Домой / Окружающий мир / Бухарин николай иванович. Николай бухарин - биография, информация, личная жизнь Николай бухарин

Бухарин николай иванович. Николай бухарин - биография, информация, личная жизнь Николай бухарин

Он был революционером с лицом святого, идеологом линии партии и всеобщим любимцем. Сталин называл его "бухарчиком", а Ленин относился как к сыну.

Идеолог пересмешник

Бухарин был талантливым карикатуристом. Его карандашу принадлежат единственные портреты Сталина, нарисованные с натуры, а не с фотографии. Бухарин рисовал всех, и даже публиковал карикатуры на первых лиц на страницах газеты "Правда". Про них он говорил, что это "модно и ни у кого не вызывает отторжения". Так он укреплял близость и узнаваемость власти, а когда злые языки нашептывали Сталину про очередную карикатуру, он отвечал: "Бухарчика не трогать!". Талант Бухарина передался и его сыну, который стал аквалеристом.

Друг и соперник

В последние свои дни Ленин называл Бухарина сыном. Он фактически умер на его руках. Их связывали долгие, тесные, почти дружеские отношения. Бухарин - тот человек, который позволял себе не соглашаться с Лениным. Они спорили при встречах и в своих работах, но это был поединок равных. Ленин безмерно ценил Бухарина и держал при себе. И как друга, и как главного врага. Николаю Бухарину удавалось даже быть третейским судьёй в спорах Троцкого и Ленина. Он говорил, что их дискуссии напоминают спор человека, называющего стакан стеклянным цилиндром, и человека, называющего тот же стакан инструментом для питья. Ленин использовал пример Бухарина со стаканом для изложения некоторых взглядов марксизма, не понятых, с его точки зрения, Троцким и Бухариным. Рассуждение получило название "Диалектика стакана". Ленин познакомил Бухарина со Сталиным. Бухарин помог написать Сталину работу по национальному вопросу, ту самую работу, которая ляжет в основу его курса.

За революцию! За НЭП!

Троцкий был ещё одним "заграничным" другом Бухарина. Они познакомились в Америке, где совместно выпускали журнал. На революцию они оба "опоздали". Ленин доехал быстрее. Но в отличие от Троцкого Бухарин не стремился к абсолютной власти. Их пути начали расходиться сразу по возвращении. Троцкий сначала "гнул" военный коммунизм и мировую революцию, в чем Бухарин даже поддерживал друга, но если Троцкого "заело" на этих идеях, то Бухарин был более динамичен в своих воззрениях. Окончательно разошлись они во время НЭПа. Бухарин видел, что политика НЭПа приносит свои плоды, что страну сейчас не нужно в очередной раз "вздыбливать", это может её разрушить. Троцкий же был непреклонен. В итоге, Бухарин оказался тем человеком, кто организовал ссылку Троцкого. Ничего личного. Только революция.

Опасный любимец

У Бухарина уникальная и трагическая во многом судьба. Он не был типичным большевиком, не воевал на фронтах Гражданской, но из всех соратников был одним из самых крупных профессионалов революции. Он был очень живым человеком, Ленин называл его "любимцем партии". Бухарин был великолепным оратором, что очень ценилось, но при этом в живом человеческом общении был очень открыт, много шутил. Про него говорили, что он больше похож на святого, чем на революционера. Он был на ты со всеми. Его уважали, любили и боялись, как боятся всякий неординарный ум.

Самородок-профессионал

Бухарин был талантливым журналистом. В Россию из эмиграции он вернулся, имея хорошую журналистскую подготовку. Он выпускал в Нью-Йорке журнал "Новый мир". Бухарин много лет был редактором "Известий" и "Правды". Он прошел хорошую школу пропаганды и мастерски владел форматами. Бухарин был известен как специалист не только в советской России, но и за рубежом. Шутка ли - инициатор и редактор Большой Советской энциклопедии... У французского интеллектуала Андре Мальро был проект поставить Бухарина во главе редакции неосуществлённой международной "Энциклопедии XX века". Это не удивительно: Бухарин в совершенстве владел несколькими языками и обладал энциклопедическими знаниями.

