель : - Посмотрите какой раньше был утюг. Он тяжелый, в него закладывали угли и пока они горячие – гладили. Посмотрите какой утюг стал сейчас. Он легкий, удобный и быстро гладит.

Воспитатель : - Что это?

Дети : печка, печь

Воспитатель : - Как вы думаете, для чего она была нужна?

Дети : готовить пищу, разогревать, обогревала дом

Воспитатель : - Какие приборы используются в наше время вместо печи?

Дети : микроволновая печь, электроплита , электрообогреватель

Воспитатель : - Что это?

Дети : свеча

Воспитатель : - Для чего она была нужна?

Дети : освещать комнату

Воспитатель : - Какой прибор заменил свечу?

Дети : лампы, люстры

Воспитатель : - Молодцы, справились с заданием. Теперь вы знаете, сколько приборов усовершенствовал человек, благодаря электричеству .

Воспитатель : - А как вы думаете, что нужно, чтобы все электроприборы заработали ?

Дети : электричество , ток, провода

Воспитатель : - Совершенно верно. Все электроприборы работают от электричества . Но, прежде чем я вам расскажу откуда появляется электричество , немножко разомнёмся.

Воспитатель : - Выходите на ковер. Вставайте в круг. Я буду называть электрический прибор , а тому, кому попадет в руки мяч, будет говорить, какие действия он выполняет (утюг, фен, микроволновка, холодильник, чайник, пылесос, вентилятор) . А теперь я буду называть прибор, который использовали раньше, а вы будете называть то , чем его заменили в наше время (свеча, корыто, веник) .

Воспитатель : - Видите, как много электроприборов нас окружает . Они – наши лучшие помощники. Все они делают нашу жизнь удобной и разнообразной. Без них человеку было бы трудно. Все эти приборы работают от электричества .

Воспитатель : - А теперь задание такое : не поворачивая тела, только вертя головой, поищите вокруг себя картинки с изображением электроприборов (дети глазами находят картинки и называют их) .

Воспитатель : - Продолжим беседу об электричестве . Садитесь на стульчики.

IV. РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ «ОТКУДА БЕРЁТСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО »

Воспитатель : - А кто знает, откуда берется электричество (ответы детей )

Воспитатель : - Электрический ток вырабатывается на больших мощных электростанциях . Чтобы получить электричество , на таких станциях используется пар, солнечный свет, вода и ветер (показ слайдов с

Если вы когда-нибудь смотрели на некое электронное устройство и задавались вопросом "Как оно работает?" и "Могу ли я сделать это сам?" - или если ваш ребенок уже вырос из электронного конструктора "Знаток" и готов двигаться дальше, книга "Электроника для детей" - то, что вам нужно, особенно таким дождливым летом, как нынешнее. Если вы в детстве с упоением разбирали радиоприемник, а сейчас ваш сын спрашивает, как устроен компьютер, эта книга для вас. Отрывок, который мы публикуем сегодня, даст детям первое представление об электричестве и поможет собрать первое собственное устройство - охранную сигнализацию.

Прежде чем мы приступим к опытам с электричеством - немного физики. Как электричество заставляет лампочку гореть? Здесь действует сочетание четырех понятий. Это:

  • Электроны
  • Напряжение
  • Сопротивление

Все, что нас окружает, состоит из атомов - частиц настолько малых, что разглядеть их можно только с помощью особого типа микроскопа. Но сами атомы состоят из еще меньших частиц - протонов, нейтронов и электронов.

Протоны и нейтроны образуют ядро атома (его центр), а электроны вращаются вокруг этого ядра, как планеты вокруг Солнца. Протоны и электроны несут электрические заряды, протоны имеют положительный заряд, а электроны - отрицательный.

Именно поэтому электроны удерживаются в атоме: положительный и отрицательный заряды притягивают друг друга подобно разноименным полюсам магнитов.

Некоторые вещества обладают проводимостью: если воздействовать на них энергией (например, запасенной в батарейке), то электроны в них начинают перемещаться от атома к атому!