Душитель и друг литераторов

Бухарин был одним из самых образованных людей своего времени. Он много и плодотворно общался с литераторами, дружил и работатал с Горьким и Пастернаком. Очень ценил Мандельштама. Именно Бухарин выразил поддержку арестованному поэту, и расстрел ему заменили ссылкой. Сложные отношения у Бухарина были с Есениным. Одно время он считал его "вредным" поэтом, выражающим в своем творчестве все худшее, что есть в русском человеке. Смягчил свое отношение к Есенину Бухарин уже после самоубийства поэта, которое Николай Иванович, конечно, осудил. Бухарин многое сделал для русской культуры. Он видел в Пастернаке "голос вне хора" и признавал за ним гениальность. Показательный факт: Мандельштам на допросах перечислил всех, кому он читал своё стихотворение о Сталине (за которое и был осужден), но в протоколах допросов нет фамилии Пастернака. Нет её там как раз по причине любви Николая Бухарина к поэзии Пастернака.

Виноватый без вины

Бухарин прекрасно понимал, за что его арестовали. Понимал он и то, что живым ему из процесса не выйти. О чем он просил - о морфийной чаше, хотел умереть достойно, не как предатель у стенки, а как Сократ. В этой просьбе ему было отказано. Бухарин был объявлен одним из главных подрывников-изменников, участником "Антисоветского правотроцкистского блока". Бухарин не признал ни одного эпизода, говорил только, что "чудовищность моих преступлений безмерна". О пощаде он не просил, он слезно просил о встрече с семьей, говоря, что это "в интересах дела и в его официальной интерпретации". Он слишком хорошо знал систему, чтобы пытаться противостоять ей, он прекрасно знал, что оказался в жерновах, которые сам же и запустил.

27 сентября (9 октября) 1888 - Москва, 15 марта 1938] - русский философ, политический деятель, экономист. Учился в Московском университете на экономическом отделении юридического факультета. Был активным членом большевистской партии, занимая в ней лидирующие позиции (член Политбюро ЦК партии в 1924-29). В 1929 избран академиком АН СССР, в 1934-36 возглавлял Институт истории естественных наук и техники, инициатор создания журнала «Сорена» («Социалистическая реконструкция и наука»). В 1937 арестован, в 1938 расстрелян, в 1977 реабилитирован. Оценка философского творчества Бухарина неоднозначна. Так, Д. Лукач, А. Грамши рассматривают его социально-философскую концепцию как выражение экономического детерминизма марксистского толка; другие (С. Коэн, А. Майер) характеризуют ее как теоретическую новацию большевизма. В своей наиболее известной социально-философской работе, посвященной анализу исторического материализма, Бухарин рассматривал его не как идеологию партии, но как научную теорию, продуцирующую социальное знание на уровне мировых традиций («Теория исторического материализма». М., 1921). Бухарина считают (напр., И. Сталин) создателем «нэповской философии», основаннной на его «теории равновесия». В последней некоторые исследователи его жизни и творчества видят инструмент социального анализа современности и метод решения проблем модернизации стран третьего мира. В своем последнем труде, написанном на Лубянке,-«Философские арабески (диалектические очерки)» Бухарин развивает ряд новых тем (практика и способы освоения действительности, техника и технология, критика расовой идеологии фашизма и др.), оставаясь приверженцем ленинизма.

Соч.; Теория исторического материализма. М., 1921; Дарвинизм и марксизм. М-, 1932; Иэбр. произв. М., 1990; Философские арабески (диалектические очерки).-«ВФ», 1993, № 6.

Лит.: Бухарин И. И. Человек, политик, ученый. М.. 1989; Кун М. Бухарин: его друзья и враги. М., 1992; Haynes M. Nikolai Bukharin and the transition from capitalism to socialism. L., 1985.