Присоединив к лампочке батарейку, вы подали на нить лампочки напряжение. Это напряжение, измеряемое в вольтах (В или V), толкает электроны в одном направлении, заставляет их двигаться по нити. Чем оно выше, тем больше электронов будет передвигаться по нити.

Представьте себе нить в виде трубы, целиком заполненной шариками. Если с одного конца трубы втолкнуть шарик, с ее противоположного конца тут же без всякой задержки выпадет другой шарик.

Чем больше шариков вы будете заталкивать в один конец трубы, тем больше их будет выпадать из другого. Именно так ведут себя электроны в нити накаливания лампочки, когда на нее подается напряжение.

Электрический ток - это течение потока электронов по нити лампочки. Вы могли слышать слово течение применительно к реке: "У этой реки сильное течение". Это значит, что по реке протекает много воды. Электрический ток подобен этому течению: если говорят "сильный ток", это значит, что по проволоке протекает много электронов.

Сила тока измеряется в амперах (А). При увеличении напряжения в цепи увеличивается и сила тока. Как вода течет по склону под действием силы тяготения, так ток течет от положительного вывода батарейки (+) к отрицательному (-). При этом сами электроны движутся в противоположном направлении - от отрицательного вывода к положительному. Однако применительно к току всегда говорят, что он течет от плюса к минусу.

Напряжение заставляет электроны двигаться и тем самым создавать электрический ток, а сопротивление препятствует этому току. Это подобно игре с садовым шлангом: если сжать его, сопротивление потоку воды увеличится и поток ослабнет, т. е. воды станет протекать меньше. Но если открыть кран еще больше, увеличится давление (это будет подобно повышению напряжения), и поток воды увеличится, даже если шланг останется сжатым в той же степени. Сопротивление в электричестве действует подобно сжатию шланга, а измеряется оно в омах (Ом или Ω).

Теперь я объясню вам, как электроны, ток, напряжение и сопротивление действуют вместе, заставляя светиться лампочку.

Концы нити накаливания лампочки соединены с деталями ее цоколя: один - с боковой поверхностью его корпуса, другой - с центральным контактом. Когда вы присоединяете лампочку к батарейке, вы создаете то, что называется электрической цепью. Цепь - это путь, по которому ток может течь от плюса батарейки к минусу.

Создаваемое батарейкой напряжение заставляет электроны двигаться по цепи, частью которой является нить накаливания лампочки. Нить обладает сопротивлением, ограничивающим силу тока в цепи. Когда электроны преодолевают сопротивление нити, она становится такой горячей, что начинает светиться, т.е. испускать свет.

Чтобы батарейка могла заставить электроны двигаться, цепь между ее выводами не должна иметь разрывов, т. е. должна быть замкнутой.

Чтобы электричество могло работать, всегда необходимы замкнутые цепи. Достаточно разомкнуть цепь - создать в ней хоть один разрыв в каком-либо месте, и лампочка сразу погаснет! Давайте рассмотрим электрические цепи более подробно.

Давайте продолжим рассматривать электричество, сравнивая его с течением воды в трубах. Представьте себе систему труб в виде замкнутой петли с насосом, которая целиком заполнена водой. В одном месте эта система имеет сужение.

Насос играет роль батарейки, которая питает цепь энергией. Сужение в трубе уменьшает поток воды. Так же действует сопротивление в электрической цепи.

Теперь вообразите, что вы можете ввести в эту систему труб некое измерительное устройство, которое позволит определять количество воды, протекающей через него за одну секунду. Обратите внимание, что здесь я говорю лишь о том, сколько воды протекает через одно случайно выбранное место в трубе, а не об общем количестве воды в трубах. Точно так же мы будем говорить о силе тока в цепи: сила тока - это количество электронов, протекающих через определенную точку цепи в секунду.

Вы пользуетесь выключателями каждый раз, когда зажигаете или гасите свет. Когда свет в комнате горит, выключатель составляет часть замкнутой цепи, раз по лампе проходит ток. Но что происходит, когда выключатель размыкают? Происходит то же самое, что при разъединении провода в цепи: ток через лампу прерывается, и лампа гаснет, так же как в разомкнутой цепи, показанной выше.

Вокруг себя вы можете найти самые разные выключатели, и это очень простые устройства. Они соединяют два провода, чтобы замкнуть цепь, и разъединяют их, чтобы разомкнуть ее. Даже зная лишь это, можно создавать неплохие схемы, чем мы и собираемся заняться.

Выключатель можно сделать из самых разных вещей - даже из двери. В этом проекте вы превратите дверь в огромный выключатель, чтобы создать охранную сигнализацию, которая будет издавать предупредительный сигнал каждый раз, когда кто-нибудь попытается войти в комнату.

Чтобы создать такую сигнализацию, нужно прикрепить к двери несколько проводов и полоску алюминиевой фольги таким образом, чтобы при закрытой двери цепь была разомкнутой и ничего не происходило, а при открывании двери цепь замыкалась, включая зуммер.

Над дверью мы повесим оголенный (неизолированный) провод, а на верхний край двери наклеим полоску фольги и соединим эти элементы с разными концами электрической цепи, в состав которой входит зуммер. При открывании двери свисающий оголенный провод коснется фольги и тем самым замкнет цепь, заставив зуммер звучать.

Материалы и инструменты:

  • Зуммер. Зуммеры бывают пассивными и активными. Пассивным нужен входной сигнал звуковой частоты, а активным - только напряжение. Для этого проекта вам понадобится активный зуммер, который работает от напряжения 9–12 В (например, KPIG2330E от KEPO. Подойдет также зуммер, который продается в магазинах автозапчастей под названием "Индикатор звуковой (повторитель)" или "Звуковой повторитель поворотов", рассчитанный на напряжение 12 В).
  • Стандартная батарейка 9 В для питания цепи.
  • Разъем для подключения батарейки к цепи (колодка или клемма для "Кроны" с проводами).
  • Алюминиевая фольга.
  • Неизолированный провод. Подойдут гибкая медная проволока без изоляции (не перепутайте с обмоточным эмалированным проводом, такой не годится), старая гитарная струна или что-нибудь подобное.
  • Лента для крепления всех элементов. Это может быть изолента, скотч и т.п.
  • Кусачки (бокорезы) для проволоки и удаления изоляции с проводов.
  • Ножницы (не обязательны). Ими удобно резать фольгу.

Шаг 1. Проверка зуммера. Прежде всего проверьте, работает ли зуммер. Прижмите его красный провод к положительному (+) выводу батарейки, а его черным проводом коснитесь ее отрицательного (-) вывода. Зуммер должен издать громкий звук. Если отсоединить любой из его проводов от батарейки, звук должен прекратиться, поскольку цепь будет разомкнута.

Шаг 2. Подготовка фольги. Отрежьте ножницами полоску фольги шириной около 2,5 см и длиной во всю ширину рулона.

Шаг 3. Закрепление фольги на двери. Закрепите оба конца полоски фольги на верхнем крае двери двумя кусочками клейкой ленты. Эта полоска будет служить контактом для проводов от батарейки и зуммера.

Шаг 4. Подготовка контактного провода. Возьмите кусок неизолированного провода длиной около 25 см.

Шаг 5. Соединение зуммера с контактным проводом. Соедините один конец контактного провода с оголенным концом черного провода разъема для подключения батарейки. Сделать это просто: скрутите вместе неизолированные концы этих проводов и обмотайте скрутку куском изоленты.

После этого тем же способом соедините красный провод разъема для подключения батарейки с красным проводом зуммера.

Шаг 6. Установка зуммера и контактного провода. Теперь установите зуммер и контактный провод над дверным проемом. Сначала клейкой лентой прикрепите контактный провод к притолоке двери таким образом, чтобы, когда дверь закрыта, он свисал перед дверью, а при ее открывании ложился на полоску фольги.

Теперь клейкой лентой закрепите над притолокой зуммер так, чтобы его черный провод мог касаться полоски фольги на двери. Неизолированный конец этого провода прикрепите клейкой лентой к фольге.