Отличное определение

Неполное определение ↓

БУХАРИН Николай Иванович

27.09(9.10). 1888, Москва - 15.03. 1938) - политический деятель, экономист, философ. Учился в Московском ун-те на экономическом отд. юридического ф-та. В 1911 г. был арестован и сослан. В эмиграции, разделяя позиции большевиков, принимал активное участие в революционном движении. После Февральской революции 1917 г. вернулся на родину. С кон. 1917 по 1929 г. - ответственный редактор газ. "Правда". В 1924 г. избран членом Политбюро, занимал руководящие посты в ЦК, ЦИК СССР, Исполкоме Коминтерна, став в 1926 г. его председателем. Работал в Ин-те красной профессуры, Коммунистической академии, Ин-те К. Маркса и Ф. Энгельса. С 1929 г. - академик АН СССР. В 1934-1936 гг. в ВСНХ, возглавлял Ин-т истории естественных наук и техники, участвовал в издании журн. "Сорена" ("Социалистическая реконструкция и наука"), созданного по его инициативе. Был обвинен в контрреволюционной деятельности, исключен из ВКЩб). В 1937 г. арестован, в марте 1938 г. приговорен к расстрелу. В 1988 г. реабилитирован. Мировоззренческие ориентиры Б. сформировались уже в гимназические годы. От увлечения идеями Писарева он переходит к марксизму, привлекавшему его "необычайной логической стройностью" концепции (см.: Бухарин Н. И. Избр. труды. Л., 1988. С. 9). Первые теоретические работы посвящены экономической проблематике ("Политическая экономия рантье" (1914); "Мировое хозяйство и империализм" (1915); "К теории империалистического государства" (1915) и др.), в к-рых представлена концепция империализма и его политики, рассматриваются перспективы социалистической революции. После революции 1917 г., разделяя представления об экономической и политической отсталости России, он апеллировал к идее мировой социалистической революции. Идеология "военного коммунизма" нашла свое воплощение в написанной совместно с Е. Преображенским кн. "Азбука коммунизма" (1920). В "Экономике переходного периода" (1920), в вопросе о возможном построении социализма, Б. отошел от традиционного марксистского понятия о социализме, вырастающем в недрах капитализма, и, т. обр., приспособил теорию Маркса к условиям отсталой России; основу такого построения он видел в процессе планомерной и организованной работы пролетариата, а ядром этой работы в тот период считал революционное насилие, принуждение как метод выработки коммунистического человечества из человеческого материала совр. эпохи. Наиболее известной социально-философской работой Б. является "Теория исторического материализма" (1921). Исторический материализм рассматривался им как научная теория, продуцирующая социальное знание. Систематизируя его осн. категории, Б. ввел новые для ортодоксального марксизма трактовки отношения между природой и об-вом как главной детерминанте общественной эволюции в целом, производительных сил, экономического базиса, надстройки и их взаимовлияния. Он разграничивает понятия "надстройка" и "идеология", отождествлявшиеся большинством марксистов тех лет; исследовал многообразие опосредовании базисных отношений надстроечными; ввел понятие материальной культуры. Мн. положения труда Б. (понимание "механического" и "органического", характеристика диалектического метода на основе теории равновесия и др.) стали предметом философских дискуссий 20-х гг. После 1917 г. возрос интерес Б. к философским основаниям поднимаемых им экономических, политических, организационных проблем. Во многом это было связано с выявлением теоретической самобытности ленинизма, марксизма в целом. Б. не принял распространившихся в 20-е гг. версий ни об исключительно политической ориентации ленинского творчества, противопоставлявших Ленина - теоретика Ленину - практику, ни об отождествлении ленинизма и марксизма. Для него Ленин был мыслителем, но "значение Ленина как своеобразного мыслителя крупнейшей интеллектуальной силы, и притом интеллектуальной силы нового типа, только еще появляющегося в истории, далеко не ясно" (Бухарин Н. И. Ленин как тип мыслителя // Правда. 1926. 23 апр.). Политические и идеологические симпатии Б. определяли и его теоретическую эволюцию. В партийной публицистике сер. 20-х гг. Б. формулирует альтернативу курсу социалистического строительства, предложенного Троцким, выступая против тотального политического принуждения к социализму. Он подчеркивал значение экономических методов в управлении хозяйственными процессами, рассматривал кооперацию как прообраз социалистической экономики, отмечал роль научно-технического прогресса в укреплении социалистических форм хозяйствования. Б. не снимал лозунга классовой борьбы, но требовал уходить от военно-политических ее форм, переходить к мирно-хозяйственным. В последние годы интерес Б. сосредоточился на вопросах организации науки, истории науки, на технике и культуре. Оценка философского творчества Б. неоднозначна. Одни исследователи, начиная с Д. Лукача, К. Корша, А. Грамши, рассматривают его социально-философскую концепцию как апологетику объективизма, механицизма, экономического детерминизма марксистского толка. Другие (С. Коэн, А. Майер, К. Тарбак, У. Штер) характеризуют ее как теоретическое развитие, вклад большевизма, одно из последних проявлений плюрализма рус. марксистской мысли. Формулируя свое отношение к марксизму, Б. исходил из того, что "марксизм есть классовая идеология... революционное учение" (Учение Маркса и его историческое значение /у Избр. труды. Л., 1988. С. 120, 121). В социологическом плане марксизм есть идеология революционного пролетариата эпохи капитализма; логически марксизм есть научная система, "научное мировоззрение, научная практика" (Там же. С. 126). Применительно к анализу об-ва важнейшим научным его принципом Б. считал принцип равновесия, системности, целостности. Осн. общая закономерность - это стремление систем к равновесию, под к-рым понималось, во-первых, соответствие элементов системы друг другу, во-вторых, соответствие системы окружающей внешней среде. Нарушение внутреннего или внешнего равновесия восстанавливается на прежнем уровне (достигается "устойчивое равновесие") или на новом уровне, выше или ниже предыдущего (прогресс или регресс), тогда речь идет о "подвижном равновесии". Об-во - это открытая развивающаяся система, обменивающаяся материей и энергией с внешней средой - природой и, следовательно, находящаяся в подвижном равновесии. "Оно устанавливается и тотчас нарушается, вновь устанавливается на новой основе и снова нарушается и т. д." (Теория исторического материализма. М., 1921. С. 75). Об-во прогрессирует, когда обмен с природой осуществляется в его пользу, оно как бы "всасывает" энергию, накопленную в природе. Этот неэквивалентный обмен, идущий через нарушение и восстановление равновесия между об-вом и природой, есть не что иное, как развитие производительных сил, лежащее в основе об-ва в целом. С помощью нек-рых общенаучных категорий (причинность, система, равновесие) Б. стремился, с одной стороны, обосновать собственно материалистическую сторону истмата (первичность экономики, общественного производства, производительных сил), с другой - прояснить его динамические механизмы, показать характер общественной эволюции. Понятие равновесия в смысле соответствия, пропорциональности первично, с его т. зр., по отношению к понятию противоречия, поскольку противоречие - это нарушение равновесия внутри или вне системы. Б. рассматривал исторический материализм как тождественный социологической теории. В его обосновании структуры об-ва, социального детерминизма, соотношения материальных и идеальных факторов общественной эволюции присутствует аргументация ведущих немарксистских социологов - Э. Дюркгейма, М. Вебера, Р. Михельса, Э. Парето (см.: Сорокин о Бухарине // Социологические исследования. 1988. № 6). Это и позволило ему дать анализ об-ва, по сути дела, с позиций системно-функционального анализа. Об-во "есть наиболее широкая система взаимодействующих людей, обнимающая все длительные их взаимодействия и опирающаяся на их трудовую связь". Основная "общественная связь - связь людей в производстве. Самой широкой общностью людей является мировое хозяйство" (Теория исторического материализма. С. 95, 100). Понятие "общественно-экономическая формация" Б. не употребляет. Он говорит о социальных системах, общественных формах. Развитие общественных форм - капитализма, феодализма и др. он рассматривает как "ряд звеньев в общей цепочке, задетых и с одного, и с другого конца" (Там же. С. 72).

Существующий тогда в стране строй представлялся ему самостоятельной общественной формой, занимающей положение звена между капитализмом и социализмом. Отсюда и возникает идея "врастания" этого строя в будущую общественную систему - социализм. Структуру об-ва Б. рассматривал как отношение людей к природе (производительные силы), отношения их друг к другу (производственные отношения и др. общественные связи), общественное сознание. "Общество не могло бы существовать, если бы строй вещей, строй людей и строй идей не соответствовали друг другу" (Там же. С. 148). Нарушение равновесия между этими компонентами определяет в конечном счете движение любой общественной системы. Одной из главных проблем творчества Б. являлась проблема науки как рационального знания объективных законов. Такой характер науки проистекал из понимания им причинности. В плане причинного объяснения наука об об-ве не отличается принципиально от наук о природе. Идея всеобщности исторической необходимости доминирует в социально-философском творчестве Б., сближая его взгляды со сторонниками экономического детерминизма. Но примат практики являлся исходным в его миросозерцании. Для него "проблема внешнего мира" являлась "проблемой его преобразования" (Теория и практика исторического материализма. М.; Л., 1931. С. 8), тогда как проблема познания выступает как интегральная часть проблемы преобразования мира. Б. выступал против абсолютизации логического мышления, он считал совершенно "неверным рассечение, абсолютное, механическое, так называемой духовной жизни на замкнутые сферы чувств и интеллекта, или сознательного и бессознательного, или непосредственно чувственного и логического. Это не отдельные моменты абстрактных категорий. Это - диалектические величины, составляющие единство" (Поэзия, поэтика и задачи поэтического творчества в СССР. М., 1934. С. 11). Мышление в образах - необходимый компонент духовного познания мира. Результатом является не "научное отражение действительности, а чувственно-обобщенная картина феноменологического ряда, не сущности, а явления" (Там же. С. 12). Говоря о вкладе Б. в социальную теорию, называют своеобразную "нэповскую философию" (Коэн С. Бухарин: политическая биография. М., 1989. С. 385), основанием к-рой явилась теория равновесия. Равновесие предполагает социальную гармонию, стабильность, гражданский мир в отличие от ортодоксального большевизма, ориентированного якобы на обострение классовых антагонизмов, на ликвидацию непролетарских слоев. Теория равновесия создала основу для концептуального осмысления социальных изменений в мире 20-30-х гг. XX в. На ее основе разработаны бухаринские версии теории империализма, теории революции и теории модернизации об-ва. Она стала бухаринской платформой в его спорах с левой оппозицией, а затем со Сталиным по вопросам возможности сбалансированного, пропорционального экономического развития советского об-ва. Сегодня бухаринская теория равновесия рассматривается мн. его исследователями как инструмент социального анализа современности, как метод для решения проблем модернизации стран "третьего мира".