Шаг 7. Подключение источника питания. Закрепите над дверью батарейку и подключите к ней разъем. Теперь ваша сигнализация должна выглядеть примерно так:

Шаг 8. Проверка сигнализации. Проверьте работу сигнализации. При открывании двери оголенный контактный провод должен коснуться фольги на двери, включив тем самым зуммер, который издаст громкий звук. Чтобы проверка была более достоверной, попросите кого-нибудь другого открыть дверь.

Шаг 9. Если сигнализация не работает. Если при открывании двери зуммер не включается, надо попытаться отрегулировать положение контактного провода так, чтобы при открывании двери он точно касался фольги. Если касание происходит правильно, попробуйте заменить батарейку. Если и это не поможет, проверьте соединения проводов разъема батарейки с проводами схемы и, если понадобится, выполните их заново.

Комментировать статью "Опыты с электричеством для детей: охранная сигнализация своими руками"

Еще по теме "Физические опыты для детей - как сделать сигнализацию своими руками?":

Опыты с электричеством для детей: охранная сигнализация своими руками. Домашние животные. 7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные...

Оплата электроэнергии в СНТ. Законы, права. Юридическая. Обсуждение юридических вопросов, консультации специалистов на темы наследства, недвижимости, оформления документов.

Опыты с электричеством для детей: охранная сигнализация своими руками. часто горят утюги с раздельным регулятором пара-воды и температуры. ибо если убрать тем-ру на минимум, то вода не превращается в пар и льется вовнутрь, замыкая контакты...

Опыты с электричеством для детей: охранная сигнализация своими руками. Как объяснить ребенку 4-х лет, что такое статическое электричество? Опытов куча, а вот внятного объяснения ни найти, ни выдумать пока не могу:-(18.11.2002 11:30:32, Ольга Оводова.

Опыты с электричеством для детей: охранная сигнализация своими руками. ...цепь - создать в ней хоть один разрыв в каком-либо месте, и лампочка сразу погаснет! Проект: охранная сигнализация. Выключатель можно сделать из самых разных вещей - даже...

раз руками -ногами двигает может наш способ поможет. моя сама с места тоже не двигается. я стояю над ней на четвереньках и фиксирую своими руками -ногами ее руки -ноги соответвенно, сзади. т.е когда она сделает движение вперед Очень нужна детская трость для детей с дцп.

Дети с особенностями развития, инвалидность, уход, реабилитация, врач, больница, медикаменты. Ребёнок родился у нас недоношенный, чуть больше килограмма, сейчас 5 месяцев. Врачи говорят, что есть очень большой риск ДЦП (голову держит плохо, спастический...

Опыты с электричеством для детей: охранная сигнализация своими руками. Если вы в детстве с упоением разбирали радиоприемник, а сейчас ваш сын спрашивает, как устроен компьютер, эта книга для вас. Отрывок, который мы публикуем сегодня, даст детям первое...

Мы сделали уже 6 операций (по Ульзибату) и единствено о чем я жалею, что не сделали первую раньше, тогда бы неправильный стереотип Внешне не очень заметно, просто правые рука и нога хуже работали. Гипсование при ДЦП. Опыт физической реабилитации ребенка с ДЦП.

" Сигнализация " для коляски:). Родительский опыт. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие " Сигнализация " для коляски:) Посоветуйте, вопрос из серии "ку-ку", извините, но реалии жизни заставляют: Как оставить в подъезде детскую...

Соседи воруют электричество:((. Серьезный вопрос. О своем, о девичьем. Электричество стоит не мильоны,тока если они,соседи:) там самогон не гонят,в промышленных масштабах:) 19.01.2006 18:33:05, Karolina. Наш ребёнок.

про электричество и лампы. итак, кому интересно - докладываю: вечером приехал мой брат, чуток все поковырял, отключил часть света в квартире (так,что мы с его женой могли Опыты с электричеством для детей: охранная сигнализация своими руками. Электрический ток.