Отличное определение

Неполное определение ↓

Бухарин Николай Иванович (1888- 1938), советский политический деятель.

Родился 9 октября 1888 г. в Москве в семье учителя. В 1905 г. начал работать в московской городской организации большевиков, а в 1906 г., будучи гимназистом выпускного класса, вступил в РСДРП (б).

В 1907-1910 гг. учился на экономическом отделении юридического факультета Московского университета, откуда был исключён в связи с арестом.

В 1911 г. Бухарин сослан в Онегу (Архангельская губерния), оттуда бежал в Москву, а затем в Ганновер (Германия). Во время эмиграции работал в Германии, Австро-Венгрии, Швейцарии, Дании, Швеции, Норвегии, США.

Познакомился с опытом европейского рабочего движения, лидерами социал-демократии, овладел иностранными языками, изучал социологию и политэкономию, посещал занятия в Венском университете. В апреле 1917 г. через Японию Бухарин вернулся в Россию и на VI съезде РСДРП(б) стал членом ЦК, войдя в высшее партийное руководство.

Во время Октябрьского восстания в Москве Бухарин был главным редактором «Известий Московского ВРК». В 1918 г. его избрали членом Учредительного собрания от большевистской партии, и он вошёл в редколлегию газеты «Правда». В 1918-1929 гг. был главным редактором «Правды», одновременно являясь членом Исполкома Коминтерна (1919-1929 гг.).

В 1925 г. Бухарин вместе с И. В. Сталиным возглавил новое руководство в ЦК, но, резко разойдясь с ним по вопросу дальнейшего развития страны (1929 г.), был выведен из состава Политбюро (12 ноября 1929 г.) и снят с поста главного редактора «Правды».

В 1929-1932 гг. он занимал менее важные посты. В 1935-1936 гг. Бухарин принимал участие в написании и редактировании Конституции СССР.

27 февраля 1937 г. был арестован по делу право-троцкистского антисоветского блока и 15 марта 1938 г. расстрелян в Москве. В 1988 г. реабилитирован и восстановлен в партии.

Революционная деятельность. Начало

Во время буржуазного переворота в 1905-1907 годах он участвовал в студенческих демонстрациях. В 1906 году присоединился к большевикам. В 1907 году вместе с Григорием Сокольниковым подготовил юношескую конференцию, ставшую предвестником и костяком будущей комсомольской организации.