Опыты с электричеством для детей: охранная сигнализация своими руками. Прежде чем мы приступим к опытам с электричеством - немного физики. Происходит то же самое, что при разъединении провода в цепи: ток через лампу прерывается, и лампа гаснет, так же как в...

Опыты по химии и физике. Естественные науки. Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с детьми. Комментировать статью "Научные опыты с детьми: 5 домашних химических экспериментов ".

Домашние опыты: физика и химия для детей 6 -10 лет. Простые но впечатляющие химические опыты - покажите детям! Научные опыты с детьми: 5 домашних химических экспериментов. Домашние опыты по химии с детьми: как сделать клей своими руками дома.

Как объяснить ребенку 4-х лет, что такое статическое электричество? Вчера отмазалсь, доходчиво объяснить не удалось:(обещала, что подумаю и сегодня Опыты с электричеством для детей: охранная сигнализация своими руками. Как объяснить ребенку 4-х лет, что такое...

всякие физические опыты хорошо показывать. Самое время спросить у них, знают ли они, что обезьяны ногами пользуются так же как руками и если научить их рисовать Очень простой и известный фокус, но детей он радует невероятно.

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. Народ, кто-нибудь пользуется устройством - что-то типа рации, или микрофонов, чтобы слышать малыша из другой комнаты?

физические фокусы-2.. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое Опыт по физике для детей: как доказать вращение Земли. А еще лучше вместе сделать физические опыты.

Опыты с детьми в домашних условиях. Занимательные эксперименты с детьми. Домашние опыты от MEL Chemistry: химические опыты и эксперименты для детей. Для минимальной, но такой же зрелищной фараоновой змеи нужно всего лишь зайти в аптеку, а затем в магазин...

Познавательное путешествие-знакомство «Электричество и электроприборы»

Сценарий познавательного путешествия

Кривякова Елена Юрьевна, воспитатель логопедической группы, МБДОУ центр развития ребенка – детский сад №315 г. Челябинска

Описание:

Вашему вниманию предлагается сценарий познавательного путешествия. Раздел «Ребёнок и окружающий мир». Сценарий познавательного путешествия направлен на расширение и обобщение знаний об электричестве и электрических приборах, воспитание безопасного поведения по отношению к электричеству и электроприборам, интереса к окружающим в быту предметам, использование полученных знаний в игровой деятельности. Подготовленный материал будет полезным для педагогов дополнительного образования, воспитателей логопедических и общеобразовательных групп.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Безопасность», «Социализация».
Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, экспериментальная.
Цель: Развитие интереса к явлениям и предметам в окружающем мире. Расширение знаний безопасного поведения.
Задачи
Образовательные:
1. Расширить знания об электричестве и электроприборах.
2. Обобщить знания детей о пользе и опасности электричества.
3. Пополнить словарь детей новыми понятиями «гидроэлектростанция», «аккумулятор», «электрический ток».
Коррекционно-развивающие:
4. Активизировать речь и мыслительную деятельность детей. Способствовать умению четко и грамотно формулировать свою мысль.
5. Автоматизировать звукопроизношение у детей при звукоподражании.
6. Развивать зрительное и слуховое внимание, словесно-логическое мышление, память, творческое воображение.
7. Развивать социальные и коммуникативные навыки детей в совместной деятельности.
Воспитательные:
8. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам через умения слушать товарища и принимать мнение другого.
9. Воспитывать элементарные навыки безопасного поведения в быту при обращении с электричеством.
Ожидаемый результат: повышение интереса к окружающим предметам в быту и использовании полученных знаний в повседной жизни.
Предварительная работа: беседа «Путешествие в прошлое электрической лампочки»; заучивание загадок и стихов об электроприборах; рассматривание иллюстраций с изображением электроприборов; подбор предметов, работающих от батареек, аккумуляторов, элементов питания, для выставки; рассказы детей из личного опыта.
Оборудование:
- разрезная картинка с изображением электрической лампочки;
- карточки из дидактической игры «Эволюция транспорта и окружающих нас вещей» на примере группы «осветительных приборов»;
- свеча;
- мультимедийная система;
- игрушка набор для проведения опытов по разным отраслям знаний «Электрическая сирена» из серии научных игрушек «Изучаем окружающий мир»;
- выставка предметов, работающих от батареек, аккумуляторов, элементов питания;
- мольберт;
- мягкие модули;
- модели с изображением правил безопасности при работе с электроприборами;
- эмблемы с изображением лампочки по количеству детей.
Методы обучения и воспитания: художественное слово (стихи и загадки), демонстрационный материал, использование элементов технологии ТРИЗ (приемы: «хорошо - плохо», моделирование), экспериментирование.
Условия проведения: просторный зал, в котором можно свободно передвигаться; стульчики по количеству детей; стол, на котором расположена выставка; мольберт с перевернутыми моделями безопасного обращения с электроприборами.

Ход мероприятия:

Вступительное слово воспитателя (стимулирование к предстоящей деятельности) :
Дорогие ребята! Я рада вас всех видеть здоровыми и веселыми. Сегодня нас ждет необычное путешествие, в котором мы узнаем много интересного. А для начала …
Проблемная ситуация: обратите внимание, что лежит на столе? Похоже, это разрезанные части картинки. Возьмите каждый по одной части, попробуйте вместе собрать общую картинку (дети собирают) .
Что получилось? (электрическая лампочка) .

Воспитатель: Скажите, а всегда ли люди использовали для освещения лампочки? (ответы детей) .
Погружение в проблему: Предлагаю вам окунуться в прошлое и проследить, как люди освещали свои жилища в разное время.
Дидактическая игра «Эволюция окружающих нас вещей»


Задание: Перед вами лежат картинки с изображением разных осветительных приборов. Выберите картинку, которая привлекла ваше внимание, понравилась вам. А теперь с их помощью мы будем строить дорожку из прошлого в настоящее. (Разложить карточки в хронологической последовательности, в соответствие с ранее проведенной беседой: «Путешествие в прошлое электрической лампочки») .
Воспитатель: Мы построили мостик из прошлого в настоящее. Я сейчас возьму свечу, зажгу её, а вы следуйте за мной (ребёнок, идущий последним, собирает картинки) . Переходим по « мостику» от прошлого к «настоящему».
Воспитатель: Вот мы с вами и оказались в настоящем (воспитатель предлагает детям присесть на стульчики напротив экрана) .
Загадка-стихотворение:
Вижу розетку вверху на стене,
И интересно становится мне,


(Электричество)
Воспитатель: А вы хотите узнать, как к нам в дом приходит электричество?
Показ слайда