В 1908-1910 годах в составе Московского комитета РСДРП сотрудничал с набиравшими вес профессиональными союзами. Тогда же выяснилось, что как минимум четверо руководителей Москомитета были агентами охранки. В их числе Роман Малиновский. Ленин долго не хотел верить в то, что Малиновский — предатель. С легкой подачи Малиновского, знавшего о том, где мог находиться Бухарин, в июне 1911 года Николай Иванович был задержан и выслан из Москвы в Архангельскую губернию. В связи с этим арестом его исключили из университета за революционную деятельность.

Эмиграция

Во время своего пребывания в Кракове в 1912 году, он познакомился с . Это знакомство произвело на молодого революционера глубокое впечатление. До самой смерти вождя пролетариата, Бухарин восхищался им, старался быть похожим на Ленина. В эмиграции постоянно занимался самообразованием, изучал труды Маркса, Энгельса, социалистов-утопистов, анализировал, сравнивал их.

В 1914 году, когда началась , Австро-Венгерские власти заподозрили в нем шпиона и выслали из страны. Тогда он уехал в Швейцарию. Но и здесь пробыл недолго. В 1915 году он пересек Францию и Англию, эмигрировал в Швецию. В Стокгольме его знали как Мойшу Долголевского.

В 1915 году Бухарин создал аналитическую статью «Мировое хозяйство и империализм», в которой он разобрал особенности капитализма первых десятилетий ХХ века. Статья понравилась Ленину. Он написал к статье предисловие, использовал некоторые выкладки в книге «Империализм, как высшая стадия капитализма».

Но Бухарин разошелся с Лениным во мнении о праве наций на автономию и суверенитет.

Он писал для скандинавских антиправительственных печатных изданий, участвовал в заседаниях клуба эмигрантов, который шведская полиция считала бунтарским. 23 марта 1916 года Николай Иванович был арестован. В апреле 1916 года его удалили в Норвегию. Жил в Осло, в Копенгагене. В октябре 1916 года переправился в США. В Нью-Йорке сблизился с Л. Троцким и Александрой Коллонтай. Некоторое время редактировал вместе с Львом Давидовичем революционную газету «Новый мир».

Возвращение в Россию. Партийная деятельность

В апреле 1917 года Н. И. Бухарин возвратился из эмиграции, и был избран членом ЦК РСДРП. Он неустанно работал в московском комитете партии, редактировал «Известия Московского Революционного Военного Комитета. Активно вел пропагандистско-разъяснительную работу в период Октябрьской революции.

25 сентября 1919 года был ранен бомбой, которую анархисты забросили в здание, где располагался Московский комитет РКП(б). В результате этого теракта были ранены 55 человек и 12 человек погибло.

Николай Иванович, наряду с Лениным, Чичериным, Бонч-Бруевичем и Луначарским, был одним из самых образованных людей в ЦК партии. Ему поручались участки, требующие глубоких знаний.

  • В 1919-1920 годах был членом ИК Коминтерна.
  • 2 июня 1924 года переведён в Политбюро ЦК
  • 1929 -1932 гг. являлся членом Президиума ВСНХ СССР, руководил научно-техническим управлением.
  • В 1931 -1936 гг. он участвовал в выпуске научно-популярного журнала «Социалистическая реконструкция и наука».
  • С 1932 года назначен директором образованного на основе Комиссии по истории знаний Института истории науки и техники АН СССР, который проработал до своего последнего ареста.

Бухарин был разработчиком и соредактором первого выпуска Большой советской энциклопедии.

Сталинская мясорубка

Несмотря на, казалось бы, дружеские отношения Бухарина со , репрессии не обошли его стороной. Сталин не посмотрел на то, что Бухарин поддержал его в борьбе с Троцким, Зиновьевым и Каменевым. Иосиф Виссарионович понимал, что Бухарин пользуется некоторым авторитетом в партии, особенно популярен у молодежи, и хотя вряд ли может его подвинуть, сместить, но… Будучи сам человеком, способным на низость, лидер партии и государства, подозревал всех. Несогласие Бухарина в вопросах развития нэпа и коллективизации дали Сталину основание обвинить Бухарина в тайном сговоре против партии и лично против него, Иосифа Джугашвили. Взирая на многочисленные казни старых большевиков, своих друзей и соратников, Николай Иванович был полон страха и писал тирану многочисленные униженные письма с раскаяньями. Вождь же играл им как кот с мышкой, ободряя и успокаивая, а затем…