Воспитатель комментирует: Это – гидроэлектростанция. Под большим напором вода поступает в турбину, где с помощью генератора вырабатывается электричество. Оно подаётся в специальные подстанции, а от них потом по проводам бежит к нам домой, в больницы, на заводы и туда, где люди не могут обойтись без электричества.
Воспитатель: Скажите, а для чего люди ещё используют электричество, кроме освещения помещения? (предполагаемый ответ детей: для пользования электроприборами).
Игра «Загадки-разгадки»
Дети по очереди загадывают загадки. После ответов детей, правильный ответ появляется на экране мультимедиа.
1 -й ребенок:
Пыль увижу – заворчу,
Заверчу и проглочу! (Пылесос)
Воспитатель: Какие звуки мы можем услышать при работе пылесоса? (ДЖ)
2 –й ребенок:
В неё сначала бельё загружай,
Насыпь порошок и в розетку включай,
Программу для стирки задать не забудь,
А после ты можешь пойти отдохнуть. (Стиральная машина)
Воспитатель: Какие звуки мы слышим при работе стиральной машины? (Р), (У) .
3-й ребенок:
Помялось платье? Ничего!
Разглажу я сейчас его,
Работать мне, не привыкать…
Готово! Можно надевать. (Утюг)
Воспитатель: Какие звуки мы можем услышать во время работы утюга? (ПШ) .
4-й ребенок:
Живут там разные продукты,
Котлеты, овощи и фрукты.
Сметана, сливки и колбасы,
Сосиски, молоко и мясо. (Холодильник)
Воспитатель: Молодцы, мы с вами не только все загадки разгадали, но и вспомнили все звуки, которые мы слышим при работе этих электроприборов.
Интересно, а какие звуки мы слышим, когда работает холодильник? (ответ ДЗ) .
Ребята, вспомните, какие электроприборы мы с вами еще не назвали, назовите их. (Ответы детей сопровождаются показом слайдов) . Все вспомнинили?!
Физкультминутка (активизация внимания и двигательной активности, восстановление работоспособности) .
Воспитатель: Где обычно в квартире стоит холодильник? (на кухне)
И мы с вами представим, что мы на кухне (дети выполняют движения в соответствии с текстом).
Что за шум на кухне этой?
Будем жарить мы котлеты.
Мясорубку мы возьмём,
Быстро мясо провернём.
Миксером взбиваем дружно
Всё, что нам для крема нужно.
Чтобы торт скорей испечь,
Включим мы электропечь.
Электроприборы – это чудо!
Жить без них нам было б худо.
Воспитатель: А вы знаете, ребята, что люди научились приручать электричество, и даже прятать его в специальных «домиках»: аккумуляторах и батарейках – их называют «элементы питания» (Показ картинок на слайде).
Эксперимент (специально приготовленный стол) . Мы сейчас с вами проведем эксперимент и проверим: правда ли электрическая система может работать от обычных батареек. И убедиться в том, что в них действительно «живёт» электричество (Опыт с набором «электрическая сирена») .


Воспитатель: Ребята, а кто знает, где ещё люди используют эти «домики» для хранения электричества: батарейки, аккумуляторы? (Ответы: видеокамера, фонарики, пульт управления, фотоаппарат). Педагог обращает внимание детей на выставку, рассматривают экспонаты.
Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, какую пользу человеку несёт электричество? (ответы детей) .
- А есть ли вред? (ответы детей) .
Правила безопасного обращения при работе с электроприборами
Дети присаживаются на мягкие модули напротив мольберта.
Задание: Используя модели, нам надо сформулировать основные правила безопасности при работе с электроприборами. По показу моделей формулируем правила.


Правило 1. Не засовывайте в электрическую розетку посторонние предметы, особенно металлические!
Почему? Потому что ток, как по мостику переберётся по предмету на вас и может сильно повредить здоровью.


Правило 2. Не касайтесь руками оголённых проводов!
Почему? По оголённому, не защищённому обмоткой проводу, течёт электрический ток, удар которого может быть смертелен.


Правило 3. Не прикасайся к включенным приборам голыми руками!
Почему? Можно получить удар током, так как вода является проводником электрического тока.


Правило 4. Не оставляйте включенные электроприборы без присмотра!
Почему? Потому, что включенные электроприборы могут стать причиной пожара. Уходя из дома, всегда проверяйте: потушен ли свет, выключены ли телевизор, магнитофон, электрообогреватель, утюг и другие электроприборы.
Воспитатель читает стихотворение:
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК
Вижу розетку внизу на стене
И интересно становится мне,
Что за таинственный зверь там сидит,
Нашим приборам работать велит?
Зверя зовут электрический ток.
Очень опасно играть с ним, дружок!
Руки подальше от тока держи.
Пальцы в розетку совать не спеши!
Если попробуешь с током шутить,
Он разозлится и может убить.
Ток – для электроприборов, пойми,
Лучше его никогда не дразни!
Подведение итогов познавательного путешествия.
Вот и закончилось наше путешествие-знакомство с электричеством и электроприборами. Что понравилось и запомнилось вам особенно в нашем путешествии? (ответы детей) . Желаю вам помнить о важности электроприборов в нашей жизни и не забывать о коварстве электричества. Помните правила безопасности по использованию электроприборов. А напоминать о нашем путешествии будет вот такая весёлая электрическая лампочка - эмблема.

Воспитатель раздает детям эмблему с изображением электрической лампочки.