(1889-1938) советский политический деятель

На протяжении многих десятилетий имя Николая Ивановича Бухарина находилось под запретом. Между тем в его судьбе, как в зеркале, отразились трагические противоречия его времени. Он родился в Москве в семье школьного учителя. С детства Николай отличался разносторонними интересами и редкими способностями в учебе. Благодаря феноменальной памяти он мог запоминать самые различные сведения: например, читал целые страницы стихов наизусть. Кроме того, серьезно увлекался изучением животного мира, прекрасно знал литературу и историю, несколько иностранных языков.

Мечтая стать экономистом, после окончания гимназии Николай поступил на юридический факультет Московского университета. Настоящим потрясением для юноши стали революционные события 1905 года. После этого он вступает в большевистскую партию, а вскоре становится одним из видных пропагандистов. На последнем курсе университета Николай Иванович Бухарин был арестован и приговорен к ссылке.

В 1911 году он совершил побег и нелегально перебрался через границу. В 1912 году молодой революционер познакомился с Владимиром Лениным и с этого времени становится его ближайшим сподвижником. В эмиграции он продолжил образование, там же вышли его первые экономические труды, в частности книга «Политическая экономия рантье» (1915). Находясь в эмиграции, Николай Бухарин занимался в основном политической экономией, много печатался в «Правде» и других большевистских изданиях, выступал с лекциями в разных странах. За революционную деятельность его арестовывали в Швеции, Англии и Америке.

Известие о Февральской революции застало Николая Бухарина в Америке, где он находился с партийным поручением. Он сразу же поспешил на родину. Поскольку в Европе в это время шла война, ему пришлось добираться до России через Японию и Дальний Восток. Бухарин сразу же примкнул к «непримиримым большевикам» во главе с Лениным. По возрасту Бухарин оказался самым молодым среди руководителей большевистской партии, поэтому допускал достаточно резкие, а иногда и безапелляционные суждения. Так, в 1918 году на заседании Учредительного собрания он говорил о том, что большевики хотят построить «живой социализм», который должен наступить не через десятилетия, а гораздо раньше.

Как и многие большевики, Николай Иванович Бухарин считал, что вскоре после успеха русской революции она распространится по всему миру. Поэтому он и выступил против заключения с Германией Брестского мира, полагая, что надо вести войну до победного конца.

В 1919 году вместе с экономистом E. Преображенским, Николай Бухарин выпустил книгу «Азбука коммунизма». В яркой и доступной форме он разъяснял в ней основные идеи коммунизма. Вскоре эта книга стала учебником для партийной молодежи. Правда, от многих взглядов, изложенных в ней, Бухарин позже отказывался.

В книге «Экономика переходного периода», которая вышла в 1921 году, он выступил с обоснованием политики военного коммунизма. Бухарин считал, что принуждение является единственным средством «выработки коммунистического человечества». Вначале руководство большевистской партии поддержало это положение. Однако уже через несколько месяцев правительство было вынуждено перейти к новой экономической политике, основанной на рыночных отношениях. И книга Николая Бухарина сразу же оказалась очень удобным объектом для разоблачения крайностей военного коммунизма.

В своих выступлениях Николай Иванович Бухарин часто уходил дальше остальных руководителей партии. Так, в 1925 году он выступил с лозунгом «Обогащайтесь!». Бухарин полагал, что только при условии экономического процветания крестьянства возможно стабильное развитие страны. За подобные идеи его осудили многие ортодоксальные коммунисты. Однако сама логика исторического развития в конечном итоге показала правоту его взглядов.

После смерти Ленина,Бухарин оказался в центре внутрипартийной борьбы. В то время она была связана с полемикой о лидерстве в партии. Он выступил на стороне Иосифа Сталина , Зиновьева и Каменева и практически стал главным теоретиком этой группы. И, возможно, интеллектуальное превосходство Бухарина над Сталиным и стало основой начала их вражды, которая впоследствии привела к столь трагическому исходу.

В конце двадцатых годов, когда наметился откат от политики нэпа, взгляды Николая Бухарина вновь подверглись критике. Как часто было в то время, в партии началась борьба с его группой. И тогда он решился на неожиданный шаг: пришел домой к своему давнему противнику Льву Каменеву. Позже Каменев писал, что уже тогда Бухарин понял, что обречен. Действительно, месяц от месяца нарастало его противостояние со Сталиным. И оно привело к тому, что в апреле 1929 года Николая Ивановича Бухарина сняли со всех постов, которые он занимал, - главного редактора «Правды», председателя Коминтерна и члена Политбюро. Правда, спустя полгода, когда Бухарин и его товарищи «признали ошибки», их вернули в руководящие органы партии. Бухарин, в частности, стал главным редактором газеты «Известия», но это было понижением по сравнению с его недавней работой в «Правде».

На страницах «Известий» он опубликовал несколько статей, в которых выступал против выдвинутого Сталиным лозунга об обострении классовой борьбы в стране по мере продвижения к социализму и против связанного с ним курса на проведение чрезвычайных мер.

При этом Николай Бухарин писал, что отнюдь не отрицает необходимости ни коллективизации, ни жесткого управления экономикой, но в то же время считает, что к ним нужно прийти постепенно, без принуждения. Здесь снова проявилась противоречивость его позиции. С одной стороны, он считал, что нельзя допустить появления крупных капиталистов, а с другой, был против насильственной коллективизации. В то же время он соглашался и с тем, что мелкие производители не могли обеспечить достаточного количества хлеба.

Однако авторитет Николая Ивановича Бухарина как экономиста и политика был настолько высок, что он занимался разработкой самых значительных партийных документов. В апреле 1928 года именно Бухарин составил новую программу Коминтерна, в которой, по сути дела, была обоснована внешнеполитическая программа партии. Она была также несвободна от противоречий: например, Бухарин доказывал, что со временем капитализм должен будет сам собой погибнуть. Естественно, что в столь крайних суждениях отразились настроения своего рода революционного нетерпения, желание как можно быстрее увидеть результаты социальной революции.

Николай Бухарин был широко образованным человеком и писал по самым разным вопросам. Гак, он активно участвовал в подготовке первого съезда советских писателей и выступил на нем с интересным докладом. Он анализировал развитие поэзии и в числе немногих отметил талантливые стихи Б. Пастернака.

Заметим, что, в отличие от других партийных руководителей, Бухарин достаточно много ездил в разные европейские страны. Именно поэтому он и был назначен руководителем Коминтерна. После снятия его с этого важнейшего поста отношения партии большевиков с различными организациями в европейских странах значительно усложнились. Николай Бухарин, очевидно, обладал и определенными дипломатическими способностями.

Последнюю поездку за границу, во Францию, он совершил весной 1936 года. Вместе с ним туда отправилась его молодая жена А. Ларина, дочь известного революционера. Она ожидала ребенка. Возможно, разрешая эту поездку, Сталин хотел, чтобы Бухарин навсегда остался за пределами СССР. Бегство столь крупной фигуры, какой являлся Николай Иванович Бухарин, могло бы стать поводом для волны арестов и судов. Но он вернулся в Москву точно в срок.

Спустя всего четыре месяца во время процесса над Каменевым и Зиновьевым, Бухарина впервые обвинили в уголовных преступлениях. В газетах стали появляться материалы о его участии в подрывной деятельности. Он пытался протестовать, даже объявил голодовку. Но его участь уже была предрешена. Всего через несколько недель его арестовали сразу же после заседания Пленума ЦК, на котором Бухарин отказался публично признать свои ошибки.

Через год в Москве открылся показательный процесс над «старыми большевиками». На этом процессе Николай Иванович Бухарин мастерски разбивал все выдвигавшиеся против него доводы; давая показания, он сознательно утверждал очевидные нелепицы, давая понять думающим людям, что процесс фальсифицирован. И тем не менее суд приговорил сто к смертной казни. Всего через два дня, 15 марта 1938 года, Бухарин был расстрелян. Его вдова в это время находилась в ссылке, а сын был помещен в детский дом под именем Юры Ларина.

Многие годы А. Ларина провела в сталинских лагерях. Она была освобождена только в 1956 году и тогда смогла опубликовать вначале на Западе, а в 1988 году в СССР письмо-завещание, которое Николай Иванович Бухарин продиктовал ей перед арестом.